РОЛЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ В ОБОГАЩЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Тумольская Елена Михайловна

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬРНЫХ ДИКТАНТОВ В ОБОГАЩЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тумольская Елена Михайловна

 учитель начальных классов

МБУ «Школа №21»

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

Слово – основная значимая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается очень большое значение.

В своей работе я использовала различные методы и приемы  для обогащения словарного запаса, формирования грамотного письма, развития речи детей. Но данная работа, по моему мнению, была не достаточной.  На курсах  повышения квалификации по ФГОС нам предложили познакомиться и попробовать на практике сборник объяснительных диктантов Татьяны Анатольевны Каясовой. Познакомившись с содержанием данного пособия и поработав по нему, я поняла, что оно очень интересное и содержательное.  Сегодня я хочу рассказать, как я по нему работаю.

Сборник  рассчитан на 3 года обучения со 2 по 4 класс и состоит из 170 диктантов, по количеству часов, отводимых на изучение русского языка в год.  В каждый диктант включены 15-17 слов на все изучаемые орфограммы в данном классе. Большинство слов, представленных в диктантах, незнакомы детям. Это, с одной стороны, позволяет вести целенаправленную работу на изучение значения данных слов, способствует систематической работе с различными словарями, с другой стороны, значительно расширяет словарный запас детей, так как, работая с данными словами, учащиеся начинают использовать их в своей речи. Автор включила в свои диктанты слова, относящиеся к различным школьным предметам. Например, по литературе: аршин, бадья, И.Крылов. По математике: дробь, задача, слагаемое. Также слова по истории, географии, музыке, изобразительному искусству и другим дисциплинам. Таким образом, словарный запас, пополняемый за счет работы с данными диктантами, поможет ребенку не только на уроках русского языка, но и на других предметах.

С данным пособием я работаю следующим образом. Для диктантов я прошу детей завести отельные тетради, это позволяет ученику четко отслеживать свои успехи в данной работе. Я распечатываю разворот  данного пособия – это диктанты на две недели и раздаю листочки домой. Дома ребенок просматривает  слова на следующий день, запоминает их написание, по словарю ищет значение незнакомых слов. Эта  работа занимает у ребенка немного времени, так как надо запомнить написание только некоторых слов из списка, для написания остальных правила уже ребенку знакомы. На следующий день, в начале урока русского языка я  провожу диктант, прошу объяснить детей значение незнакомых слов (если дети не нашли значение какого либо слова – в конце сборника есть толковый словарь, который помогает мне быстро помочь детям в объяснении того или иного слова). Данная работа занимает не более 5 минут от урока. Тетради собираются каждый день и проверяются, на следующий день ребенок делает работу над ошибками. Данная работа ведется в течение всего года. Иногда я даю творческие задания детям. В конце данных пособий есть пустые таблицы, в которые дети сами могут вписывать слова. Эти таблицы можно давать детям на уроках русского языка, литературы –  например, проходя тему Пушкина, можно предложить детям заполнить таблицу по его произведениям. В течение года мы с детьми прописываем более 2 тысяч слов, за три  года почти шесть тысяч. За  это время ребята значительно расширяют свой словарный запас. Это видно при устных ответах детей на различных уроках, при написании творческих работ, сочинений,  при самостоятельном составлении таблиц, при написании диктантов, в которых дети допускают гораздо меньше ошибок на изученные правила. Сборник объяснительных диктантов Татьяны Анатольевны Каясовой подходит к любому УМК начальной школы, это универсальное пособие, так как включает не только словарные слова, которые даны в конце любого учебника русского языка, но и помогает закрепить те орфограммы, которые изучаются в курсе начальной школы.

Поработав с данным пособием, я пришла к выводу, что систематизированное использование объяснительных диктантов, в которых интегрированы знания из различных предметов школьного образования, оказывают существенное влияние на формирование языковой личности учащегося и позволяет:

  1. Обогатить словарный запас
  2. Развить орфографическую зоркость
  3. Развить умение использовать полученные знания на различных уроках.

Список литературы:

  1. Каясова Т.А. Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности. – Самара: ВЕСТНИК ОГУ №9/сентябрь 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения IIкласс

исследовательская работа на тему"Формирование устной речи младших школьников"...

Статья "Исправление учителем ошибок устной речи младших школьников"

В статье описаны результаты исследования культуры устной речи младших школьников....

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников....

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Словарь по культуре устной речи младших школьников

В словарь включены слова, при произношении которых взрослые и дети часто допускают ошибки. Слова отбирались по принципу частотности употребления их в речи, а также включения данных слов в орфоэпически...

Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму...