Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Почемучка» Направление «Интеллектуальное» для 3 класса
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Колышева Елена Станиславовна

                   Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа  кружка «Почемучка»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.Программа «Почемучка»  является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рассмотрено

    на методическом объединении

    ________________

    /Н.И. Ушенкова/

    «___» ___________20___г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ СОШ №15

    _________________

    /Н.В. Давиденко/

    Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

    Министерство образования Республики Саха (Якутия)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №15 город Нерюнгри»

    678962, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Чурапчинская, д.16 Тел. 7-45-16, факс 8 (41147) 6-90-41

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

    «Почемучка»

    Направление  «Интеллектуальное»

    для 3 класса

    Программа  рассчитана на школьников 9-10 лет.

    Срок реализации программы:

    2016 - 2017 учебный год

    Составитель:

    _Колышева  Е.С.

    учитель начальных классов

    второй  категории

    2016 - 2017 учебный год

    Пояснительная записка

          Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа  кружка «Почемучка»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа «Почемучка»  является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

    Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

    Программа кружка «Почемучка» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа кружка «Почемучка»  согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

    Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

    Задачи:

    • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
    • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
    • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
    • Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослым

    Организация учебного процесса

    Программа «Почемучка»  рассчитана на детей начальной школы в возрасте 9-10  лет, на 2016 – 2017 уч. год.

    Формы и методы работы:

    • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
    • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
    • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
    • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
    • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

       

    Режим занятий детей:

    Профили и отдельные формы внеурочной деятельности

    Наполняемость групп

    Число занятий в неделю

    Продолжительность занятий

    Возраст 9-10 лет

    14

    1

    40 мин

    Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).   Количество детей в группе   до 20 человек.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы.

     Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

     Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной можно считать следующее:

    • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
    • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
    • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

    Метапредметные результаты

    • Регулятивные универсальные учебные действия
    • -предвосхищать результат.
    • - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
    • -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
    • - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
    • Коммуникативные универсальные учебные действия
    • -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
    • - предлагать помощь и сотрудничество; 
    • - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    • - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
    • - формулировать собственное мнение и позицию;
    • - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
    • Познавательные универсальные учебные действия
    • - ставить и формулировать проблемы;
    • -  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
    • - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
    • -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
    • - установление причинно-следственных связей;

    Формы учёта знаний, умений

                В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

    Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

    тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки

    Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

    Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  

    Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

    Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

    1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

    2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

    3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

    Самоконтроль:  Детям предлагаются листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:

    • развитие познавательных интересов обучающихся
    • создание ситуации успеха для каждого ученика
    • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
    • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
    • приобретение навыков саморефлексии.

    Пример:

    Раздел

    Тема

    Я знаю

    Я умею

    «Школа»

    Первые рисунки

    Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.

    Рисовать восковыми мелками слона.

                   

    Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

    Игры и игрушки

    Обучающиеся будут знать:

    Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

    Обучающиеся будут уметь:

    Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

    Все для дома

    Обучающиеся будут знать:

    Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.  Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.

    Обучающиеся будут уметь:

    Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями

    Школа

    Обучающиеся будут знать:

    Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.

    Обучающиеся будут уметь:

    Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

    Еда

    Обучающиеся будут знать:

    Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы  правильного питания. Составляющие части блюд.

    Обучающиеся будут уметь:

    Различать полезные и вредные продукты.  Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

    Одежда

    Обучающиеся будут знать:

    Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.

    Обучающиеся будут уметь:

    Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую   модель русского костюма. Наблюдать объекты .

    Характеризовать их особенности.

    Группировать (классифицировать)

    по отличительным признакам.

    Составлять презентацию.

    Праздник

    Обучающиеся будут знать:

    Название и историю появления праздников и обычаев.

    Обучающиеся будут уметь:

    Соблюдать основные правила этикета,  применять их на практике.  Изготовить соответствующее украшение и подарок  к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.

    Предприятия, сооружения, здания

    Обучающиеся будут знать:

    Происхождение некоторых сооружений  и культурно-развлекательных  центров. Историю их создания и предназначение.

    Обучающиеся будут уметь:

    Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников)

    Транспорт

    Обучающиеся будут знать:

    Основные виды транспорта, их появление. Профессии  сопровождающие работу транспорта.

    Обучающиеся будут уметь:

    Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте,  применять их на практике.  Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.

    Полезные изобретения

    Обучающиеся будут знать:

    Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение

    Обучающиеся будут уметь:

    Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты .

    Характеризовать их особенности.

