Главные вкладки

    План-конспект занятия (3 класс) на тему:
    Конспект занятия курса "Поведение в гостях"

    Кошлань Виктория Валентиновна

    Цели: познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей; воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл povedenie_v_gostyah.docx26.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Поведение в гостях.

    Цели: познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей; воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники.

    Планируемые результаты.

    Личностные:

    -создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы;

    - воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

    Метапредметные :

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    -готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные:

    - усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

    Оборудование: иллюстрации по теме занятия.

    Ход занятия.

    I. Введение в тему.

    Учитель. «Да бросьте вы церемониться!» - говорим мы тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур - проще говоря, церемоний.

    Правила никто специально не придумывал, не сочинял. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи.

    Вот об этом мы сегодня и поговорим, полистаем страницы нашего журнала.

    II. Устный журнал.

    Страница 1. Об истории хороших манер

    1-й ученик. Стремление вести себя прилично, как доказано, уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что оно существовало до появления письменности.

    Это стремление вытекает из того, что людям приходится жить в обществе. И ни одно государство не обходится без правил и норм человеческого поведения и общения.

    Об этом можно прочесть, например, в «Одиссее» Гомера и других античных стихотворениях.

    2-й ученик. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

    Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

    Памятник древнескандинавской эпической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.

    Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

    3-й ученик. В XI—XIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

    Разумное начало этого обычая - внимательное, учтивое отношение к женщине - сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

    На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения.

    От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

    Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

    4-й ученик. С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

    Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

    Учитель. Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского «короля-солнца». Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые - даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

    Страница 2. Правила поведения в гостях

    Учитель. Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства.

    А вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? Как вы думаете? (Ответы учащихся.)

    Учитель. Да, наверное, на это есть много причин.

    Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

    Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко умнее.

    И еще: люди привыкли делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье ребенок - зовут гостей разделить радость. А если горе - звать не надо. Тот, кто приходил в дни радости, придет разделить и горе.

    Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

    Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю:

    - Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешение у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

    - Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

    - На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

    - В гостях будь приветлив и весел.

    - Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

    - Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят это сделать, не отказывайся.

    - Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

    - Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».

    - Если ты принимаешь гостей, помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.

    - Гостеприимный хозяин должен уметь пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре, не обижаться на гостей и не ссориться с ними.

    - Хозяин заранее готовится к приходу гостей: придумывает игры и развлечения, которые он сможет предложить гостям.

    - Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться или одеться.

    - Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам.

    Страница 3. Инструкция... как не надо дарить подарки

    1-й ученик. Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если лицо твое в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

    2-й ученик. Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил подарок, перечисли и покажи все его достоинства, обязательно напомни, что у тебя самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит твою самоотверженность.

    3-й ученик. Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться. Например, так: «Тут в коробке двадцать четыре конфеты, я считала. По одной сейчас съедим. Вадиму не давай, он вчера мне витаминов не дал. Остальное завтра с собой возьмем».

    4-й ученик. Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

    Проследи за судьбой подарка: время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?»

    5-й ученик. В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недостойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.

    III. Ситуативные задачи.

    Учитель. Мы сейчас с вами повторим основные правила поведения в гостях. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно, знаете. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?

    Давайте проверим.

    Первая ситуация.

    Саша прибежал к своему товарищу домой - на прогулку позвать. Дверь открыла мама Юры. Первыми словами Саши были: «Юра дома?» Что не так?

    Ответ. Сначала надо было сказать: «Здравствуйте!»

    Вторая ситуация.

    После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

    - Хорошо, - ответил Виктор. - Приду.

    Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

    - Привет, - сказал Виктор. - Это я.

    Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

    - А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

    - Это отцу подарили. На память.

    - Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

    Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

    Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу. Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

    - Ты колбасы нарежь, Игорь. А еще у вас тут масло с сыром есть.

    Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

    - Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

    Понравилось ли вам поведение Виктора? В чем его ошибки?

    Ответ. Основные ошибки Виктора: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения.

