Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Киберзнатоки"
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа составлена для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kiberznatoki_4_kl.docx74.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

"Южно-Степная средняя общеобразовательная  школа"

Рассмотрено на          Согласовано                       Утверждаю:  и.о.директора

заседании  МО           зам.директора по УВР       МОУ "Южно-Степная СОШ"  

протокол №1             ____   _Наумова Н.В..        __________ Чумак Н.И.

от  _____  2017 г

руководитель:                

Программа курса внеурочной деятельности

по  общеинтеллектуальное направлению

«Киберзнатоки"

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся: 9-10 лет

Авторы – составители: Котлярова А. Е., старший преподаватель лаборатории инновационных образовательных решений

Учебно-методического центра информационно-коммуникационных технологий ГБУ ДПО ЧИППКРО,

Кадочникова Татьяна Владимировна

учитель  начальных классов     

2017-2018 учебный год

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Личностные результаты обучающихся  4 класса

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

В четвёртом  классе

у  выпускника будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, знание особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своего родного села, города, района, области, проявление активной деятельности по изучению и охране природы своей местности;

– способность воздействовать на окружающую среду и улучшать её, быть активным приверженцем как этнокультурных, так и общекультурных норм и традиций;

– понимание ценности профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями (с учётом потребностей Южного Урала);

– элементарные практические умения и навыки в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись и пр.);

− критическое отношение к выбору источника информации;

− первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения населения Южного Урала и России в целом.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • понимания значимости учения в аспекте личностного саморазвития;
  • устойчивых мотивов к саморазвитию и самоизменению на основе метода рефлексивной самоорганизации;
  • первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях.

1.2. Метапредметные результаты обучающихся  (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий  у обучающихся при получении начального общего образования

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • осуществлять в сотрудничестве с учителем итоговый и пошаговый контроль по результату действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
  • умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу реализации действия, так и в конце его.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • структурировать полученные знания;
  • строить сообщения в устной и письменной форме осознанно и произвольно;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов);
  • определять основную и второстепенную информацию;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • устанавливать аналогии;
  • выдвигать гипотезы и обосновывать их;
  • формулировать проблему;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач;
  • создавать алгоритмы (способы) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  первичным действиям в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля;
  •  проявлять способности к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интерес к техническим специальностям.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовать его;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать, корректировать и оценивать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1.2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

1.2.3. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Выпускник научится:

  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей;
  • использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • сканировать рисунки и тексты;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • упорядочивать, структурировать и представлять информацию, в том числе с использованием таблиц и диаграмм;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • анализировать цифровые данные, изображения, звуки в ходе наблюдения за объектами окружающего мира и описания объектов природы Челябинской области;
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах;
  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерных управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий;
  • строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира;
  • создавать модели изучаемых объектов и процессов;
  • искать информацию (в том числе краеведческого характера) в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом пространстве сети Интернет, системе поиска внутри компьютера;
  • составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

 оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

– критически относиться к информации и к выбору источника информации;

– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;

– моделировать объекты и процессы реального мира;

– использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Тексты предлагаемых практических заданий должны учитывать жизненный опыт младших школьников и отражать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 класс (34 часа)

Введение

Правила безопасного поведения в компьютерном классе. Правила техники безопасности при работе с компьютером и цифровыми устройствами. Бережное отношение к техническим устройствам.

Организация рабочего места.

Формы организации: интерактивная игра.

Виды деятельности: выполнять правила техники безопасности при работе с устройствами ИКТ. Выполнять правила пользования техническими устройствами. Организовывать рабочее место.

Текстовый редактор Word

Клавиатурные команды. Гиперссылка. Экранный перевод.

Переход по гиперссылке в заданном документе. Создание гиперссылки внутри документа. Создание документа с внешними гиперссылками. Контроль правописания текста (пунктуация). Экранный перевод отдельных слов на иностранном языке.

Формы организации: компьютерный практикум, проектная задача, интерактивная игра.

Виды деятельности: выполнять некоторые клавиатурные команды при помощи сочетания клавиш.

Переходить по гиперссылкам в заданном текстовом документе. Создавать гиперссылки внутри текстового документа. Создавать текстовый документ с внешними гиперссылками.

Осуществлять контроль правописания текста (правила пунктуации). Корректировать допущенные при создании текста ошибки в пунктуации.

Пользоваться инструментами группы «Правописание» на вкладке «Рецензирование» текстового редактора Word: экранный перевод слов, справочники.

