Памятки по литературному чтению
учебно-методический материал по теме

набор памяток по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_po_literaturnomu_chteniyu_.docx146.23 КБ

Предварительный просмотр:

1 - 4 класс

D:\Света\shkkola.gif

 I.  Правила чтения

1.     Держи книгу 30-40 см от глаз;

2.     Читай, сидя за столом;

3.     Не читай до усталости;

4.     Не читай во время еды;

5.     Не читай перед сном;

6.     Следи за тем, чтобы освещение при чтении падало с левой стороны;

7.     Читай так, как говоришь, при этом не забывай, что и говорить нужно раздельно с выражением мысли и чувства;  

8.     Соблюдай при чтении знаки препинания;

9.     Когда читаешь чужие слова, старайся говорить голосом того человека, за которого читаешь;

10.    Читай всегда громким голосом.

11.  Не берите книги грязными руками.

12. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

13.  Не читайте на ходу и при движении транспорта.

14.  Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

  1.  Храните книги в закрытых полках.

  1. Как надо готовить чтение

  1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
  2. Прочитайте несколько раз эти слова.
  3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
  4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

  1. Учитесь читать правильно

  1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
  2. Старайтесь понять то, о чем читаете.
  3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
  4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
  5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

  1. Учитесь читать выразительно

  1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
  2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.
  3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь  при чтении передать его интонацией.
  4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
  5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
  6. Выделяйте голосом важные места.

  1. Памятка к работе над сказкой

  1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
  2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
  3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
  8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

  1. Памятка к работе над басней

  1. Как называется басня?
  2. Кто ее автор?
  3. Прочитайте басню.
  4. Какие события в ней описываются?
  5. Кто действует в басне?
  6. Какими показаны герои басни?
  7. Прочитайте, как описывает их автор.
  8. Что осуждается в басне?
  9. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне?
  10. Как он относится к действующим лицам?
  11. Что должен понять из этой басни читатель?
  12. Какое выражение басни стало крылатым?

 

  1. Памятка к работе над стихотворением

  1. Назовите стихотворение и его автора.
  2. Прочитайте стихотворение.
  3. О чем рассказывает поэт?
  4. Перечитайте стихотворение еще раз.
  5. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению.
  6. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
  7. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
  8. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
  9. Что вам понравилось в стихотворении?
  10. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

 

  1. Работа над лирическим стихотворением

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
  4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

  1. Памятка к работе над статьей

  1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.
  2. Прочитайте статью.
  3. Какие слова и выражения вы не поняли?
  4. О ком или о чем эта статья?
  5. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
  6. Разделите статью на части.
  7. Что самое главное в каждой части?
  8. Озаглавьте  каждую часть?
  9. Составьте план.
  10. Какова главная мысль всей статьи?
  11. Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
  12. Что нового вы узнали из прочитанного?
  13. Что вы читали об этом раньше?

  1. Памятка к работе над рассказом

  1. Как называется рассказ?
  2. Кто его написал?
  3. Прочитайте рассказ.
  4. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
  5. Назовите действующих лиц.
  6. Что вы о них узнали?
  7. Что случилось с героями?
  8. Как они вели себя?
  9. Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
  10. О чем вы думали, читая рассказ?
  11. Выделение главной мысли рассказа
  12. Внимательно прочитайте рассказ.
  13. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
  14. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
  15. Определите главную мысль рассказа.

  1. Составление плана

  1. Разделите рассказ на части.
  2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
  3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
  4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

  1. Выработка умения пересказывать полно

  1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать
  2. последовательность событий).
  3. Наметьте его основные смысловые части (картины).
  4. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
  5. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
  6. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

 

  1. Выработка умения пересказывать кратко

  1. Перечитайте текст.
  2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
  3. Расскажите о главном в каждой части.
  4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  главное в каждой части.
  5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного.
  6. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

 

  1. Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

  1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
  2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
  3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).
  4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

 

  1. Выработка умения составлять план текста

  1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
  2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
  3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
  4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
  5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
  6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

  1. Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

  1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
  2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
  3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
  4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
  5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
  6. Составьте рассказ про себя.
  7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
  8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом

  1.  Заучивание стихотворения наизусть

  1. Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нем говорится.
  2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом из них.

З. Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова, которые несут основные мысли.

4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.

5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).

 6.Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).

XVIII. Как готовить домашнее задание по чтению

  1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
    2. Посмотри, кто автор произведения.
    3. Внимательно прочитай весь текст.
    4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
    5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
    6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
    7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
    8. Составь план пересказа текста.
    9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
    10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
    11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
    12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

XIX. Читаем по ролям

(коллективная работа )

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитайте диалог.

3. Обсудите с одноклассниками образы героев произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как говорят?)

4. Распределите роли и поупражняйтесь в выразительном чтении.

5. Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас.

6. Оцените своё чтение и чтение одноклассников.

XX. Работаем с произведением самостоятельно

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитайте произведение.

3. Определите жанр и тему, основную мысль (о чём или о ком в нём говорится).

4. О каких героях, событиях рассказывает автор? Найдите в тексте ключевые слова и кульминационный эпизод ( самый напряженный момент).

5. Если значение какого-либо слова или выражения было непонятно, обратитесь к словарю.

6. Разделите текст на смысловые части, составьте план.

