Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Я-исследователь"
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Маслова Ольга Владимировна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей (Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём) – М.: РОСТ, 2011. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей (Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём) – М.: РОСТ, 2011.

    Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

    Задачи:

    1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

    2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

    — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

    — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

    — формирование социально адекватных способов поведения.

    3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

    — воспитание целеустремленности и настойчивости;

    — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

    — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

    — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

    4. Формирование умения решать творческие задачи.

    5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

    Общая характеристика курса

    Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

    Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования. Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектной деятельности.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.  

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
    • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
    • системность организации учебно-воспитательного процесса;
    • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

    Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей начальной школы. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.  Работа ведется в специальных тетрадях. Задания направлены на расширение кругозора и обогащение словарного запаса новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

    1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

    2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

    3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

    4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

    5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

    Место курса в плане внеурочной деятельности

    Программа рассчитана в 3 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа.

    Ценностные ориентиры содержания программы

    Занятия помогут развить следующие ценностные ориентиры:

    -Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания; 
    -Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; 
    -Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни; 
    -Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе; 
    -Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
    -Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. 

    Результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

    Личностные универсальные учебные действия:

    У обучающегося будут сформированы:

    -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

    -интерес к новому содержанию и новым способам познания;

    - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

    -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

    - выраженной познавательной мотивации;

    -устойчивого интереса к новым способам познания;

    -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

    -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

     

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

    -принимать и сохранять учебную задачу;

    -учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

    -планировать свои действия;

    -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

    -адекватно воспринимать оценку своей работы;

    -различать способ и результат действия;

    -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

    -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    -проявлять познавательную инициативу;

    -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

    преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

    -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

    -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

    -высказываться в устной и письменной формах;

    -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

    -владеть основами смыслового чтения текста;

    -анализировать объекты, выделять главное;

    -осуществлять синтез (целое из частей);

    -проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

    -устанавливать причинно-следственные связи;

    -строить рассуждения об объекте;

    -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

    -подводить под понятие;

    -устанавливать аналогии;

    -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

    -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

    -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

    -использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

    -допускать существование различных точек зрения;

    -учитывать разные мнения, стремиться к координации;

    -формулировать собственное мнение и позицию;

    -договариваться, приходить к общему решению;

    -соблюдать корректность в высказываниях;

    -задавать вопросы по существу;

    -использовать речь для регуляции своего действия;

    -контролировать действия партнера;

    -владеть монологической и диалогической формами речи.

     Обучающийся получит возможность научиться:

    - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

    -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

    -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

    -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    Предметные результаты

    -Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

    -Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

    -Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

    -Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. В 3 классе формируются результаты второго и частично третьего уровня.

    Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

    Третий уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

    Содержание курса

    Раздел

    Количество часов

    Теория

    Практика

    Итого

    1

    Узнаём

    6

    5

    11

    2

    Исследуем

    1

    5

    6

    3

    Творим

    4

    7

    11

    4

    Представляем

    1

    5

    6

    Итого

    12

    22

    34

    Узнаём

    Совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.

    Исследуем

    Формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Знакомство с понятиями исследовательской деятельности.

    Творим

    Формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.

    Представляем

    Формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.

    Формы организации

    -беседа,

    -игра,

    -практическая работа,

    -эксперимент,

    -наблюдение,

    -экспресс-исследование,

    -коллективные исследования,

    -защита проектных и исследовательских работ.

    -консультация.

    Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения 

    Печатная литература:

    Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочая тетрадь для 3 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2015. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

    Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2015 /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/          

    Цифровые образовательные ресурсы:

    http://www.it-in.ru

    http://pedsovet.org

    http://www.nachalka.com

    http://www.openclass.ru

    Оборудование:

    Телевизор.

    DVD-проигрыватель.

    Компьютер.

    Презентации.

    Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.

    Стол учительский с тумбой.

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

    Настенная доска  для вывешивания иллюстративного материала.

