Занятие "Умники и умницы"
материал на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

Выступление по теме "Развитие познавательных способностей младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Ход занятия

  1. Организационный момент

 (1 слайд) Повернемся к гостям улыбнемся им,  улыбнемся и поприветствуем друг друга ладошками

          Мозговая гимнастика:

*Качания головой (Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди).

*Ленивые восьмерки (Нарисуйте в воздухе, на горизонтальной поверхности «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

*Шапка для размышлений («наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза)

        

2. Актуализация опорных  знаний  

   Мозговая разминка: (За каждый правильный ответ – первому ответившему – жетон)

1. За чем во рту язык?  (За зубами)

2. Живёт без тела,  говорит без языка; никто его не видит, а всякий слышит. Что это?                          

                                                                                                                                                     (Эхо)

3. Когда мы видим два, а говорим четырнадцать? (В часах)

4. Что проливают, когда чистят лук? (Слезы)

5. День, который был перед сегодняшним? (Вчера)

6. Как называются сухарики для супа? (Гренки)

7. Как называется тихий голос для подсказок на уроке? (Шепот)

8. Горит - тает, жильё освещает - что это? Свеча)

9. Для отца - сын, а для деда? (Внук)

10. Как называется площадка, где происходит цирковое представление? (Арена).

-Молодцы! Вы справились!

3.Целеполагание

 -Тема занятия сегодня (2 слайд) - Совершенствование мыслительных действий.

                                                                 Логическо -  поисковые задания.

                                                                 Развитие пространственного воображения.

 - Скажите, пожалуйста, с какой целью мы проводим занятие?

                                                   (Продолжать занятия по тетради «Умники и умницы»

  - Какие цели каждый из вас ставит сегодня?   (Ответы детей)

  - А я буду вам помогать.                                        

  -Мы будем работать по следующему плану: (3 слайд)

4.Совершенствование воображения

 - Приступаем к 1 заданию и поиграем:

1.Запомни изображения,

 нарисуй их самостоятельно как можно точнее (4 слайд), 

проверь (5 слайд),  дорисуйте  эти фигуры до какого –либо целого изображения.

Дорисовали? (6 – 7 слайд)

2.Работа с изографами. (8слайд) На картинке слово записано буквами, расположение которых напоминает  изображение того предмета, о котором идет речь.  

- Догадайтесь, какое слово спряталось на картинке?  (Слониха)( 9слайд)

- А какие еще слова спрятались в этом слове?  (10 слайд)

                                                                 ( Слон, нос, сон, сила, сало, хан, лоси,  оса)

4. Не отрывая карандаша  от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды, попробуй обвести эту фигуру.(11слайд)

5 Сколько здесь пятиконечных звезд?(12 слайд) Закрась каждую в свой цвет.(13слайд)

-Сколько здесь пятиконечных звезд?   (Четыре).

5.  ФИЗМИНУТКА (под музыку)(14 слайд)

6. Логически-поисковые задания     ПЛАН  (15 слайд)

 1.Отгадай слово:

(Дети цепочкой читают задания, а остальные отвечают) 1.улица

                                                                                                 2. жизнь

                                                                                                 3. солдат

                                                                                                 4. портной

                                                                                                 5. рябина

                                                                                                 6. багаж

                                                                                                 7. абрикос

                                                                                                 8. варежки

  ( «велос»-латинск. «педИс» франц. )                9. велосипед                                                                      

                                                                                               10. ведунья или ведьма

2. (Коллективная работа). Разгадай ребусы. .(16 слайд)

Вставь отгаданные слова в текст, чтобы получился рассказ

  -Проверьте: (17 слайд)

В начале учебного года ребята встретились опять в классе. Они рассказали, где были во время каникул. Вера была у бабушки в деревне. Наташа - в летнем лагере. Вова отправился с туристами в горы, где встретил геологов. Надя и Витя отдыхали у моря. Сережа купил новый велосипед, и поэтому они вместе с Евой часто ездили за город.

9. Развитие пространственного воображения. Задания со спичками ПЛАН(18 слайд)

   1. - Из 12 спичек сложи  женское имя СОНЯ, Из 13 – сложи другое женское имя ТОНЯ, САША, ПОЛЯ (19 слайд)

   2.  Сложи из 12 спичек данное мужское имя ГЛЕБ. Переложи две спички так, чтобы получилось другое мужское имя  ОЛЕГ(20слайд)

    3.  Переложи одну спичку так, чтобы вместо женского имени Соня получилось мужское имя. СЕНЯ (20слайд)

10. Подведение итогов. РефлЕксия          (21 слайд) 

-Ребята, что вы думаете о нашем занятии?

• Мы молодцы.

• Мы старались, помогали друг другу. Выполнили все задания.

• Нам было интересно работать на занятии. Оцените свою работу на страницах    

    Тетради.

