Развитие и коррекция познавательной сферы ребенка с нарушенным слухом
статья на тему

Воропаева Ирина Юрьевна

Проблема активизации познавательной деятельности решается в педагогике в нескольких направлениях: совер­шенствование организационных форм обучения, развитие активности учащихся при получении новых знаний, более широкое применение самостоятельных работ на различных этапах урока, использование современных технических средств, усовершенствование методов и приемов руководства учебным процессом, развитие познавательных интересов к изучаемым учебным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция познавательной сферы ребенка с нарушенным слухом

Развитие детей с нарушениями слуха совершается в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно.

Трудности, которые в общении с окружающими испыты вает ребенок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств. У глухих школьников вследствие нарушения слуха затруднены нормальные взаимоотношения с окружающими, наблюдается ограниченность представлений, понятий. Недоразвитие словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов, что сказывается на уровне социальной адаптации и реабилитации. Коррекционно-восстановительная работа пронизывает весь педагогический процесс  школы для детей с нарушением слуха.

В целях преодо ления низкой активности и самостоятельности глухих  предлагается изменить харак тер учебного процесса, значительно повысив активность глухих детей в получении новых знаний  и их применении в практической деятельности. Существенные изменения в характер учебного процесса вносит наглядно-практическая деятель ность. Она создает благоприятные условия для развития мыслительной активности учеников. Участвуя в создании макетов, наблюдая за объектами, растениями, создавая пред меты из бумаги, плacтилинa, дepeвa, вычеpчивaя плaны и таблицы, иллюстрируя прочитанный текст, вычисляя и измеряя площади, ученики активно овладевают знаниями, сравни вают анализируют, обобщают. В условиях различной деятельности, применяемой на уроках, развивается познавательная активность глухих, создаются новые формы учебной деятельности, изменяется соотношение методов, повышается роль учителя, деятельность которого становится более твор ческой.

Проблема активизации познавательной деятельности решается в педагогике в нескольких направлениях: совер шенствование организационных форм обучения, развитие активности учащихся при получении новых знаний, более широкое применение самостоятельных работ на различных этапах урока, использование современных технических средств, усовершенствование методов и приемов руководства учебным процессом, развитие познавательных интересов к изучаемым учебным предметам.

Принцип коррекционной направленности обучения предполагает определённое содержание коррекционной работы. Работа в классах для детей с нарушениями слуха с особой остротой ставит перед учителем проблему активизации познавательной деятельности учащихся. Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Учитель, работающий в таких классах, должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся.

Развитие и коррекция познавательной сферы ребенка с нарушенным слухом включает развитие и коррекцию его сенсорного интеллектуального развития, мнестической, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции. Известно, что интеллектуальное развитие глухого ребенка осуществляется через развитие психических процессов. При этом особое внимание уделяется развитию мышления как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и словесно-логического, формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.

Вместе с тем, для сенсорного и интеллектуального развития глухого ребенка недостаточно обучения только на общеобразовательных уроках, необходимо проведение специальных (коррекционных) занятий.

Целью занятий является коррекция познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи и развития его личности. В процессе обучения осуществляется развитие основных видов чувст вительности, восприятия пространственно-временных отношений, накоп ление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях. Работа по развитию остаточной слуховой функции органически включается во все этапы учебно-воспитательного про цесса школы.

Основными задачами занятий являются коррекционно-развивающие и воспитательные:

  •  создание коррекционных условий для развития сохранных познава тельных функций и личностных особенностей;
  •  осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;
  •  развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, во ображения;
  • коррекция интеллектуального развития, формирование умения срав нивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать;
  • развитие внимания, формирование динамических характеристик вни мания, врабатываемости, устойчивости;
  • формирование механизмов волевой регуляции и саморегулирования в заданной деятельности, работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;
  •  формирование положительной мотивации к учению;
  • воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, уме ния доводить начатое действие до конца.

 Основным содержанием занятий по программе  являются:

  1. дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  2. упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  3. пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  4. игры  на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог методик и упражнений для изучения, развития и коррекции познавательной сферы ребенка

Упражнения для коррекции и развития внимания 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова 2. Упражнение на развитие ...

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

План-сетка коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»

Материал содержит: план-сетку коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»  и конспект одного занятия направленного на развитие...

Статья по теме «Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха»

Изучение особенностей эмоциональной сферы детей с нарушением слуха имеет большую значимость, поскольку наработки в данной сфере способствуют повышению эффективности коррекционной работы с детьми, а эт...

Развитие познавательной сферы ребенка с ДЦП раннего возраста

Вашему ребенку установлен диагноз - детский церебральный паралич. Задача родителей принять самое активное участие в воспитании и развитии своего ребенка. Детям с таким серьезным заболеванием важна не ...