Анализ внеурочной деятельности "Логика"
материал (4 класс) на тему

Борзенкова Любовь Анатольевна

Анализ внеурочной деятельности "Логика" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika_borzenkova_l._a.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по внеурочной деятельности «Логика»

Учитель Борзенкова Л. А.

Развитое логическое мышление играет огромную роль в жизни не только ребёнка, но и взрослого человека. Решая задачу развития логического мышления в начальной школе, мы помогаем ребёнку преодолевать ряд трудностей, учим его правильно мыслить, говорить и, в конечном итоге, правильно учиться и даже жить.

   В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние приоритеты, целевые установки и педагогические средства, разработаны новые стандарты.

  Одним из требований стандартов второго поколения  является оптимизация общекультурного, личностного и познавательного развития детей. Задача учителя начальных классов состоит  в формировании способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, что позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

  Для успешного обучения в школе умение логически мыслить и  рассуждать играет большую роль. Учителя отмечают, что тот ученик, у которого хорошо развито логическое мышление, легче одноклассников понимает учебный материал, содержательнее осваивает новые правила, быстрее и успешнее справляется с заданиями по математике, русскому языку и другим предметам. А неумение логически мыслить приводит к снижению успеваемости и отставанию в учебе.

  Перед учителями начальных классов встаёт вопрос: как сформировать у младшего школьника логическое мышление? Как правило, учитель работает над этой проблемой на каждом уроке (или старается это делать), но нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной степени идёт стихийно, поэтому большинство учащихся даже старших классов не овладевают его начальными приёмами.

  Для более успешного решения этой проблемы в школе, начиная с 1 класса, проводилась внеурочная деятельность «Логика», разработанная Холодовой «Умники и умницы». На основе разработанной программы я продолжила в 4 классе курс «Логика».  При изучении данного учебного курса мною были поставлены следующие задачи:

 1). Попытаться научить ребят (или вызвать у них установку на осознание проблемы) анализировать самые простые ситуации, в которых им приходится или придётся оказаться.

  2). Научить видеть в образах, разнообразных предметах и явлениях их общие свойства, глубинные черты (простейшее - общий признак поездов, более сложное – общее между словами доброта и справедливость).

  3). Выработать умение, позволяющее осознавать, что на всех уроках в школе, в жизни мы пользуемся языком, который важнейшим образом связан с логикой. Отсюда ещё одна задача:

  4). Научить осмыслению возможных проблем и трудностей, связанных с обыденным, разговорным языком, умение избегать ловушек языка, изначальной неточности слов, проблем, связанных с многозначностью понятий, преднамеренных уловок, называемых в логике софизмами. Причём, весь этот материал осваивается учениками  на основе анализа плутовских сказок, весёлых историй и т. д.  (Почему утка плавает?)

  5). Выработать навыки оперирования понятиями, высказываниями, умение строить выводы, т. е. получать умозаключения, а также попытаться добиться такого положения, когда ученики сумеют правильно задавать вопросы, отвечать на них, сумеют выбирать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, составить план ответа, тем самым формировать регулятивные универсальные учебные действия.

  6). Способствовать выработке чувства ответственности за последствия сказанных слов. Ведь слово имеет великую силу, в том числе и разрушительную: словом можно не только поддержать, возвысить, но и ранить, а иногда и убить человека. Таким образом, формируются личностные универсальные учебные действия.

  7). Создать у обучающихся установку на умение слушать и слышать другого, научить осознанию того, что и другой может быть прав. Другими словами, речь идёт о формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

  8). Учить чётко и ясно излагать свои мысли, уметь обосновывать свою точку зрения, пользуясь для этого логическим мышлением и богатством языковых возможностей, формируя познавательные универсальные учебные действия.

  Результатом работы стало то, что к концу 4 класса у ребенка значительно улучшилась мыслительная операция анализа и синтеза, речь, память, внимание. Он научился правильно задавать вопросы, выделять существенное из потока речи или текста, выбирать наиболее рациональное решение для арифметических задач, сложных ситуаций, искать наиболее оптимальные пути выполнения любых заданий.

  Таким образом, развивая логическое мышление, учитель способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

  Развитие логического дисциплинированного мышления полезно и с точки зрения общечеловеческих ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ внеурочной деятельности во 2-х классах по программе" Юный исследователь"

В начале учебного года на параллели вторых классов были организованы четыре  группы юных исследователей. Каждая группа посещала занятия один раз в неделю по расписанию, составленному администраци...

Анализ внеурочной деятельности по ФГОС

В материале представлен отчет работы кружков, секций(внеурочная деятельность), а также мероприятия, экскурсии, поездки....

Анализ внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности

Анализ внеурочной деятельности интеллектуального клуба «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности...

Анализ внеурочной деятельности . 2012-2013 учебный год.

В материале содержится анализ внеурочной деятельности с учащимися 1 класса....

Анализ внеурочной деятельности 2 Б класса за 2012-2013 учебный год.

Данный материал содержит анализ внеурочной деятельности по 3 направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное....

Анкета для родителей по анализу внеурочной деятельности организуемой школой

Данная анкета поможет педагогу, администрации подвести итог работы зв год, наметить пути дальнейшего продвижения...

Анализ внеурочной деятельности

Анализ работы кружка  «Секреты речи».Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка и литературн...