Рабочие программы по внеурочной деятельности "Умники и умницы" (3 класс)
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, с учетом «Примерные программы внеурочной деятельности», - Москва: «Просвещение», 2011 г. и  авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика», 3 кл. – Москва: РОСТ, 2011 г.. примерной программы федерального государственного духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников, примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г), учебного плана МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского на 2016 – 2017 учебный год, Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского

УТВЕРЖДАЮ

   

       Директор МБОУ ЕСОШ №7

   им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/

                                                                             приказ от «____» ________ 2016 г. № ______

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Умники и умницы»

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 класс «Б»

Количество часов: 32 часа

Учитель:  Иванова Наталья Зинюровна

Год составления: август 2016 г.  

ст. Егорлыкская

Ростовская область 

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, с учетом «Примерные программы внеурочной деятельности», - Москва: «Просвещение», 2011 г. и  авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика», 3 кл. – Москва: РОСТ, 2011 г.. примерной программы федерального государственного духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников, примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г), учебного плана МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского на 2016 – 2017 учебный год, Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского.

Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». 

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом НОО и примерными программами на занятия по курсу «Умники и умницы» отводится в 3 классе 33 часа в год, 1 час в неделю. 

Срок реализации рабочей программы  1 год.

2. Планируемые результаты освоения курса «Занимательная грамматика»

Личностные результаты:

  •  Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  • Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
  • Стремление преодолевать возникающие затруднения.
  • Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род-вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач;
  • составлять, моделировать и штриховать предметы;
  • находить закономерность;
  • классифицировать предметы, слова;
  • определять истинность высказываний;
  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки.

3. Структура курса

Вид задания

Содержание задания

Задания

на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

4. Учебно-тематический план.

Содержание курса

Кол-во часов

1

Выявление уровня познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года

1

2

Развитие концентрации внимания

5

3

Тренировка внимания

5

4

Тренировка слуховой памяти

5

5

Тренировка зрительной памяти

5

6

Поиск закономерностей

4

7

Совершенствование воображения

4

8

Развитие быстроты реакции, мышления

3

всего

32

5. Учебно-тематическое планирование.

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть

8ч.

1

Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года.

1

5.09

2

Развитие концентрации внимания.

1

12.09

3

Тренировка внимания.

1

19.09

4

Тренировка слуховой памяти.

1

26.09

5

Тренировка зрительной памяти.

1

03.10

6

Поиск закономерностей.

1

10.10

7

Совершенствование воображения.

1

17.10

8

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

24.10

II четверть

8 ч.

9

Развитие концентрации внимания

1

07.11

10

Тренировка внимания.

1

14.11

11

Тренировка слуховой памяти.

1

21.11

12

Тренировка зрительной памяти.

1

28.11

13

Поиск закономерностей.

1

5.12

14

Совершенствование воображения.

1

12.12

15

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

19.12

16

Развитие концентрации внимания.

1

26.12

III четверть

9ч.

17

Тренировка внимания.

1

16.01

18

Тренировка слуховой памяти.

1

23.01

19

Тренировка зрительной памяти.

1

30.01

20

Поиск закономерностей.

1

6.02

21

Совершенствование воображения.

1

13.02

22

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

20.02

23

Развитие концентрации внимания.

1

27.02

24

Тренировка внимания.

1

06.03

25

Тренировка слуховой памяти.

1

13.03

IV четверть

7ч.

26

Тренировка зрительной памяти.

1

27.03

27

Поиск закономерностей.

1

3.04

28

Совершенствование воображения.

1

10.04

29

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

17.04

30

Развитие концентрации внимания.

1

24.04

31

Тренировка внимания.

1

15.05

32

Тренировка слуховой памяти.

1

22.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского

от «____» ___________ 20___г. № ________

Председатель МС

___________________/С.В. Скурихина/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

«____» ___________ 20___г.

6. Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/

Приказ «____» __________20___г.   № _______



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Умники и умницы"

Программы по внеурочной деятельности составлены в соответствии с требованиями ФГОС...