Исследовательская работа
творческая работа учащихся (1 класс) на тему

Рой Ирина Сергеевна

исследовательская работа "Моя семья- моя опора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Содержание

1.Введение                                                                                                            3 стр.

 2. Герб семьи и девиз.                                                                                          3 стр.

3. Генеалогическое дерево.                                                                                  3 стр.

4. Тайна фамилии.                                                                                                 4 стр.

5.Значение имени.                                                                                                  5 стр.        

6. Герои моей семьи.                                                                                               5 стр.                                                                                      

7. Моя семья.                                                                                                            5 стр.

8. Заключение                                                                                                           6 стр.

9. Список использованной литературы.                                                                 7 стр.

                                                                       2

         

                           Тема исследования: «Моя семья».

 Почему я выбрал эту тему?

В школе на уроках окружающего мира и на внеклассных мероприятиях мы часто говорим о семейных ценностях, традициях. Мне была очень интересна эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.  Актуальность исследования: семья, её традиции, уклад всегда занимали и занимают важное место в жизни человека.

Цель исследования:  Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи для каждого человека.

Гипотеза: Если каждый член семьи будет любить и уважать друг друга, то семья будет дружной и крепкой.

Методы исследования: 

  • беседа с родными;
  • семейные фотографии;
  • изучение литературы;
  • обращение к интернету

                                     1.Введение

         Тема моего исследования «Моя семья». Почему я выбрал эту тему?  

        У каждого человека на земле должна быть семья. Семья – это непросто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

        Девиз нашей семьи: «Мы едины – наша семья нерушима». Значение девиза я постараюсь раскрыть в ходе моего исследования.

                                     2. Герб семьи и девиз.

Раньше на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Герб передавался из поколения в поколение. Герб был для человека символом семьи, дома, Родины.  Я  представляю  герб нашей семьи. За основу, так называемый «фундамент» семьи мы взяли щит. «Фундамент» семьи очень прочный. В центре щита расположено дерево, дом, светит солнце.(приложение 1)

 Дерево - сила и стойкость; солнце – мудрость и тепло; дом – крыша над головой; небо – верность, радуга – мы всегда вместе.  

                                    3. Генеалогическое дерево

Родословное или генеалогическое дерево — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева». Однажды на уроке нам было предложено составить генеалогическое дерево своей семьи. Честно сказать мы были озадачены. Чтобы  что-то получилось, мы звонили родственникам в мамину и  папину сторону. Занятие оказалось очень увлекательным, в результате общения со своими родственниками мы смогли многое узнать о наших предках: кем они были, чем занимались. Для удобства восприятия мы  представили наше  родословное древо, где родоначальник располагается в  корне дерева.(приложение2) Кроме того мы выяснили, что сегодня многие в силу различных сложившихся обстоятельств ищут пропавших без вести родных и дедов, информацию о своих родных и близких, дедах и прадедах, узнают свои корни. В ходе исследования мы выяснили, что в нашем дереве встречаются такие фамилии как Соловьёвы, Ивановы, Дмитриевы, Кошкины.                                        

4. Тайна фамилии

Сейчас каждый живущий в России человек имеет фамилию, имя и отчество, но так было не всегда. Сначала у человека было только имя, затем появилось отчество, а последней образовалась фамилия. Этот процесс образования проходил в течение нескольких веков.  Впервые фамилия появилась в Италии, экономически наиболее развитой области Европы, в 10 – 11 вв.

В России слово «Фамилия» появилось во времена царствования Петра I, одной из реформ которого стало внедрение фамилий в быт русского человека. К тому времени у большинства людей помимо имени и отчества были прозвища или прозвания, которые позднее легли в основы множества фамилий. В разных социальных слоях населения появление фамилий происходило в разное время, разница между некоторыми слоями составляет несколько веков.

Я задумывался над вопросом, откуда произошла наша фамилия. Происхождение нашей фамилии может поведать нам о том, кем были наши предки, чем они занимались. Фамилия – это наследственное родовое имя. Зачастую фамилии происходили от прозвища, которое было точной характеристикой семьи или человека. Каждая фамилия – тайна. Тайна фамилии иногда заключается в слове, от которого образована, или в месте, где такая фамилия упоминается, или в конкретном человеке, владевшим этой фамилией. Тайну это разгадать не просто, в помощь сделан сайт в Интернете «Тайна Фамилии», который поможет найти правильное толкование фамилии, расскажет все о происхождении фамилии, и истории ее формирования.

В ходе исследования я узнал, что на сегодняшний день мало кто имеет представление о происхождении своей фамилии, своего рода, плохо знает своих предков. К сожалению, не все проявляют к этому интерес. Мною было проведено анкетирование (приложение 3) среди учащихся 3-х классов своей школы - 62ученика, целью которого было определение степени осведомлённости людей о своих корнях и истории фамилии. После обработки данных были получены следующие результаты:

1.Из 62 опрошенных учеников мой однофамилец только 1 человек, что говорит о нераспространённости данной фамилии среди учащихся  нашей школы.