Редактор презентаций PowerPoint

Объекты Word Art. Объекты мультимедиа (аудио- и видеофайлы) на слайдах презентации. Анимация объектов слайда.

Вставка объектов Word Art. Вставка звуковых и видеофайлов на слайд. Настройка анимации объектов.

Формы организации: компьютерный практикум, проектная задача, интерактивная игра.

Виды деятельности: выполнять вставку объектов Word Art на слайд презентации PowerPoint. Пользоваться средствами редактирования фигур и надписей Word Art.

Пользоваться средствами форматирования фона и текста надписей Word Art.

Встраивать аудиофайлы на слайд. Настраивать параметры воспроизведения. Запускать прослушивание аудио-фрагмента.

Встраивать видеофайлы на слайд. Настраивать параметры воспроизведения. Запускать просмотр видеофрагмента.

Анализировать назначение кнопок на вкладке «Анимация».

Настраивать анимацию объектов слайда мультимедийной презентации (вход и выход объектов, эффекты). Настраивать параметры эффектов.

Алгоритмы

Система команд исполнителя. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с заданными параметрами.

Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме и корректировка алгоритма.

Формы организации: интерактивная игра.

Виды деятельности: определять исполнителя команд и структуру следования алгоритма.

Выполнять алгоритмы с параметрами. Задавать параметры для алгоритма.

Находить ошибку в алгоритме с параметрами и корректировать алгоритмы.

Составлять и записывать алгоритмы с параметрами.

Выполнять вложенные алгоритмы.

Находить ошибку во вложенном алгоритме и корректировать алгоритмы.

Составлять и записывать вложенные алгоритмы.

Составлять и записывать изученные виды алгоритмов с числовыми данными. Составлять алгоритмы для образовательных ситуаций.

Цифровые и виртуальные лаборатории

Моделирование в виртуальной лаборатории. Естественно-научный эксперимент.

Решение интерактивных задач на переливание и перемещение в виртуальных лабораториях. Сбор числовых данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с помощью цифровых датчиков температуры, освещённости, магнитного поля, расстояния, цифрового микроскопа, наглядное представление полученной информации. Получение и использование данных цифровой географической карты.

Обобщение и анализ данных на диаграмме.

Формы организации: компьютерный практикум, наблюдение над объектами окружающей среды (проведение простейшего опыта) с фиксацией цифровой информации (в том числе во время экскурсии), исследование посредством виртуальной и цифровой лаборатории, проектная задача.

Виды деятельности: решать интерактивные задачи в виртуальной лаборатории «Разъезды» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Решать интерактивные задачи в виртуальной лаборатории «Чёрный ящик» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Приводить примеры ресурсов, содержащих цифровые географические карты. Получать, анализировать и использовать данные цифровых географических карт для подготовки текстового или электронного сообщения.

Собирать числовые данные в ходе естественно-научного эксперимента при помощи цифровых датчиков температуры, освещённости, магнитного поля, расстояния в ходе наблюдения.

Анализировать данные заданных диаграмм. Обобщать полученные в ходе наблюдения или эксперимента данные, строить диаграммы по числовым данным.

Сеть Интернет

Безопасность компьютера (антивирусные программы). Безопасная работа в сети Интернет. Уточнение запроса на поиск информации. Меню закладок. Поиск изображений. Электронная почта. Медиа сообщение. Сетевой этикет. Социальные сервисы сети Интернет, сетевые проекты.

Сохранение результатов поиска изображения в личном информационном пространстве на компьютере. Составление списка информационных источников с использованием ссылок. Создание электронного почтового сообщения. Создание и публикация текстового или медиасообщения в информационно-образовательной среде класса (школы). Комментирование сообщений с соблюдением правил сетевой коммуникации. Создание хронологических последовательностей (лент времени) и ментальных карт (в том числе в социальных сервисах).

Формы организации: компьютерный практикум, проектная задача, интерактивная игра.

Виды деятельности: приводить примеры антивирусных программ. Соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет.

Уточнять при необходимости запрос на поиск информации в сети Интернет по ключевым словам или фразам. Сохранять результаты поиска изображения в личном информационном пространстве на компьютере.

Создавать и структурировать закладки в браузере к найденным в результате поискового запроса сайтам. Составлять список информационных источников с использованием ссылок на веб-ресурсы, соблюдая авторские права.

Регистрировать адрес электронной почты, составлять логин и пароль к аккаунту электронной почты. Создавать электронное почтовое сообщение (вводить адрес электронной почты, определять тему письма, составлять текст письма с соблюдением правил электронного общения).

