Главные вкладки

    Концепция
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Бессонова Ирина Валентиновна

    Концепция на конкурс "Учитель года"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx132.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа № 2»

    Педагогическая концепция

    учителя начальных классов Бессоновой Ирины Валентиновны

    на тему:

    «ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ И МЕДИА-БЕЗОПАСНОСТИ»

    C:\Users\admin\Desktop\1.jpg

    Волосово

    2014 год

    Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Деформация духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с чем, возникает проблема информационной и медиа-безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Ребёнок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает острая необходимость обучения и воспитания учащихся в условиях  информационной и медиа-безопасности.

    Информационная безопасность — защита конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    Медиа-безопасность – это состояние защищенности каждого индивида от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека,  его нравственности и личностному развитию.

    Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. С родителями проводятся беседы и родительские собрания по информационной и медиа-безопасности, а с учащимися классные часы и уроки.

    Цель: Обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.  

    Задачи:

    1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию

    2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации

    3) ознакомление учащихся с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности детей;

    4) обучение детей и подростков способам защиты от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

    5) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

    6) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием сети Интернет.

    Информационное и медиа-образование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию младших школьников в медиа-среде, что является одним из необходимых условий эффективного развития учащихся.

    Ожидаемые результаты.

    В ходе уроков информационной медиа-безопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

    • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;  
    • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
    • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и  репутации;
    • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
    • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
    • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
    • применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

    Реализация концепции.

    Принципы деятельности:

    Познавательная

    Игровая

    Работа в парах

    Проблемное обучение

    Формы работы:

    1. Уроки-практикумы. Помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.
    2. Урок - дискуссия. Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д.
    3. Урок-соревнование. Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.

    Этапы реализации:

    1. Диагностика - рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса. (в виде опроса, теста)
    2. Практическая деятельность.

    I этап – Опрос родителей и детей на тему: «Интернет в моей семье»

    II этап – Проведение родительских собраний, классных часов, медиа-уроков.

    III этап – Выявление динамики , результатов достижения.

    1. Анализ .
    2. Результаты.

    Вопросы

    2012 год

    2013 год

    1. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет?

    А) не бываю в сети 15%

    Б) менее 1 часа 30%

    В) Более 2 часов 55%

    А) 25%

    Б) 60%

    В) 15%

    2. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет?

    А) Да 40%

    Б) Нет 60%

    А) 94%

    Б) 6%

    3.Чем занимаешься в Интернете?

    А) общаюсь в социальных сетях 80%

    Б) играю в игры on-line 100%

    В) скачиваю программы 60%

    Г) просматриваю запрещенное родителями 40%

    А) 60%

    Б) 50%

    В) 20%

    Г) 0 %

    Вопросы:

    2012 год

    2013 год

    1.Часто ли ты пользуешься интернетом?

    А) Часто 80%

    Б) Редко 20%

    А) 50%

    Б) 50%

    2.Как родители относятся к твоей работе в сети Интернет?

    А) разрешают свободно 75%

    Б) ограничивают время 25%

    А) 15 %

    Б) 85%

    3.Знаешь ли ты, как безопасно пользоваться интернетом?

    А) Да 30%

    Б) Нет 70%

    А) 80%

    Б) 20%

    Диаграмма к вопросу № 1.

    Диаграмма к вопросу № 2.

    Диаграмма к вопросу № 3.

    На основе проведения родительских собраний, классных часов, опросов между родителями, детьми, проведения уроков информационной безопасности и медиа-уроков в 2012 – 2013 годах можно сделать вывод:

    Дети научились делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях. Научились отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации. Родители освоили правила и рекомендации, которыми они пользуются и помогают безопасному пользованию учащихся в интернете.


    Список литературы:

    1.БулинСоколова, Е.И. Формирование ИКТкомпетентности младших школьников : пос. для учителей общеобразоват. учреждений / Е.И. Булин Соколова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – (Серия «Работаем по новым стандартам»).

    2. Малых Т.А. Педагогические аспекты информационной безопасности //

    Народное образование. - М. 2007. № 5. С. 231-236.

    4. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная

    школа плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

    Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

    Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

     Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

    Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

    Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

    Педагогическая концепция

    Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...

    Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".

    Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...

    Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

    Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...