7. Выскажите своё мнение о произведение. (Что нового вы узнали? О чём вы думали, читая произведение? Понравились ли вам герои? Было ли вам интересно читать?)

XXI. Работаем с книгой

1. Выберите книгу, которую хотите прочитать.

2. Поработайте с книгой до чтения: рассмотрите оформление обложки, прочитайте фамилию автора и заголовок, рассмотрите титульный лист прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением (содержанием)

3. Прочитайте книгу. Рассмотрите иллюстрацию

4. подумайте о ком или о чём эта книга. Что понравилось? Что не понравилось?

5. Перечитайте эпизоды, которые понравились.

6. Поделись своим впечатлением о книге с друзьями, родителями или напишите отзыв.

Словарь по литературному чтению

Жанры литературы

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком – либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

Стихотворение – небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием и имеющее стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

Жанры фольклора

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

Былина – это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Дразнилка – это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Цель дразнилок: поддразнить человека.

Загадка – это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчеркивая их важные признаки: «два конца, два кольца – посередине гвоздик».

Поговорка – это краткое изречение, не имеющее формы законченного суждения: «свалился как снег на голову».

Пословица – Это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (т.е. пословица отличается от поговорки тем, что является законченным предложением): «цыплят по осени считают».

Прибаутка – это забавное сочетание слов, повествующее о каком – либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

- Я медведя поймал.

- Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

Сказка – один из видов занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Виды сказок:

А) Сказки о животных;

Б) Бытовые сказки;

В) Волшебные сказки;

Зачин начало сказки, бывает коротким и длинным. Рассказывает. Где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке. Например, жил – да был…

Присказка – заканчивается словами – это не сказка, сказка будет впереди.

Концовка – заканчивается словами: они жили долго и счастливо; тут и сказке конец, а кто слушал молодец;

Считалка – это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.

Скороговорки – говорится очень быстро; трудное сочетание звуков; цель – выработать ясную, четкую речь.

Потешки

Песни

Особенности лексического значения слова

Многозначные слова – это слова, которые имеют несколько связанных между собой значений. Например, слово земля имеет значения: планета, суша, почва.

Омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Например, слово ключ имеет значения: ключ от двери, вода, бьющая из–под земли, подсказка.

Антонимы – это слова, противоположные по значению. Например, веселый – грустный, говорить – молчать.

Синонимы – это слова, близкие или одинаковые по своему значению. Например, горячий – жаркий, градусник – термометр.

Средства художественной выразительности

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений; крыло самолета (крыло птицы); поезд идет (человек идет);

Олицетворение – неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима;

Эпитет – представляет собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета: веселый ветер; кудрявая береза;

Сравнение – сопоставление одного предмета другому на основании общего признака: озеро как зеркало; человек свистел соловьем;

Фразеологический оборот – устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу; собаку съесть; сесть в галошу;

Элементы книги

1. Обложка – бумажная обёртка книги, на ней указываются: фамилия автора, издательство.

2. Корешок – место, где сшиты листы книги.

3.  Переплет – состоит из обложки и корешка книги.

4. Форзац – это развернутый лист, скрепляющий обложку с книгой

5. Титульный лист – первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней – автор, название, издательство, год издания, художник.

6.  Страницы (текст)

7. Послесловие – небольшая статья, расположенная после основного текста книги;

8.  Предисловие – статья, расположенная перед основным текстом книги. Читателю сообщается некоторая информация перед началом чтения книги (например, историю ее создания). Кроме того, в предисловии может быть дана справка об авторе книги, о его судьбе.

9. Оглавление – перечень глав или других составных частей книги.

10. Аннотация – маленький текст, обычно располагающийся на обложке первой страницы. Она напоминает очень краткий пересказ текста, как бы отвечая на вопрос читателя: «О чем эта книга?» Аннотация помогает выбрать в библиотеке нужную книгу. Она часть бывает незаконченно, ведь так интересней.

11. Иллюстрации – рисунок.

Работа с книгой

Сноска – пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся обычно в самом низу страницы.

Абзац – минимальная смысловая часть текста.

Подзаголовок – слово или выражение, уточняющее основное название.

Виды пересказа

А) прямое воспроизведение текста, зависящее от поставленной задачи:

- краткий пересказ;

- подробный пересказ;

- выборочный пересказ;

Б) творческий пересказ:

- с изменением места действия; с изменением места и т.д.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по литературному чтению

В данном материале можно будет найти памятки для учащихся по следующим темам:- знакомство с новой книгой;- составление плана рассказа;- заучивание стихотворения наизусть;- работа над кратким пересказо...

Памятки по литературному чтению.

памятки по различным видам работы с текстом...

Памятка по литературному чтению.

Данная памятка разработана в помощь ученикам при подготовке домашнего задания по литературному чтению....

Памятки по литературному чтению

Памятки для подготовки пересказа и выразительного чтения....

Памятки по литературному чтению.

Правило-совет для читателя1.       Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.2.       Обрати внимание на то, ка...

Памятка по литературному чтению

Данная памятка разработана по технологии критического мышления через чтение и письмо. Можно использовать в разных УМК....

Памятки по литературному чтению для учащихся.

Правила чтения для учащихся. Как готовить домашнее задание по чтению...