Программа кружка "Флористика для детей"
рабочая программа (3 класс) на тему

Митина Елена Альфредовна

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего эстетический вид предмета или изделия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon floristika.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

       муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская  средняя общеобразовательная школа № 6

Согласовано                                                                                               Утверждена  приказом  

зам. директора                                                                                                                                                                    

директора МБОУ СОШ № 6

И.Ю. Сороковова                                                                                       № 69 от 29.08.2014

Т.С. Никитенкова

Рабочая программа кружка

ФЛОРИСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

3  класс

2014 – 2015 уч.год

Учитель: Митина Е.А.

Квалификационная категория: первая

2014

Пояснительная записка

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего эстетический вид предмета или изделия. Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид построек, различного рода упаковок и т.д.

Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертёж», «эскиз», «замысел». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам красоты. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе каждой вещи. Для художественного проектирования любой вещи необходимо знание основ рисунка, цветоведения, композиции.

Актуальность программы «Флористика для детей» обусловлена интересом детей к созданию работ из природного материала.

Цель программы: развитие творческих способностей.

Задачи программы:

  • развивать воображение, художественный вкус;
  • ознакомить с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;
  • научить специальным технологиям при работе с природным материалом;
  • научить видеть красоту родного края;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать и развивать культуру труда.

Для реализации поставленных задач в структуре программы предусмотрены 6 разделов:

1.Заготовка природного материала

2.Аранжировка

3.Дизайн

4.Флористика

5.Основы изобразительного искусства

6.Уход за комнатными растениями

Особенностью программы является то, что в процессе обучения большое внимание уделяется формированию дизайнерского мышления, которое успешно реализуется в рамках предметно-практической деятельности. При таком подходе программа становится мощным стимулом экологического воспитания детей. Дети постигают конкретные закономерности и принципы дизайна и с их учётом самостоятельно проектируют отдельные вещи определённого назначения. Все изделия объединены общим характером и настроением (время года, новогодняя тематика, …)

Перед началом каждого занятия детям необходимо напоминать детям о безопасных условиях труда; о бережном отношении к материалам и предметам с которыми работают дети.

В основе программы кружка «ФЛОРИСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ» лежит художественный фитодизайн, т.е. конструирование из природного материала:

  1. Аранжировка – составление объёмных композиций, настольных и подвесных букетов, тематических композиций (новогодних, весенних), композиций в стиле икебана.
  2. Флористика – картины, орнаменты, пейзажи из засушенных листьев, цветов, трав, мха.
  3. Работа с соломкой – панно, цветы, орнаменты из соломки.

Особое назначение программы – её экологический стиль. Главная идея: всё, что дарит природа – бесценно.

Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения – 68 часов , второй год обучения- 68 часов.

Образовательные результаты.

Учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Правилами сбора природного материала;
  • Способами засушивания и хранения природного материала;
  • Принципами построения композиции, основными цветовыми сочетаниями;
  • Умением выбрать сюжет работы;
  • Знанием о технологии работы с природным материалом.

Учебно-тематический план обучения

(1 год)

Наименование темы

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение

Заготовка природного материала

Дизайн

Аранжировка

Золотая соломка

Флористические картины

Как украсить дом

Уход за комнатными растениями

1

5

5

5

8

7

1

2

1

1

           2

2

1

1

-

4

3

3

7

6

1

2

Итого

34

8

26

Содержание программы

  1. Введение  - 1 ч.

Рассказ о работе кружка. Просмотр иллюстраций работ мастеров; инструктаж по технике безопасности.

  1. Заготовка природного материала – 5 ч.
  • Теоретические занятия: легенды и предания о растениях;

экологический стиль в аранжировке, правила поведения в природе; сроки и особенности природного материала; правила заготовки; засушивание плоскостное и объёмное; хранение собранного материала.

  • Практические занятия: сбор цветов, мха, лишайников; технология плоскостного засушивания; технология объёмного засушивания; сортировка и подготовка к хранению; упаковка.
  1. Дизайн – 5 ч.

Возникновение дизайна. Первая школа дизайна «Баухауз». Элементы дизайна. Принципы дизайна. Формы дизайна. Цвет и настроение. Композиционные средства.

  1. Аранжировка – 5 ч.

- Теоретические занятия: Инструменты и оборудование. Основы аранжировки. Основы и принципы аранжировки. Правила составления букета. Симметрия и асимметрия. Вазы и вспомогательные средства для составления букетов. Способы закрепления цветов в вазе. Символика и «язык» цветов. Цветочный этикет. Зимние букеты и композиции. Праздничные аранжировки. Икебана. Художественно-композиционные принципы. Форма, асимметрия, линии, цвет, фон.

                    - Практические занятия: Просмотр иллюстраций с работами

                      мастеров. Выбор сюжета. Подготовка материала. Изготовление

                      различных ваз, корзиночек, кашпо. Компоновка деталей.

                     Оформление работы. Овладение навыками искусства икебаны.  

                     Составление букетов для бабушек, мам, сестёр. Оформление работы.

  1. Золотая соломка – 8 ч.

- Теоретические занятия: Инструменты и материалы. Виды злаковых. Безопасные условия труда при работе с материалами и инструментом. Подготовка соломки к работе (холодный и горячий способ).

- Практические занятия: Просмотр иллюстраций с работами мастеров. Выбор сюжета. Подготовка материала. Деталировка. Вырезание и приклеивание. Выполнение фона. Компоновка деталей на фоне. Приклеивание к фону. Оформление работы.

  1. Флористические работы – 7 ч.

- Теоретические занятия: Определение флористики и её виды, история возникновения. Законы цветоведения (фон, цвет, колориметрический круг). Композиция. Законы и типы композиции. Технология изготовления аппликаций на плоскости. Оформление готовых работ, хранение.