2.18 учеников указали, что они знают о происхождении своей фамилии, своего рода, но не смогли указать  - 34 ученика.

3.Смысл своей фамилии знают 12 учеников, 20 догадываются, но 30 учеников не знают значение своей фамилии.

4.Анкетирование показало, большинство -48 опрошенных учеников хотят узнать о своей фамилии, к сожалению 14 ученикам безразлична история своей фамилии.

5.Большинство из опрошенных учеников- 47 человек, не знают, в каком поколении они живут. Однако 15 учеников знают или предполагают, в каком поколении живут.

6. Все 62 человека пробовали составлять древо своей жизни, так как это у нас идёт по окружающему миру. Данное анкетирование позволяет сделать следующий вывод: на сегодняшний день мало, кто имеет представление о происхождении своей фамилии, своего рода, плохо знает своих предков. К сожалению, не все проявляют к этому интерес.

Изучив множество статей, я узнал о своей фамилии.  Васильев – это очень старая русская фамилия, происхождение которой основывается на мирском старорусском имени Василий. Сын Василия с рождения нарекался Васильевым сыном. Казалось бы, что это должно быть отчеством, но исторически сложилось иначе. Необходимо отметить, что современный роди Васильевых берет свое начало у царских корней. Васильев – это фамилия, которую носил только привилегированный человек, а не обычный крестьянин. Очень интересно и то, что от этого же имени происходит фамилия Васин. Как Вы поняли, Васины были люди простые, из народа. Вот так из одного имени может происходить целых две, а, может, и больше фамилий.

5.Тайна имени.

Моё имя Яромир. Значение имени Яромир  -  «солнечный мир» (старославянское происхождение).Отношения со сверстниками складываются легко, он общительный, хотя не ищет общения сам: может часами играть в одиночестве. Взрослые любят Яромира за спокойный и веселый нрав. Даже если ему кто-то помешал играть, оторвал от любимого дела, он только улыбнется этому человеку и опять примется за свое дело.

Взрослый Яромир легко сходится с людьми, но не привязывается к кому-то очень сильно. Он остряк, жизнелюб, выдумщик. Обожает розыгрыши, шутки. Веселый, неунывающий человек. При всем при том он достаточно серьезен, когда необходимо. Быстро перестраивается, умеет решать сложные вопросы. С ним легко и надежно, он разряжает напряженную обстановку, вносит в коллектив ощущение комфорта и уюта.

6. Герои моей семьи

Никто не любит войну. Люди страдали, гибли. Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову. Война затронула каждую семью. В ходе исследования мы узнали, что мой прадед Алексей служил в Ленинградской области.(приложение4) Их было 2000 человек, был отдан приказ обороняться.  Но после сражения их, осталось трое. Им пришлось укрываться в болоте. А ведь ещё тогда был ноябрь и болото замерзало!  От малейшего движения лёд трескался, и немцы начинали стрелять из миномётов. Дедушка сидел месяц в этой трясине, была блокада Ленинграда. Но наши освободили город! Когда наступало советское войско, мой прадед пошёл в атаку вместе с ними  и выжил. Вернувшись, домой, его долго лечили, у него опухли ноги и воспалились лёгкие. Эту историю рассказал мне дядя Аркадий, который сам охранял Дальний Восток. Я считаю, что мой прадед вынослив и терпелив, ловок и умён. Он равнодушно относился к взрывавшимся рядом минам и терпел такой холод целый месяц! Я твёрдо уверен, что он настоящий герой!

         Моя бабушка работала в тылу, как и все остальные пожилые люди, женщины,  подростки и демобелизированные солдаты. Из сельской местности поступало зерно, мясо, масло, овощи, фрукты и многие другие продукты питания, а также сырье для изготовления обмундирования. Многие колхозы засевали сверх плана «гектары обороны», весь урожай с которых шел на нужды фронта.

