ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
консультация на тему

Андрющенко Ольга Владимировна

 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_noo_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ
как основа проектирования

адаптированной основной

общеобразовательной программы»

Подготовила

учитель-логопед

О.В. Андрющенко

08.09.2016

С 1 сентября 2016-2017 учебного года начали реализовываться  федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О у/о)

Подробнее остановимся на  федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность(школой). Причём может быть разработан один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.

Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, возможно использование и сетевой формы.

АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов).

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО - предметных результатов) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы.

АООП НОО ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Вариант 1.1 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Вариант 1.2 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки (пять лет - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет - для детей, не получивших дошкольное образование.

Вариант 1.3 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, которое не соотносится к моменту завершения начального школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).

Вариант 1.4 предполагает, что глухой обучающийся с умственной отсталостью получает образование, которое не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).

АООП НОО ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вариант 2.1. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы). Он может быть включен (в классе не более одного-двух обучающихся с нарушенным слухом) в общий образовательный поток (инклюзия).

Вариант 2.2. предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.

По данному варианту организация создает два отделения: I отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, срок обучения составляет 4 года; II отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха срок обучения 5 лет , может быть увеличен до 6 лет за счет введения первого дополнительного класса.

Вариант 2.3. предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья. Нормативный срок обучения - 5 лет, может быть увеличен до 6 лет за счет введения первого дополнительного класса.

АООП НОО ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вариант 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения начального обучения, образованию обычных обучающихся, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Вариант 3.2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).

Вариант 3.3 предполагает, что слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).

Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое не соотносится к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).

АООП НОО ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).

Вариант 4.3 предполагает, что слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слабовидящих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).

АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)

Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.

Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).

Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во II отделении 4 года .

АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)

Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения (1 - 4 классы). Срок освоения АООП НОО для детей с НОДА может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Вариант 6.2 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.

Вариант 6.3 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.

Вариант 6.4 предполагает, что обучающийся с Тяжёлыми Множественными Нарушениями Развития в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения.

АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.

АООП НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Вариант 8.1 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Вариант 8.2 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки: пять лет (1 - 5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.

Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).

Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).

Федеральный государственный Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ (т.е. перехода с одного варианта программы на другой), на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с учётом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  ПМПК может, как повысить, так и понизить уровень программ.

Школьный ПМПк может рекомендовать повысить уровень программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Инклюзивное образование гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Педагогическ...

Доклад на методическом объединении педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тема: "Внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в практику общеобразовательных школ".

Доклад раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных школах, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации...

Содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального...

Введение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Первые шаги.

Из опыта работы введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (в пилотном режиме)....

Готовность педагога к реализации ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью. Доклад на педсовете

В докладе раскрыты основные этапы при подготовке к реализации программ по ФГОС, условия для реализации и внедрения новых образовательных стандартов...

календарно-тематическое планирование по предмету Ручной труд (ФГОС) 3класс для обучающихся с УО

Календарно-тематическое планирование по предмету "Ручной труд" (ФГОС) 3класс для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)...