   -Добились ли вы поставленных целей?

    (По жетонам – награждения. Их получал каждый, кто отвечал во время занятия, а    

    раздавала их ученица)

 11. Спасибо. Вы – умнички! (22 слайд)

                                                                        Развитие

                                    познавательных способностей младших школьников

                                                через внеурочную деятельность

 Если «сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным …,

 «все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда,

когда человеку хочется учиться,

когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, -

он чувствует радость и обретает человеческую гордость»

                                                                                            (К. Д. Ушинский,   В. А. Сухомлинский)

          Несколько лет назад  начальной школе пришлось столкнуться с проблемой перехода на стандарты второго поколения.

          Отличительной особенностью их является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». По ФГОСу  следует понимать, что наша внеурочная  образовательная деятельность должна отличаться  от классно-урочной и должна быть направлена на достижение планируемых результатов как метапредметных,  так и личностных, причем, удельный вес результатов последних  гораздо выше, так как ученик выбирает деятельность,  исходя из своих интересов и  мотивов.

        Проблема формирования познавательного интереса всегда была и остаётся одной из актуальных проблем в современном образовании. От поиска её решения зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, ведь  познавательный интерес является и важнейшим  мотивом познавательной деятельности школьника. Кроме того, познавательный интерес играет важную роль в становлении личности, а при определённых условиях становится чертой личности и проявляет себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.      Актуальность данного направления учебной деятельности обусловлена повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать.

             Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации (а в моем случае и разнообразные виды внеурочной деятельности) значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

              Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Мы с интересом увлекаемся проектами, истоками, занимательной грамматикой, оч. умелыми ручками, танцами, изучением здорового образа жизни и, может это громко сказано,  мои дети становятся умниками и умницами. По крайней мере,  виден маршрут развития каждого ребенка в классе. На таких занятиях по интересам  имеет  иной способ существования – безоценочный. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок  может не бояться неудач.

         Многие педагоги и психологи высказывают мнение о том, что начальная школа является «зоной повышенного риска», так как именно на этапе начального обучения учитель старается направить все внимание на усвоение знаний, умений и навыков -  происходит блокирование развития способностей у многих детей. Нам важно не упустить этот момент и найти эффективные пути развития способностей детей, использовать  активные методы обучения, которые ставят ученика в новую позицию. Он перестаёт быть «пассивным сосудом», наполненным (или не наполненным) знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, этому способствуют – внеурочные  занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта, который обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства,  способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию,  способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно - следственные связи в окружающем мире, характеризуется также вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно - образным, словесно - логическим и речью.

                 Я решила организовать внеурочную деятельность по программе  «Умники и умницы», чтобы была возможность систематически и целенаправленно развивать данные мыслительные операции своих учеников. Система представленных на занятиях  заданий позволяет достичь все учебные задачи: познавательные, развивающие  и воспитывающие. Материал располагается системно, используется принцип «спирали»:  через каждые 7 занятий задания повторяются, материал идет «от простого - к сложному», наращивается  темп выполнения заданий и замечательная смена разных видов деятельности.

             Используются соответствующие задания на развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, графических навыков, аккуратности и, конечно, межличностных отношений.

В результате занятий  дети способны достичь значительных успехов в своём развитии. Они многому могут научиться и эти умения применять в учебной работе, что и приводит к успехам, в классе об этом говорит и темп и объем выполняемых работ, и умение включаться в работу, и понимание поставленной задачи.

            Важным в работе по организации внеурочной деятельности считаю привлечение детей в кружки, секции, объединения дополнительного образования. Необходимо помочь детям и их родителям в выявлении индивидуальных способностей, склонностей к тому или иному направлению деятельности: занятия в музыкальной и художественной школах, 4 года занятий танцами, футболом, баскетболом. Здесь ребята проявляют свою любознательность, активность, учатся общению со сверстниками и взрослыми. Кроме того, ребята активно участвуют в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах разного уровня, занимают призовые места.

В основе  модуля внеурочной деятельности, реализующей общеинтеллектуальное напрвление, основе лежит программа Ольги Анатольевны  Холодовой «Юным умникам и умницам, развитие познавательных способностей».   Каковы же особенности занятий по РПС и в чем их отлития от школьных  уроков? Прежде всего, занятия по РПС отличаются тем, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и   заинтересовывает младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные  умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.  Ребенка можно вначале   заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсеМ. Пусть ребенок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее. «Сильные» дети могут работать с заданиями, предложенными в рабочих тетрадях, индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а взрослый контролирует, правильно ли ребенок его выполнил. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ученик на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Помню, насколько все это было интересно в 1 классе - собственная оценка – раскрашенный флажок в конце урока. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

                В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем

развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-тo он закрепляется.

            Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный  актив, то есть в зону актуального развития. 