    Третья ситуация.

    Алешка возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: «Пошли ко мне, ребята. У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть хочется».

    - А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

    - Ну что ты! Она у меня не такая!

    Мальчикам открыла мама Алеши. В руках у нее была мокрая тряпка. Все мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

    - Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам что-нибудь перекусить.

    Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо.

    Кто виноват в этом?

    Ответ. Виноват Алеша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, и в первую очередь у мамы, будет ли это удобно.

    Четвертая ситуация.

    Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович - очень хороший друг папы.

    - Здравствуй, Наташа. Папа дома?

    - Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на замке.

    - Жаль. До свидания.

    А как бы вы поступили на месте Наташи?

    Ответ. Наташе следовало сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату или спросить, нужно ли что-нибудь передать.

    Пятая ситуация.

    Скоро в школу, а уроки еще не сделаны. И мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Дима никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

    Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

    Ответ. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает гостей прийти в другой раз.

    Шестая ситуация.

    Десятилетие - серьезная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого, молочный коктейль сделали.

    Накрыв стол, мама ушла к соседке - Лена попросила её об этом, объяснив, что ребятам так будет свободнее, они не будут стесняться.

    Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением и... заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки.

    Лена принесла еще один большой торт, но есть никто уже не захотел.

    - Айда, ребята, на улицу, поиграем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились, а следом разошлись и подружки.

    Когда мама вернулась домой, именинница горько плакала.

    Как вы думаете, почему не получился день рождения?

    Ответ. Лена допустила две ошибки. Слишком много внимания уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем же займутся гости. Веселые игры, забавные соревнования, маленький концерт - это надо было продумать заранее. Вторая ошибка Лены: зря она попросила маму уйти. Кто, как не мама, нашел бы выход из положения!

    IV. Подведение итогов.

    1.Выводы.

    Учитель. Итак, воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.

    Давайте ответим на вопросы:

    - Что значит быть приветливым хозяином?

    Ответ. Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

    - Что значит быть внимательным хозяином?

    Ответ. Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.

    - Что значит быть щедрым хозяином?

    Ответ. Это значит не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.

    - Что значит быть тактичным хозяином?

    Ответ. Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

    - А что значит быть воспитанным гостем?

    Ответ. Это значит выполнять правила поведения в гостях, не показывать своего плохого настроения и недовольства.

    2. Заключительное слово учителя.

    Учитель. Я думаю, все вы любите ходить в гости. Учитесь быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями. И не забывайте, что правила поведения необходимо соблюдать не только в гостях, но и дома, чтобы не получилось так, как описано в рассказе А. Митты «В гостях и дома».

    Пришел Коля к Мише в гости. Пальто на вешалку повесил. Ноги о коврик вытер, волосы у зеркала пригладил, сказал Мишиной бабушке «здравствуйте!» и пошел в Мишин угол в игрушки играть.

    - Вот бы ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, - сказала бабушка.

    Поиграли ребята в Мишины игрушки, решили к Коле пойти.

    Привел Коля Мишу к себе домой. Галоши в один угол кинул, пальто - в другой.

    - Бабушка, - кричит, - это я с Мишей! Повесь пальто.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.

    Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...

    Презентация к итоговому занятию кружка "В гостях у сказки"

    Презентация может быть использована для проведения итогового занятия по программе дополнительного образования "В гостях у сказки" - 1 класс...

    Занятие ГПД. В гостях у Снегурочки.

    Данное занятие можно использовать в ГПД или на уроках ИЗО. В пособии представлено поэтапное рисование Снегурочки....

    Занятие кружка "В гостях у сказки"

    Развивать устойчивый интерес детей к чтению книг, способствовать развитию  интонационно-речевой  выразительности, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных дв...

    Занятие-беседа "В гостях у огородника"

    Занятие развивает речевые навыки, наглядно-образное мышление, тактильное восприятие; учит различать овощи и фрукты по характерным признакам; расширяет словарный запас....

    Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

    На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...

    Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

    На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...