- Практические занятия: Просмотр выставочных экземпляров. Подготовка материала к работе. Выбор сюжета. Деталировка. Приклеивание, высушивание, вырезание. Выполнение фона. Компоновка деталей на фоне. Оформление работы.

  1. Дизайн квартиры – 1 ч.

- Теоретические занятия: Цветы в интерьере. Праздник дома. Сухие растения на разные случаи жизни.  

- Практические занятия: Выполнение декоративного панно.

  1. Уход за комнатными растениями – 2 ч.

- Теоретические занятия: Цветы в интерьере.

- Практические занятия: полив, подкормка комнатных растений

Тема занятия

Содержание и форма занятия

кол-во часов

дата  проведения

план.

 1

Введение

Общие сведения о работе кружка.

1

2

Заготовки природного материала.

1. Правила поведения в природе. Заготовка природного материала

1

2.  Сроки и особенности природного материала .

Знакомство с разновидностью цветов и их семенами.

1

3. Технология засушивания и сортировка растений.

Сортировка семян.

Экскурсия на пришкольный участок.

2

4. Хранение и упаковка семян растений.

Изготовление упаковок для семян. Практическое занятие.

1

5. Сортировка и подготовка к хранению

 Засушивание растений. Сортировка семян.

1

3

   Дизайн.

1. Возникновение дизайна.

Элементы и принципы дизайна.

1

2. Формы дизайна.

Разнообразные формы дизайна. Подборка удачных и простых форм.

1

3. Цвет и настроение дизайна.

Расположение цветов.

Составление эскизов.

1

4.Композиционные средства.

Составление композиций из цветов.

1

5.Современные идеи дизайна.

Зарождений и воплощений идей. Конкурс рисунков

«Мой выбор».

1

4

Аранжировка.

   

1. Цветочный этикет.

Основы и принципы аранжировки.

2

2. Симметрия и асимметрия

Знакомство с икебанами.

1

3. Вазы, корзины, кашпо.

Способы закрепления цветов в вазе, корзине, кашпо.

1

4. Искусство икебаны.

Составление икебаны. Практическое занятие.

1

5. Составление и оформление зимних букетов.

Оформление букета. Практическое занятие.

1

5

Флористические картины.

1. Флористика и её виды.

История возникновения флористики.

1

2.Законы цветоведения.

Составление композиций из цветов.

1

3. Деталировка. Аппликация.

Аппликации из природных материалов.

1

4. Аппликации на плоскости.

Составление аппликации на плоскости. Практическое занятие.

1

5.Объёмные аппликации.

Составление объёмной аппликации . Практическое занятие.

1

6. Цветочный коллаж.

Составление коллажа из цветов. Практическое занятие.

1

6

  Как украсить дом.

1. Цветы в интерьере. Праздник дома.

Живые и сухие цветы.

Конкурс рисунков

 « Шикарная ваза».

1

2. Декоративное панно.

  Составление панно. Практическое занятие.

1

7

Выращивание рассады.

1. Цветы в нашей жизни.

 Просмотр работ художников –дизайнеров по цветам.

1

2. Технология подготовки посадочного материала.

Разнообразные способы выращивании рассады.

1

3. Посев семян цветочного материала.

Практическое занятие. Посев семян.

1

4. Первичный уход за всходами.

Практическое занятие. Полив растений.

1

5. Уход за растениями в комнатных условиях.

Практическое занятие. Создание микроклимата.

1

6. Закаливание растений.

Практическое занятие. Закаливание. Световой режим.

1

7. Пикировка растений.

Практическое занятие. Пикировка цветов по сортам.

1

8. Подготовка растений к высадке в открытый грунт.

Практическое занятие. Распределение посадочного материала на школьном участке.

1

Литература

  1. Аржанухина Н.В. Искусственные и сухие цветы. М. 2000 г.
  2.  Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. М. 2006.
  3. Белецкая Л.Б. Флористика. М. 2006.
  4. Гликина Н. Искусственные цветы. М. 2004.
  5. Головкин Б.Н., Головкина Г.В. Составление букетов и цветочных композиций.   Кировск 2006.
  6. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала? М.: 1999.
  7. Дегтярёва Т. Умные поделки. М. 1999.
  8. Джудит Блеклок. Букеты и композиции. М. 2003.
  9. Козлова С.И., Козлова Е.Л. Флористика. М., 2004.
  10. Кузин В.С. Основы дизайна. М. 1999.
  11. Киреева М.Ф. Составление букета. М. 1983.
  12. Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. М. 1988.
  13. Македонская И.Н. Любителям цветочной аранжировки. Ростов-на-Дону. 2006.
  14. Максимова М. Дизайнерские идеи и практические хитрости. М. 2006.
  15. Методическое пособие. Цветочная аранжировка. Петрозаводск, 1994.
  16. Стецюк В. Картины из сухих цветов. М. 2002.
  17. Степанова И.Ф. Цветы. М. 1990.
  18. Утенко И.С., Утенко Л.М. Флористика. С-Петербург, 2003.
  19. Федотов Г. Сухие травы. Основы художественного ремесла. М. 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Программа дополнительного образования детей (для детей 4-5 лет) "Игралочка"

Программа содержит полные программы по курсам: "Развитие речи и чтение", "Развитие графических навыков", "Занимательная математика", "Изобразительная деятельность"....

Программа дополнительного образования детей (для детей 5-6 лет) "Учимся играя. Адаптация к школьной жизни".

Эта программа включает в себя следующие разделы: "Развитие речи и чтение", "Занимательная математика", "Развитие графических навыков", "Изобразительная деятельность"....

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»

Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания  определяется Программой развития образо...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...