            Успех вызывает у ребенка прилив энергии, он стремится еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Успех, выпавший на долю ученика, производит  большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу. Если дети работают с увлечением и удовольствием, если идут домой довольные проведённым учебным днём и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей и успешности учительского труда.

            У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство учебной деятельностью.

(Прочесть слова К. Д. Ушинского и  В. А. Сухомлинского)

«Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения

                                                                                                         К. Д Ушинский

 Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда,

 когда человеку хочется учиться,

 когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, -

 он чувствует радость и обретает человеческую гордость.»

                                                                                               В.А. Сухомлинский

         Все разнообразие занятий, которые привнесла внеурочка в школу, позволяет считать, что все они по – своему «работают» на развитие познавательных способностей наших детей. Я вкратце остановлюсь на этом.

Первые родительские собрания в 1 кл. были посвящены компьютерам, проектам, презентациям. Результатом этой сложной работы стало немало презентаций различного направления. Так на слайде  №7 показаны титульные листы презентаций, которые

  1. Несколько человек приготовили их на урок для  своего чтения наизусть с сопровождением
  2. Для конкурса чтецов стихотворений о Родине;
  3. Для обобщающего урока русского языка;
  4. Для путешествия во времени на математике;
  5. Для участия в Неделе математики  и в дальнейшем в работе школьной конференции

На слайде №…: Отчет по групповому проекту «Царство Мороза Ивановича» во 2 кл:

1группа готовила декорации – поделки из соленого теста,

2 группа – фотофильм,

3 группа – викторину,

4 группа – кроссворд,

5группа – видеофильм по пересказу сказки.

На слайде № 8:

  1. Отчет о посещении музея на весенних каникулах и проведена заочная экскурсия в классе;
  2. Наглядное пособие для родительского собрания (нас учила мама, она только закончила институт),

3, 4, 5 и 8 - Задания по внеурочке,

  1. Задание по окр. миру –Уразов Тимур готовится на школьную конференцию проектов  «Я познаю мир» в этом году
  2. Для участия в Неделе математики в этом году

Знакомы различные формы представления, так называемые продукты  проекта. Наряду с альбомами, презентациями, научились представлятьматериал в постеры, в газету.

На слайде № 9:

     1, 2. Для участия в конкурсе сказок по правилам дорожного движения

           «Три волшебных знака»

           «Сказка о ленивом светофоре»

  1. Для праздника «День матери»

    На  внеурочных занятиях «Занимательной грамматикой», на которых мы закрепляем и расширяем учебный материал в занимательной форме, развиваем связную устную и письменную речь;  использую для этого  свой накопленный материал,  материал из интернета, привлекаю уроки «Радионяни», понравившиеся песни ведущих потом распеваем  хором. Результатом этих занятий являются сочинения учащихся, которые я сначала проверяю, после переписывания  вывешиваю для прочтения в классе, а потом они хранятся в альбоме на полке. Ребята все время обращаются к ним в свободное время. Хочу прочесть одно - «Листопад».

         Участие в предметных Неделях, участие в конкурсе газет к 70-летию Победы ( мы были во 2 классе).  Переписывание на таких вот листочках солдатских писем произвело на ребят неизгладимое впечатление и запомнилось, уверена, на всю жизнь.

            В прошлом году заинтересовалась созданием видеороликов. Сначала сделали, а потом посмотрела у людей,  и в интернете не нашла таких. Везде ведущая роль отдана учителю, у меня – детям. Это полезнее. Теперь, как только возникает какой вопрос, мы знаем к  кому обращаться. Если «Как возникла Земля» - это к Тане, будущее Космоса – к Жене.

            На слайде № 10:

                          Обложки видеороликов, созданные по датам экологического календаря,  

             в которых  участвуют все до единого ученика в классе. Они были отправлены на    

             конкурс в мае прошлого учебного года, только результатов пока нет.

                                                                Самоанализ

                     Занятие проведено в классе, который занимается по программе

 О. А. Холодовой уже четвертый год. Класс в большинстве своем слабый,  только третья часть ребят понимает с первого раза смысл вопроса, позтому я очень рада, что есть такая возможность развивать и мышление, и психику; я имею в виду психические процессы: непроизвольное внимание, объем и виды  памяти, способность к воспроизведению и воображение.

              Я не буду останавливаться на характеристиках всех этапов занятия, при желании все можно прочитать в методическом пособии.

             Задания давались согласно плана, на основе деятельностного подхода. Старалась активизировать и разнообразить действия ребят. Своей целью считала, помочь детям в выполнении практических заданий, ставя задачи развития познавательных способностей,  которые послужат формированию универсальных учебных действий учебного и личностного характера.

            Считаю, что занятие внеурочной деятельностью сегодня  цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умницы"

Цели мероприятия: развитие математических способностей учащихся,...