Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников
статья по русскому языку на тему
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни, уметь излагать свои мысли и грамотно формировать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по предмету «Русский язык» учителя начальных классов Кобызевой Ольги Владимировны на тему:
«Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников»
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни, уметь излагать свои мысли и грамотно формировать свою речь.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.
Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.
Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.
Большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей при постановке ударения.
Нарушения норм ударения - одно из распространенных явлений в устной речи школьников. Одна из причин нарушения акцентологических норм связана с особенностями словесного ударения в русском языке.
В речи младших школьников встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Все отступления от орфоэпических норм целесообразно классифицировать по вызывающим их причинам. В соответствии с этим выделяются три типа наиболее частотных акцентологических ошибок в речи детей младшего школьного возраста: акцентологические ошибки, вызываемые влиянием написания слова; акцентологические ошибки просторечного характера; акцентологические ошибки диалектного происхождения.
Сформировать твердые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения, расширить словарный запас школьника поможет постоянное использование словаря на уроках русского языка. Культуру работы со словарем следует прививать, начиная с младшего школьного возраста. Пусть ребенок пристрастится к общению со словарем как со своим верным другом.
И, несомненно, предупреждение акцентологических ошибок должно начинаться именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладывается речевая культура ребенка.
Правильная постановка ударения вызывает у большинства учащихся трудности, что в свою очередь приводит к ошибкам (лексико-стилистическим и орфографическим).
Причины ошибок: отсутствие знаний, отсутствие речевого опыта в правильности постановки ударения и ограниченный словарный запас.
С учетом выявленных особенностей была определена методика коррекционно-развивающей работы, которая имела системный, комплексный характер и включила в себя проектную деятельность. Проектная работа учащихся «Волшебник Ударение», проведенная во время классного часа, позволила направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно создать проблемную ситуацию, планировать собственную деятельность, пользоваться справочной литературой, выискивать необходимое в потоке информации, обобщать, оформлять и представлять свою работу перед одноклассниками. Работа учащихся над проектом проходит как во время учебной деятельности, так и во внеурочное время, что позволило привлечь к творческой работе учащихся - родителей. Только совместная деятельность: учитель - ребёнок - родители - поможет заинтересовать ученика и привести к хорошим результатам в учёбе.
Чтобы проект имел успех, надо связать его с реальной жизнью. Цель урока в 3 классе, опираясь на свой жизненный опыт, создать занимательный материал для учащихся 2 классов на уроках русского языка по теме «Ударение».
Обратите внимание на слова «опираясь на свой жизненный опыт», т.к. задачами проекта стало закрепление, развитие и формирование знаний и умений, приобретённых в процессе обучения и необходимых при составлении текстов и при создании занимательного материала в соответствии с индивидуальной подготовкой ребёнка. Урок проводился на этапе закрепления и обобщения знаний учащихся.
Исходя из выше сказанного, определяем задачи для учащихся:
- расширить знания, умения логически мыслить;
- рассуждать и делать умозаключения;
- находить верные пути решения поставленных задач;
- уметь излагать свои мысли;
- грамотно формировать свою речь.
На уроках использовались индивидуальные формы работы и работы в парах, коллективные и самостоятельные виды работ.
Урок проводился в занимательной форме, чтобы не пропал интерес у детей к существующей проблеме.
Тип проекта получился практико-ориентированный.
Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действии, которые продиктованы ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/21/picture-85136-1450723332.jpg)
Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения IIкласс
исследовательская работа на тему"Формирование устной речи младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-374414-1479035507.jpg)
Статья "Исправление учителем ошибок устной речи младших школьников"
В статье описаны результаты исследования культуры устной речи младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-535388-1479128729.jpg)
Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира
Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-609835-1426775029.jpg)
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников....
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-374414-1479035507.jpg)
Словарь по культуре устной речи младших школьников
В словарь включены слова, при произношении которых взрослые и дети часто допускают ошибки. Слова отбирались по принципу частотности употребления их в речи, а также включения данных слов в орфоэпически...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889351-1486315276.jpg)
Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".
Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....