Создавать и публиковать медиасообщения в информационно-образовательной среде класса (школы).

Комментировать сообщения с соблюдением правил сетевой коммуникации.

Создавать хронологические последовательности (ленты времени) и ментальные карты в онлайн-сервисах.

Создавать в онлайн-сервисах образовательные комиксы и цифровые истории.

Обобщающее повторение

Обобщение знаний об устройствах, средствах и инструментах ИКТ.

Защита творческого проекта.

Формы организации: интерактивная игра.

Виды деятельности: использовать умение работать в программах для создания текстов, графики, мультимедийных презентаций, в некоторых онлайн-сервисах при выполнении итоговой творческой работы. Размещать результаты своей работы в информационно-образовательной среде класса (школы). Воспроизводить знания о правилах безопасной работы в сети Интернет.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Введение (1 ч)

1.

Правила безопасной работы с техническими устройствами.

1

Текстовый редактор Word (4 ч)

2.

Быстрые клавиши.

1

3.

Что такое гиперссылка.

1

4.

Проверь себя.

1

5.

Переводим текст.

1

Редактор презентаций PowerPoint (6 ч)

6.

Объекты Word Art на слайде.

1

7.

Оформляем слайды.

1

8.

Что такое мультимедиа.

1

9.

Мультимедиа-слайд.

1

10.

Что такое анимация.

1

11.

Анимация.

Алгоритмы (8 ч)

12.

Система команд исполнителя.

1

13.

Что такое алгоритм с заданными параметрами.

1

14.

Найди ошибку.

1

15.

Как записать алгоритм.

1

16.

Что такое вложенный алгоритм.

1

17.

Проверь себя.

1

18.

Как вложить один алгоритм в другой.

1

19.

Секреты алгоритмов.

1

Цифровые и виртуальные лаборатории (6 ч)

20.

Моделируем в виртуальной лаборатории.

2

21.

22.

Цифровая карта.

1

23.

В лаборатории учёного.

3

24.

25.

Сеть Интернет (8 ч)

26.

Компьютерные вирусы.

1

27.

Ищем изображение.

1

28.

Виртуальная закладка.

1

29.

Наш адрес – не дом и не улица.

1

30.

Чат и форум.

1

31.

Сетевой этикет.

1

32.

Путешествие во времени.

1

33.

Весёлые картинки.

1

Обобщающее повторение (1 ч)

34.

Турнир киберзнатоков.

1


Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса

Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО)

Диагностические средства, инструментарий

Сроки проведения

  1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

В четвёртом  классе

у  выпускника будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, знание особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своего родного села, города, района, области, проявление активной деятельности по изучению и охране природы своей местности;

– способность воздействовать на окружающую среду и улучшать её, быть активным приверженцем как этнокультурных, так и общекультурных норм и традиций;

– понимание ценности профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями (с учётом потребностей Южного Урала);

– элементарные практические умения и навыки в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись и пр.);

− критическое отношение к выбору источника информации;

− первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения населения Южного Урала и России в целом.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • понимания значимости учения в аспекте личностного саморазвития;
  • устойчивых мотивов к саморазвитию и самоизменению на основе метода рефлексивной самоорганизации;
  • первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях.

1.2. Метапредметные результаты обучающихся 1–4 кл. (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий  у обучающихся при получении начального общего образования

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • осуществлять в сотрудничестве с учителем итоговый и пошаговый контроль по результату действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
  • умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу реализации действия, так и в конце его.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • структурировать полученные знания;
  • строить сообщения в устной и письменной форме осознанно и произвольно;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов);
  • определять основную и второстепенную информацию;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • устанавливать аналогии;
  • выдвигать гипотезы и обосновывать их;
  • формулировать проблему;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач;
  • создавать алгоритмы (способы) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  первичным действиям в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля;
  •  проявлять способности к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интерес к техническим специальностям.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовать его;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать, корректировать и оценивать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1.2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

1.2.3. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Выпускник научится:

  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей;
  • использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • сканировать рисунки и тексты;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • упорядочивать, структурировать и представлять информацию, в том числе с использованием таблиц и диаграмм;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • анализировать цифровые данные, изображения, звуки в ходе наблюдения за объектами окружающего мира и описания объектов природы Челябинской области;
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах;
  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерных управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий;
  • строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира;
  • создавать модели изучаемых объектов и процессов;
  • искать информацию (в том числе краеведческого характера) в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом пространстве сети Интернет, системе поиска внутри компьютера;
  • составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

 оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

– критически относиться к информации и к выбору источника информации;

– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;

– моделировать объекты и процессы реального мира;

– использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

4.Турнир киберзнатоков.