7. Моя семья. (приложение5)

В нашей семье, а она у нас очень большая, включая много родственников, есть свои маленькие традиции. Самые важные - гостеприимство и уважение к людям. Гостей мы всегда встречаем с радостью и угощениями. А уважать людей наши родители учат нас с детства. Праздники мы всегда отмечаем в кругу семьи: поздравляем друг друга, дарим подарки и хорошее настроение. Я считаю, что у меня очень хорошая и счастливая семья. Главное мы любим друг друга, нам хорошо всем вместе. Хочу познакомить вас со своей семьёй. Мама у меня настоящая красавица, заботливая, мудрая и очень талантливая. Её зовут Алёна. Она работает в больнице медсестрой, спасает жизни людей. Мама успевает всё: и дома, и на работе. Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает нам с братом делать уроки. Хотя иногда немного ругает. Но мамин гнев, как весенний снег. Много выпадает, да скоро тает. В доме у нас всегда чисто и уютно. А ещё она умеет вкусно готовить. У нас в семье есть любимые блюда «Курица с паприкой», картошка с котлеткой и тушёной капустой, всеми любимый салат «Шапка Мономаха» и полезный и намного вкуснее любой конфеты. У меня есть старший брат Всеволод, который учится в 5 классе. Он очень веселый, добрый, отзывчивый, целеустремлённый и общительный человек. Я очень люблю брата и хочу быть на него похожим. Моего папу зовут Дима. Он очень сильный, смелый и хороший человек. Я бы даже сказал, что мой папа герой! Он добывает золото для всей страны! На самом крупном золотодобывающем предприятии России! Работа у него тяжёлая. Ему приходиться  таскать большие вёдра с водой для отчистки руды по несколько километров в день. Олимпийские золотые медали для Сочи были слиты на предприятии, где работает мой папа. У папы есть хобби. Он заядлый рыбак. Летом мы всей семьёй любим, порыбачить, а наша мама нам варит такую вкусную уху. А ещё мы любим, ходить в лес за ягодами, за грибами или просто собирать сосновые и еловые шишки. Любим отдых на природе, особенно летом. Когда можно поехать на дачу и наблюдать, как растут наши помидоры, огурцы, арбузы и т.д. Мы с братом помогаем родителям полоть грядки, поливать и собирать урожай. Зимой мы любим всей семьей покататься на ледянках с горки. Как только есть возможность – мы берем ледянки и на горку во главе с мамой и папой. У всех краснеют щеки и горят глаза, в теле появляется приятная усталость. Мы приходим домой,  мама заваривает вкусный чай, и мы начинаем обедать. У нас есть обычай в Новый год, 1 января с утра мы спешим в кинотеатр на первый сеанс, чтобы наконец-то увидеть долгожданный мультик про богатырей.

Чтение книг на ночь.

Когда мы с братом были маленькими, родители всегда нам читали сказки или книжки-малышки. Помню, вечером я всегда быстро умывался, чистил зубы и укладывался в постель. А рядом садились мама или папа, и передо мной проносились удивительные картины.  Наверное, тогда родители привили мне любовь к чтению. Мне и сейчас нравится читать про путешествия, разные страны, узнавать про жизнь сверстников. Сейчас мама мне объясняет, что «обязательное чтение перед сном маленьким детям позволяет познавать окружающий мир, учит добру, состраданию, пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Я горжусь своими родителями. Мама и папа добрые, отзывчивые, трудолюбивые и всегда готовы помочь другим. Эти качества они стараются привить и нам – своим детям. Они любят нас, а мы любим их! В заключении отмечу, что наша семья усердная, трудолюбивая и дружная.

                                          8. Заключение

Семья — это маленький остров в бескрайнем людском океане, и на нем присутствует иная атмосфера. Вне этого острова — проблемы, сложности, бури, ненастья, а здесь тепло, комфортно и уютно. Каждый человек должен быть уверен, что он вернется домой, его примут, утешут, поймут и обязательно помогут.  Семья — это само по себе счастье, и его нужно беречь. Семья-это люди, которые нас любят и лелеют, преподносят нам свою жизнь и существование. Для каждого человека значимость своей семьи абсолютно разная, но даже вопреки этому это неотъемлемая часть всей нашей жизни.

Эта работа помогла мне составить генеалогическое дерево моей семьи, узнать значение и происхождение своей фамилии и своего имени.  Я думаю, что работа моя  будет интересна и будущим поколениям нашей семьи, так как я собираюсь продолжить эту летопись дальше. Ведь, семья – это наша сила, опора и, главное, любовь.

                    9. Список использованной литературы.

1.Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.,"Школа - пресс", 1993

2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.  В.Ф. Феоктистова. Издательство «Учитель», 2011 г.

3. Семейный альбом

4. Ю. Троицкий «Имя и родословная», М:, 1995

5. Воспоминания родственников.

6. Интернет – ресурсы.

   

                                                             6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Моя семья». Цель : Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи для каждого человека. Гипотеза: Если каждый член семьи будет любить и уважать друг друга, то семья будет дружной и крепкой.