    Группировать (классифицировать)

    по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия

    Учебно-тематический план

    Раздел\Тема

    Количество часов

    Универсальные учебные действия

    Игры и игрушки

    Коммуникативные УУД

    • Постановка вопросов;
    • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

    Регулятивные УУД

    • Целеполагание;
    • Волевая саморегуляция
    • Оценка;
    • Коррекция

    Познавательные УУД

    • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
    • Выделение познавательной цели;
    • Выбор наиболее эффективного способа решения;
    • Смысловое чтение;
    • Анализ объектов;
    • Доказательство;
    • Установление причинно-следственных связей;
    • Построение логической цепи рассуждений

    Все для дома

    Школа

    Еда

    Одежда

    Праздник

    Предприятия, сооружения, здания

    Транспорт

    Полезные изобретения

     

       

    Календарно-тематическое планирование

                               

    План

    Факт

    Раздел\Тема

    Количество часов

    Теория

    Практические действия или трудовые операции (примерные)

    Игры и игрушки 4ч

    Где появились куклы

    1

    История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле

    Вырезание бумажных кукол

    История глиняной игрушки

    1

    Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО

    Лепка игрушек из пластелина

    Кто первым запустил бумажного змея

    1

    История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея

    Изготовление бумажного змея (коллективная работа)

    Кто придумал мяч

    1

    Игры с мячом

    Все для дома 4ч

    Как появился чайник

    1

    Презентация «Чайное утро»

    Правила чаепития

    Сюжетная игра

    Как баклуши били (ложки)

    1

    Беседа с презентацией

    Роспись ложки

    Когда было впервые изготовлено мыло

    1

    История создания мыла

    Правила гигиены

    Рисование  упаковки для мыла

    Время не ждет! (часы)

    1

    Виды часов

    Как они устроены

    Изготовление циферблата из картона и проволоки

    (работа в группах)

    Школа 4ч

    История шариковой ручки

    1

    Беседа «От пера до шариковой ручки…»

    Лепка ручки из пластилина

    Кто изобрел бумагу

    1

    Использование информации из дополнительных источников

    Аппликация из бумаги (тема любая)

    Откуда пошли названия дней недели

    1

    Получение информации через интернет

    Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

    Кто автор микроскопа

    1

    Историческая справка

    Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

    Еда 4ч

    Как картофель попал в Россию

    1

    Презентация «Второй хлеб»

    Поделки из картофеля

    Откуда фрукты и овощи получили свое название

    1

    Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми

    Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке)

    Первая кулинарная книга.

    1

    Историческая справка

    Составление рецепта  (работа в группах). Защита

    Из чего делают пряники

    1

    Беседа с работником кондитерского цеха

    Лепка пряников из пластелина

    Одежда 4ч

    Одежда наших предков

    1

    Русский народный костюм

    Составление кроссворда «Одежда предков»

    Зачем нужны пуговицы

    1

    Беседа о видах пуговиц

    Пришивание пуговицы

    Кто придумал обувь? Секреты башмаков

    1

    Историческая справка

    Беседа о профессии сапожника

    Рисование туфель

    С каких пор применяют носовые платки

    1

    Информация из дополнительной литературы

    Изготовление носового платка из ткани

    Праздник 4ч

    Новогодние игрушки

    1

    Откуда пришла традиция украшения елки

    Изготовление новогодних игрушек

    История воздушных шариков

    1

    Информация из дополнительной литературы

    Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках

    Широкая масленица

    1

    История появления праздника

    Семейные праздники

    1

    Составление календаря семейных праздников

    Предприятия, сооружения, здания 4ч

    Кто основал первый зоопарк

    1

    Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

    Когда возникли музеи

    1

    Экскурсия в музей

    Все на каток!

    1

    Когда появились первые коньки

    Гидроэлектростанция

    1

    Основные составляющие гидроэлектростанции

    Составление кроссворда на тему «Электричество»

    Транспорт 4ч

    Кто придумал велосипед

    1

    Информация из справочника

    Конкурс «Безопасное колесо»

    Кто изобрел самолет

    1

    Информация из справочника

    Луноход

    1

    История покорения космоса

    Викторина

    Лайнер. Пароход

    1

    Водные суда и их особенности

    Оригами. Кораблик

    Полезные изобретения 2ч

    Окно в подводный мир (аквариум)

    1

    Виды распространенных аквариумных рыбок

    Компьютер и Интернет

    1

    Компьютер как современное достижение науки

    Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль

    Перечень информационно-методического обеспечения

    Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы.  Для проведения занятий необходимо  помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д.  Программа  составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.

                                           

    Список литературы

    Основная литература

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

    6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

        Дополнительная литература

    1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
    2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 
    3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  
    4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

    1. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
    2. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
    3. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.
    4.  Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

    Литература для обучающихся

    1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
    2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
    3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
    4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
    5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
    6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
    7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
    8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
    9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
    10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
    11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
    12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
    13. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике в1-2 классах

    Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи , скалендарно-тематическое планирование. программу можно использовать во внеурочной деятельности на любом уровне подготовки учащихся, включая "ну...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

    Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...