Статья "Образование в начальной школе"
статья на тему

Представление об уровне образования в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_v_nachalnoy_shkole.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образование в начальной школе

Традиционное представление об уровне образования в начальной школе строится на его грамотности – в основе, которой лежат письмо, чтение, арифметический счет, каллиграфический почерк и знание текста наизусть. Изменения в школьном образовательном процессе привели к новому понятию в начальном звене – функциональной грамотности. Функциональная грамотность зависит от требований общества, от новых технологий, которые совершенствуются постоянно. Основным стержнем становится способность младших школьников отыскивать необходимую информацию, моделировать новые процессы, формулировать правила и изобретать алгоритмы решения задач. Проблема усвоения и использования в речи разнообразных средств языка в начальной школе является одной из важных проблем методики преподавания словесности в современное время. Это связано, в первую очередь, с речевой деятельностью школьников, с несформированностью сознательного отношения к языку и его особенностям. На протяжении многих лет в начальной школе мало уделялось внимания обучению на уроках средствам выразительности, развитию культуры речи, коммуникативным навыкам в общении. Исследование словарного запаса младших школьников подчеркивает актуальность и востребованность данной проблемы. Модернизация школьного образования дала возможность создать новые программы, учебники и методические пособия, в которых в системе разработаны  этапы внедрения изобразительно-выразительных средств языка в речь младших школьников. Большую роль в системе обучения в начальной школе сыграли концепции Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Все эти концепции строились на исследовании гипотезы Л.С. Выготского о взаимозависимости обучения и развития младших школьников. При этом утверждалось, что процесс развития детей не совпадает с процессом обучения в образовательном учреждении.  Ученые-исследователи пытались обнаружить все психологические компоненты, возникающие в ходе обучения в начальных классах. В первую очередь обращалось внимание на такие компоненты, как: учебная деятельность и ее субъект, абстрактное мышление школьников, произвольное управление. Действия этих ученых послужили почвой для других экспериментаторов, которые подтвердили различия у учащихся начальных классов между эмпирическими и теоретическими знаниями.

В начальной школе выбраны различные направления в обучении навыков устной и письменной речи младших школьников, среди которых широкое развитие получило направление по развитию способностей учащихся воспринимать, понимать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка. Этот вопрос отражен в трудах и исследованиях Е.А. Быстровой, А.И. Власенкова, А.П. Еремеевой, В.И. Капинос, Т.С. Кудрявцевой, М.П. Львова, С.И. Львовой, М.М. Разумовской, М.С. Соловейчик. С появлением новых программ и предметов в начальной школе изучение средств языка стало внедряться планомерно: на уроках развития речи, на уроках чтения, на уроках русского языка в каждом классе. Этому способствуют специальные предметы: риторика, литературное образование («Мастерская слова»), «Введение в русскую словесность», коммуникативно-ориентированный курс по русскому языку. Несмотря на это в практической деятельности младших школьников еще недостаточно внимания уделяется этому вопросу, так как на уроках русского языка слово чаще всего анализируется с грамматической точки зрения. Современные ученые-лингвисты рассматривают использование языковых возможностей через комплексный анализ художественных текстов. М.М. Бахтин подчеркивает, что «грамматические формы слова нельзя рассматривать без стилистического значения». Н.М. Шанский указывает на комплексный подход к изучению средств языка на материале текстов, этот метод ведет к подготовке детей младшего возраста к чтению художественных произведений более углубленно и внимательно. К сожалению, необходимо отметить, что лингвистов, занимающихся только вопросами и исследованиями по проблеме речевой грамотности за счет изобразительно-выразительных средств в начальных классах очень мало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...