    Магнитная доска


    Календарно - тематическое планирование

    Тема занятий

    Характеристика основных видов

    деятельности ученика

    Плановые сроки прохождения

    Скорректированные сроки прохождения

    1

    Хобби. Этапы работы над проектом.

    Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби».

    Работать с информацией и   вести дискуссию.  

    Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). 

    Повторить этапы работы над учебным проектом.

    Уметь отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

    2

    Выбор темы твоего проекта. Подбор материала. Решение проблемы.

    Участвовать в обсуждении вопросов и диалоге.

    Понимать значение понятий «проблема», «проект», «тема». Видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос.

    3

    Выбор темы твоего исследования. Гипотеза. Решение задачи.

    Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. 

    Инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

    Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта.

    4

    Требования к паспорту проекта.

    Запоминать толкование  понятия «паспорт проекта». Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения.

    5

    Составление паспорта проекта. Практические занятия.

    Запоминать толкование  понятия «паспорт проекта».

    Составлять паспорт проекта, готовиться к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией). Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.

    6

    Требования к составлению анкет для проекта.

    Запоминать толкование новых понятий.

    Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

    Составлять вопросы для анкеты.

    7

    Анкетирование.

    Запоминать толкование новых понятий.

    Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

    Составлять вопросы для анкеты.

    8

    Постер. Требования к созданию постера.

    Запоминать толкование нового понятия «постер».

    Знакомиться с требованиями к постеру и условиями размещения материала на постере.

    Создавать устные и письменные сообщения.

    9

    Практические занятия. Создание мини-постера.

    Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя.

    10

    Практические занятия. Создание мини-постера.

    Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя.

    11

    Изучение и освоение возможностей программы МРР.

    Изучать и осваивать возможности программы МРР.

    Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы.

    12

    Изучение и освоение возможностей программы МРР.

    Изучать и осваивать возможности программы МРР.

    Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы.

    13

    Изучение и освоение возможностей программы МРР.

    Изучать и осваивать возможности программы МРР.

    Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы.

    14

    Программа ММР. Анимация.

    Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде.

    15

    Программа ММР. Анимация.

    Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде.

    16

    Программа ММР. Анимация.

    Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде.

    17

    Программа ММР. Дизайн.

    Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. 

    18

    Программа ММР. Дизайн.

    Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. 

    19

    Программа ММР. Дизайн.

    Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. 

    20

    Работа с фотографией на слайдах.

    Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».

    Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point.

    21

    Работа с фотографией на слайдах.

    Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».

    Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point.

    22

    Требования к компьютерной презентации.

    Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. 

    Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.

    23

    Требования к компьютерной презентации.

    Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. 

    Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.

    24

    Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР.

    Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.

    25

    Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР.

    Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.

    26

    Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

    Познакомить с мини-сообщениями детей подготовленными дома,  творческой работой «Моя презентация».

    27

    Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

    Познакомить с мини-сообщениями детей подготовленными дома, творческой работой «Моя презентация»..

    28

    Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

    Познакомить с мини-сообщениями детей подготовленными дома,  творческой работой «Моя презентация».

    29

    Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

    Познакомиться со смыслом нового понятия «выступление».

    Отбирать информацию для семиминутного выступления по предложенному плану.

    Создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта.

    30

    Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

    Познакомиться со смыслом нового понятия «выступление».

    Отбирать информацию для семиминутного выступления по предложенному плану.

    Создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта.

    31

    Тесты. Самоанализ. Рефлексия.

    Самостоятельно работать с последующей самопроверкой проверкой, уметь оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику.

    Подводить итоги своей работы.

    32

    Твои впечатления от работы над проектом.

    Оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы.

    33

    Пожелания будущим проектантам. Благодарности.

    Высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам

    Активно участвовать в играх.

    34

    Советы на лето от Мудрого дельфина.

    Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

    Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

    Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

    рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов

    Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью.        Она явл...

    Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.

    Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов

    Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способ...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Занимательная грамматика"

    Готовая рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Занимательная грамматика"...