Слайд 2

Задачи: собрать биографические данные моих родных; изучить жизнь и увлечения моей семьи; проанализировать данные; оформить работу

Слайд 3

Актуальность моей работы: Семья, её традиции, порядок всегда занимали и занимают важное место в жизни человека. У каждого из нас есть то личное, сокровенное и самое главное в жизни – это семья. Методы исследования: беседа с родными; семейные фотографии; изучение литературы; обращение к интернету

Слайд 4

Герб и девиз семьи За основу, так называемый «фундамент» семьи мы взяли щит. «Фундамент» семьи очень прочный. В центре щита расположено дерево, дом, светит солнце.(приложение 1) Дерево - сила и стойкость; солнце – мудрость и тепло; дом – крыша над головой; небо – верность, радуга – мы всегда вместе.

Слайд 5

Генеалогическое дерево

Слайд 6

Знакомьтесь – это я! Моё имя Яромир . Значение имени Яромир - «солнечный мир» (старославянское происхождение). Яромир легко сходится с людьми. Он остряк, жизнелюб, выдумщик. Обожает розыгрыши, шутки. Веселый, неунывающий человек. Васильев – это очень старая русская фамилия. Современный роди Васильевых берет свое начало у царских корней. Васильев – это фамилия, которую носил только привилегированный человек, а не обычный крестьянин.

Слайд 7

Герой семьи Война затронула каждую семью. В ходе исследования я узнал, что мой прадед Алексей служил в Ленинградской области. Их было 2000 человек, был отдан приказ обороняться. Но после сражения их, осталось трое. Им пришлось укрываться в болоте. А ведь ещё тогда был ноябрь и болото замерзало! От малейшего движения лёд трескался, и немцы начинали стрелять из миномётов. Дедушка сидел месяц в этой трясине, была блокада Ленинграда. Но наши освободили город! Когда наступало советское войско, мой прадед пошёл в атаку вместе с ними и выжил. Вернувшись, домой, его долго лечили, у него опухли ноги и воспалились лёгкие. Эту историю рассказал мне дядя Аркадий, который сам охранял Дальний Восток. Я считаю, что мой прадед вынослив и терпелив, ловок и умён. Он равнодушно относился к взрывавшимся рядом минам и терпел такой холод целый месяц! Я твёрдо уверен, что он настоящий герой!

Слайд 8

Мама у меня настоящая красавица, заботливая, мудрая и очень талантливая. Её зовут Алёна. Она работает в больнице медсестрой, спасает жизни людей. Мама успевает всё: и дома, и на работе. Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает нам с братом делать уроки.. Хотя иногда немного ругает. Но мамин гнев, как весенний снег. Много выпадает, да скоро тает. В доме у нас всегда чисто и уютно. А ещё она умеет вкусно готовить. У нас в семье есть любимые блюда «Курица с паприкой», картошка с котлеткой и тушёной капустой, всеми любимый салат «Шапка Мономаха» и полезный и намного вкуснее любой конфеты. Самая хорошая, дорогая самая

Слайд 9

Моего папу зовут Дима. Он очень сильный, смелый и хороший человек. Я бы даже сказал, что мой папа герой! Он добывает золото для всей страны! На самом крупном золотодобывающем предприятии России! Работа у него тяжёлая. Ему приходиться таскать большие вёдра с водой для отчистки руды по несколько километров в день. Олимпийские золотые медали для Сочи были слиты на предприятии, где работает мой папа. У папы есть хобби. Он заядлый рыбак.

Слайд 10

Летом мы всей семьёй любим, порыбачить, а наша мама нам варит такую вкусную уху. А ещё любим ходить в лес за ягодами, за грибами или просто собирать сосновые и еловые шишки. Любим отдых на природе, особенно летом .

Слайд 11

Моя семья Я считаю, что у меня очень хорошая и счастливая семья. Главное мы любим друг друга, нам хорошо всем вместе. Я горжусь своими родителями. Мама и папа добрые, отзывчивые, трудолюбивые и всегда готовы помочь другим. Эти качества они стараются привить и нам – своим детям. Они любят нас, а мы любим их!

Слайд 12

Закончив эту работу, я много узнал нового о своих близких. Задумался о том, как мы живём, как общаемся. Я понял - чтобы в семье было спокойствие и взаимопонимание, нужно любить и уважать друг друга, прощать любые обиды. Нужно находить общие дела и увлечения: заниматься спортом, заботиться о животных и растениях, вместе отдыхать, общаться с друзьями. Понял, что хоть у нас и не большая семья, но очень дружная. Я думаю, что работа моя будет интересна и будущим поколениям нашей семьи, так как я собираюсь продолжить эту летопись дальше. Ведь, семья – это наша сила, опора и, главное, любовь. Вывод:

Слайд 13

Список использованной литературы. 1.Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.,"Школа - пресс", 1993 2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. В.Ф. Феоктистова. Издательство «Учитель», 2011 г. 3. Семейный альбом 4. Ю. Троицкий «Имя и родословная», М:, 1995 5. Воспоминания родственников. 6. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...