Выступление на педагогическом совете 2019-2020 уч.год
материал

Чернякова Юлия Николаевна

Выступление на педагогическом совете "Игровые технологии в организации учебно-воспитательного процесса для детей, испытывающих трудности в обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ped.sovet_.docx61.33 КБ
Office presentation icon pril11.ppt1.66 МБ

Предварительный просмотр:

     Выступление на педагогическом совете

по теме: «Игровые технологии в организации учебно-воспитательного процесса для детей, испытывающих трудности в обучении» 

           «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
                                                                                                                 А.С. Макаренко

    Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

                 В  процессе обучения учащиеся должны не только овладеть   установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои    познавательные способности и творческие силы.

                 Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за   результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию   игровых форм обучения.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

  • По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические;
  • По характеру педагогического процесса:

           -обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

           -познавательные, воспитательные, развивающие;

           -репродуктивные, продуктивные, творческие;

           -коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

  • По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
  • По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

            В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.

        Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

          Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

          Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).

        Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат будет  обязательно.

        В результате систематического использования игровых форм обучения повышается  темп работы на уроках, возрастает активность учащимся в    стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

        Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1.  Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2.   При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4.  Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5.  Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

          Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.         Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами.
        Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры, которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

Примеры использования игровых технологий
на разных этапах учебного процесса.

Игры на уроках математики 

        1. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов.  Герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала.

             

           2. Устный счет.  

  • Задачи с любимыми героями:

Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек, то у нее осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы ?  

Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?

  • «Круговые примеры», «Числовые домики», «Рыбалка».
  • «Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы, составить числовые выражения и т.д).
  • «Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000)
  • «Интеллектуальная разминка» (задачи на смекалку)
  • «Назови соседей числа» (можно с мячом).

  1. «Пирамида», «Палитра» и т.д.

        Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

        Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

        Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей).

 

  1. Работа с тренажерами

        На уроках математики и русского языка часто используется работа с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока: во время устного счета (на уроках математики); при закреплении нового материала; при поведении самостоятельной, проверочной работы; при игровых моментах соревновательного характера и т.д.


Игры на уроках русского языка. 

  • При изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких  согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. (Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра,  нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

  • Ребусы, шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.

- Из названий каких двух  букв можно приготовить пищу? ( «К»  и «Ш»)

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?  ( «Р»)

- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)

  • лексические игры.

        При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки. Давайте и мы попробуем их отгадать:

Право, я прическа – чудо. Заплести меня не худо. И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.   (коса)

Я и приправа хорошая к столу. И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

        Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

  • Игра «Собери фразеологизмы» 

        Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.

Гусь свинье не товарищ. Как в воду канул. У него язык без костей.

        В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.

  • «Перевертыши», или «Шифровальщики» (сточки из стихотворений, названия сказок, книг)

Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет.

Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку.

Король под фасолью. – Принцесса на горошине.

Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.

Пес без босоножек.- Кот в сапогах.

Великолепный индюк. – Гадкий утенок.

Квадратик. – Колобок.

Синяя бейсболка. – Красная шапочка.

Солнечный принц.- Снежная королева.

  • «Угадай-ка» (игра с подсказками)

Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда).

Был такой  композитор…  Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист)

Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота)

Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой… «Крокодил» (журнал).

        Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

  • При изучении  «Словообразования» детям нравится игра  «Ромашка»

         

        Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

  • Игра «Третий лишний»

         Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, часть, час

Печурка, печать, печка

Циркуль, цирк, циркач.

  • Шарады «Составь слово».

Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД.                         (Рассказчик)

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.                                      (Оценка)

        В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.

  • Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.


огород 


парк 


море 


школа 


столовая 


зоопарк 


гря-ки


доро-ки


пло-цы


кни-ки


хле-цы


кле-ка


кали-ка


бере-ки


фла-ки


обло-ки


пиро-ки


марты-ка


реди-ка


ду-ки


ло-ки


тетра-ка


сли-ки


тра-ка


морко-ка


ли-ки


остро-ки


промока-ка


голу-цы


реше-ка


Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

  • «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

  • Ребусы  (бубен, хомяк, барабан, стриж)

 Игра на уроках чтения и развития речи. 

На уроках чтения использую такие игровые задания:

  •   Кроссворды,  головоломки.
  • «Узнай предмет и назови произведение».
  • «Подбери к стихам рисунки»
  • «Собери пословицы» и т.д.
  • Игра в рифму 

        Называем фразу, а дети продолжают,  подбирая рифму:  удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение, и чувство слова, и  чувство ритма.

  • «Оживление».

        Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./

  • Сочинение сказок «наизнанку». 

        Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

  • «Фантастические гипотезы». 

Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

из крана на кухне полился апельсиновый сок;

из тучи вместо дождя стал падать изюм;

люди придумали таблетку от сна?

