РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Почемучка» Направление «Интеллектуальное» для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Колышева Елена Станиславовна

               Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа  кружка «Почемучка»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.Программа «Почемучка»  является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на методическом объединении

________________

/Н.И. Ушенкова/

«___» ___________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

_________________

/Н.В. Давиденко/

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 город Нерюнгри»

678962, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Чурапчинская, д.16 Тел. 7-45-16, факс 8 (41147) 6-90-41

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Почемучка»

Направление  «Интеллектуальное»

для 3 класса

Программа  рассчитана на школьников 9-10 лет.

Срок реализации программы:

2016 - 2017 учебный год

Составитель:

_Колышева  Е.С.

учитель начальных классов

второй  категории

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

      Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа  кружка «Почемучка»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа «Почемучка»  является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа кружка «Почемучка» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа кружка «Почемучка»  согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
  • Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослым

Организация учебного процесса

Программа «Почемучка»  рассчитана на детей начальной школы в возрасте 9-10  лет, на 2016 – 2017 уч. год.

Формы и методы работы:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

   

Режим занятий детей:

Профили и отдельные формы внеурочной деятельности

Наполняемость групп

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий

Возраст 9-10 лет

14

1

40 мин

Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).   Количество детей в группе   до 20 человек.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы.

 Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

 Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

  • Регулятивные универсальные учебные действия
  • -предвосхищать результат.
  • - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • - предлагать помощь и сотрудничество; 
  • - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • - формулировать собственное мнение и позицию;
  • - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • - ставить и формулировать проблемы;
  • -  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • - установление причинно-следственных связей;

Формы учёта знаний, умений

            В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль:  Детям предлагаются листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся
  • создание ситуации успеха для каждого ученика
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
  • приобретение навыков саморефлексии.

Пример:

Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

«Школа»

Первые рисунки

Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.

Рисовать восковыми мелками слона.

               

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Игры и игрушки

Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

Обучающиеся будут уметь:

Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Все для дома

Обучающиеся будут знать:

Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.  Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.

Обучающиеся будут уметь:

Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями

Школа

Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.

Обучающиеся будут уметь:

Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Еда

Обучающиеся будут знать:

Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы  правильного питания. Составляющие части блюд.

Обучающиеся будут уметь:

Различать полезные и вредные продукты.  Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Одежда

Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.

Обучающиеся будут уметь:

Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую   модель русского костюма. Наблюдать объекты .

Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

по отличительным признакам.

Составлять презентацию.

Праздник

Обучающиеся будут знать:

Название и историю появления праздников и обычаев.

Обучающиеся будут уметь:

Соблюдать основные правила этикета,  применять их на практике.  Изготовить соответствующее украшение и подарок  к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.

Предприятия, сооружения, здания

Обучающиеся будут знать:

Происхождение некоторых сооружений  и культурно-развлекательных  центров. Историю их создания и предназначение.

Обучающиеся будут уметь:

Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников)

Транспорт

Обучающиеся будут знать:

Основные виды транспорта, их появление. Профессии  сопровождающие работу транспорта.

Обучающиеся будут уметь:

Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте,  применять их на практике.  Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.

Полезные изобретения

Обучающиеся будут знать:

Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение

Обучающиеся будут уметь:

Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты .

Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия

Учебно-тематический план

Раздел\Тема

Количество часов

Универсальные учебные действия

Игры и игрушки

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений

Все для дома

Школа

Еда

Одежда

Праздник

Предприятия, сооружения, здания

Транспорт

Полезные изобретения

 

   

Календарно-тематическое планирование

                           

План

Факт

Раздел\Тема

Количество часов

Теория

Практические действия или трудовые операции (примерные)

Игры и игрушки 4ч

Где появились куклы

1

История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле

Вырезание бумажных кукол

История глиняной игрушки

1

Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО

Лепка игрушек из пластелина

Кто первым запустил бумажного змея

1

История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея

Изготовление бумажного змея (коллективная работа)

Кто придумал мяч

1

Игры с мячом

Все для дома 4ч

Как появился чайник

1

Презентация «Чайное утро»

Правила чаепития

Сюжетная игра

Как баклуши били (ложки)

1

Беседа с презентацией

Роспись ложки

Когда было впервые изготовлено мыло

1

История создания мыла

Правила гигиены

Рисование  упаковки для мыла

Время не ждет! (часы)

1

Виды часов

Как они устроены

Изготовление циферблата из картона и проволоки

(работа в группах)

Школа 4ч

История шариковой ручки

1

Беседа «От пера до шариковой ручки…»

Лепка ручки из пластилина

Кто изобрел бумагу

1

Использование информации из дополнительных источников

Аппликация из бумаги (тема любая)

Откуда пошли названия дней недели

1

Получение информации через интернет

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

Кто автор микроскопа

1

Историческая справка

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

Еда 4ч

Как картофель попал в Россию

1

Презентация «Второй хлеб»

Поделки из картофеля

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1

Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми

Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке)

Первая кулинарная книга.

1

Историческая справка

Составление рецепта  (работа в группах). Защита

Из чего делают пряники

1

Беседа с работником кондитерского цеха

Лепка пряников из пластелина

Одежда 4ч

Одежда наших предков

1

Русский народный костюм

Составление кроссворда «Одежда предков»

Зачем нужны пуговицы

1

Беседа о видах пуговиц

Пришивание пуговицы

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

1

Историческая справка

Беседа о профессии сапожника

Рисование туфель

С каких пор применяют носовые платки

1

Информация из дополнительной литературы

Изготовление носового платка из ткани

Праздник 4ч

Новогодние игрушки

1

Откуда пришла традиция украшения елки

Изготовление новогодних игрушек

История воздушных шариков

1

Информация из дополнительной литературы

Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках

Широкая масленица

1

История появления праздника

Семейные праздники

1

Составление календаря семейных праздников

Предприятия, сооружения, здания 4ч

Кто основал первый зоопарк

1

Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

Когда возникли музеи

1

Экскурсия в музей

Все на каток!

1

Когда появились первые коньки

Гидроэлектростанция

1

Основные составляющие гидроэлектростанции

Составление кроссворда на тему «Электричество»

Транспорт 4ч

Кто придумал велосипед

1

Информация из справочника

Конкурс «Безопасное колесо»

Кто изобрел самолет

1

Информация из справочника

Луноход

1

История покорения космоса

Викторина

Лайнер. Пароход

1

Водные суда и их особенности

Оригами. Кораблик

Полезные изобретения 2ч

Окно в подводный мир (аквариум)

1

Виды распространенных аквариумных рыбок

Компьютер и Интернет

1

Компьютер как современное достижение науки

Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль

Перечень информационно-методического обеспечения

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы.  Для проведения занятий необходимо  помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д.  Программа  составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.

                                       

Список литературы

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

    Дополнительная литература

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 
  3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  
  4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

  1. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  2. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  3. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.
  4.  Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

Литература для обучающихся

  1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
  2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
  3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
  4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
  5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
  6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
  7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
  8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
  9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
  10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
  11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
  12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
  13. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.