4 год


Приложение №1

Карта развития метапредметных результатов

курса внеурочной деятельности «__________________________________»

ученика ____ класса    Ф.И._______________________________________________

Метапредметные результаты

Да

Нет

Высокая мотивация к ……..

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

Оценивает …. 

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

 

Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.

5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.

ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МОУ «Южно-Степная СОШ»

по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»

Вид деятельности.

Время учёбы (месяц)

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Регулярно посещает занятия.

Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

Адекватно относится к критике со стороны педагога.

Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

Анализ этих листов позволяет педагогу  определить уровень сформированности УУД.

Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.

Самооценка обучающихся

 Приложение № 2

Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.

1.Какой курс внеурочной деятельности я посещаю с большим удовольствием?

2.Какой курс считаю самым важным?

3.Какой курс считаю не нужным?

4. Сколько курсов посещаю?

5. Помогают ли родители?

6. Где буду использовать полученные знания?

7.Помогают ли курсы в повседневной учёбе?

8.Какой новый курс хотел бы посещать?

Данная рефлексивная карта заполняется учеником в декабре и мае и хранится у классного руководителя.

Приложение № 3

Рефлексивная карта.

ученика _______ класса  ФИ________________________________________

курса внеурочной деятельности «___________________________________»

1. Чему я научился на занятиях?

2. Буду ли продолжать занятия в следующем году?

3.Над чем ещё надо поработать?

4. Где пригодятся знания?

5.В полную ли силу занимался?

6.За что можешь себя похвалить?

 Эта карта заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

Приложение № 4                                                                                                        

Анкета

вовлечённости обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Вопрос

Ответ

1. Участвовал ли в проектной и исследовательской работе в прошлом году?

2. Кто помогал в  работе?

3. Желаешь ли участвовать в новом учебном году?

4. Участвовал ли в школьной научной конференции?

5. Презентовал ли работу на других конференциях, вне школы?

Эта анкета заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

Приложение № 5

Лист рефлексии

ФИ обучающегося__________________________________

Моя оценка              

 ( 0 – 10 баллов)

Оценка педагога         (0 - 10 баллов)

Тема моей работы

Мне было интересно

 Я умею:

  • Искать информацию
  • Выбирать из текста главное
  • Составлять текст
  • Работать по готовому плану
  • Планировать свою работу
  • Делать презентации
  • Работать с Интернетом
  • Проводить опрос
  • Составлять анкету
  • Анализировать данные
  • Ставить эксперимент
  • Делать выводы
  • Умею презентовать свою работу
  • Умею задавать вопросы по содержанию
  • Умею отвечать на вопросы
  • На выступлении чувствую себя комфортно
  • Умею договориться с товарищами

Доля  моей самостоятельности

Что мне не понравилось

Полученные данные обрабатываются педагогом и вносятся в сводную (за весь курс обучения)  карту индивидуального развития обучающегося для наблюдения наличия / отсутствии динамики и коррекции дальнейшей работы.

Приложение №  6

Карта рефлексии  _____ класс

Достигнутые результаты

Самооценка

0 – 10 баллов

Оценка педагога

0 – 10 баллов

Метапредметные  и личностные результаты

Вношу вклад в охрану природы

Умею договориться  с товарищем

Умею найти нужную информацию

Умею найти себе  работу в паре, в группе

Умею работать по готовому плану

Умею планировать свою работу

        Список используемой литературы

  1. Программа Intel «Путь к успеху»: практическое руководство

Office 2007: Книга для ученика / Под ред. А. М. Баннова // Корпорация Intel, 2007 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/pi_2010_06_30-20_08_41_1.pdf (дата обращения 10.11.2016).

  1. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников:

пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н.  Хохлова. – М.: Просвещение, 2012.

  1. Барыкина, О. Ф. Информационно-коммуникационные

технологии в начальной школе / О. Ф. Брыксина, Е. С. Галанжина, М. А. Смирнова – М. : Академия, 2015.

  1. Патаракин, Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. – М: Интуит.ру, 2007 [Электронный ресурс] / Е. Д. Патаракин. – Режим доступа:  https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/pi_2007_6_22-17_38_5_1.pdf (дата обращения 10.11.2016).
  2. Семенов, А. Л. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования икт-компетентности учащихся [Электронный ресурс] / А. Л. Семенов. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html (дата обращения 10.11.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....