  • «Ролевая игра», пантомимы, анаграммы
  • Игры-драматизации

        Формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

  • «Скороговорки»

        Эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Удобный материал для развития внимания и памяти детей.

  • Разучивание стихотворений
  • Пересказ рассказов, басен, прослушивание аудиозаписей, просмотр кино-и мультфильмов способствуют развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

  • «Бинго»

        Игру можно проводить как на уроке русского языка, так и литературы. У каждого ребёнка на парте лежит листок с таблицей. В её строках записаны опорные слова, имеющие отношение к изучаемой теме. Это те слова, идеи, которые я буду обязательно использовать на уроке в момент объяснения нового материала, или в рассказе о биографии писателя, его произведениях. Например, вот такую таблицу получили ребята на уроке литературного чтения, посвящённого творчеству Даниила Хармса:

Фантазёр, Дмитрий Ювачёв, «Чиж», короткие штаны, Самуил Маршак

Кошка, «Ёж», Ленинград, псевдоним.

        Выстраивая свой рассказ о жизни и творчестве этого писателя, я обязательно использую слова из таблицы. Задача каждого участника игры — отмечать по ходу рассказа в таблице те слова, которые они услышали из моего повествования. По ходу игры каждый участник должен быть начеку. Тот, кто первым полностью заполнит таблицу, даёт об этом знать — громко на весь класс кричит «Бинго!». Заполнение таблиц прекращается. Начинается общее обсуждение, которое выстраивается в цепочку воспоминаний: в каком контексте прозвучало то или иное слово на уроке. Иногда по этой таблице ребята могут воссоздать рассказ об авторе или об изучаемом предмете.

        В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

        

        “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

        Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют использования ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к                             деятельностному;
  • активизиция познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • использование как средства самообразования;
  • повышение уровня знаний;
  • осуществление проектной деятельности младших школьников.

        

        Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса.


Результат игровых технологий.

        Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

        Подводя итог выше изложенному можно отметить плюсы и минусы применения игровых технологий.

 
        
«Плюсы» -использование игровых технологий:
• игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
• несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
• идет передача опыта старших поколений младшим;
• способствует использованию знаний в новой ситуации;
• является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
• способствует объединению коллектива и формированию ответственности.


        
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
• сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
• подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
• увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
• невозможность использовать на любом материале;
• сложность в оценки учащихся.


        В любом случае, самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игровые технологии в организации учебно-воспитательного процесса для детей, испытывающих трудности в обучении»

Слайд 2

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» . А.С. Макаренко

Слайд 3

перегрузка однообразным учебным материалом Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса ограниченные возможности для творческого самоуправления

Слайд 4

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Слайд 5

Условия обучения

Слайд 6

Условия обучения

Слайд 7

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание; помогает лучше усвоить учебный материал; вызывает у детей живой интерес к процессу познания.

Слайд 8

Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы

Слайд 9

Устный счёт

Слайд 10

«Палитра» «Пирамида»

Слайд 11

Работа с тренажёрами Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма

Слайд 12

«Перевертыши» Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет. Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку. Король под фасолью. – Принцесса на горошине. Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик. Пес без босоножек.- Кот в сапогах. Великолепный индюк. – Гадкий утенок. Квадратик. – Колобок. Синяя бейсболка. – Красная шапочка. Солнечный принц.- Снежная королева.

Слайд 13

Игра «Ромашка» ДО - ПЕРЕ - ИЗ - РАЗ - ОТ - ПОД - НА - ВЫ - - УЧИТЬ - РАБОТАТЬ

Слайд 14

Корень тот же , что и в слове СКАЗКА, Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК, Приставка та же, что и в слове РАСХОД. Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. Шарады «Составь слово»

Слайд 15

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка Игра «Почтальон»

Слайд 18

Прием драматизации формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов очень важен для развития речи и эмоционального развития ребенка

Слайд 19

Инсценировка басен.

Слайд 20

Групповая работа учатся работать в командах; высказываются, выдвигают версии; обсуждают выдвинутые идеи; координация версий и приход к правильному ответу; подведение итога, обоснование выдвинутой версии.

Слайд 22

«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» А.П. Семёнов

Слайд 23

Информационно-коммуникативные технологии осуществить переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному; способствовать активизиции познавательной сферы обучающихся; повысить положительную мотивацию обучения; использовать как средство самообразования; повышение уровня знаний; осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ

Слайд 24

Использование ИКТ

Слайд 28

Методическая литература

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на методическом объединении 2019-2020 уч.г.

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость проце...

Выступление на методическом объединении 2019 - 2020 учебный год

Важнейшее значение в контексте изменений, обусловленных введением ФГОС общего образования  приобретает сопровождение личностно-профессионального развития педагога.Эффективным инструментом личност...