Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Риторика"
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" составлена для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

"Южно-Степная средняя общеобразовательная  школа"

Рассмотрено на          Согласовано                       Утверждаю:  и.о.директора

заседании  МО           зам.директора по УВР       МОУ "Южно-Степная СОШ"  

протокол №1             ____   _Наумова Н.В..        __________ Чумак Н.И.

от  _____  2017 г

руководитель:                

Программа курса внеурочной деятельности

по  общекультурному  направлению

«Риторика»

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся: 9-10 лет

Автор – составитель: учитель

Кадочникова Татьяна Владимировна,

высшая квалификационная категория

2017-2018 учебный год

I. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

4-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

II. Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности

4 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

.

III. Тематическое планирование

4 класс

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема урока

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ

Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.

1

Называть компоненты речевой ситуации (П).

Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П).

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П).

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П).

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).

1

Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П).

Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П).

Особенности говорения. 

Речевые отрезки и паузы.

2

Называть словесные и несловесные средства устной речи (П).

Объяснять роль пауз, логических ударений (П).

Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П).

Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П).

Успокоить, утешить словом.

Утешить – помочь, утешить – поддержать.

2

Называть этикетные формулы утешения (П).

Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П).

Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П).

Какой я слушатель.

1

Оценивать себя как слушателя (П).

Я – читатель.

1

Оценивать себя как читателя (П).

ТЕКСТ

Типы текстов.

Яркие признаки текста.

Абзацные отступы, завершающий абзац.

3

Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П).

Называть признаки текста (П).

Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П).

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.

1

Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П).

Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П).

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

Знаки-символы и знаки-копии.

2

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П).

Различать знаки-символы и знаки-копии (П).

Называть языковые знаки (П).

Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н).

Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н).

Опорные конспекты.

Составляем опорный конспект.

2

Описание – деловое и

художественное.

Вежливая оценка.

1

Различать описания разных стилей (П).
Реализовывать описания двух разных стилей (П).

Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П).

Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.  (П).

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Во-первых, во-вторых, в-третьих

 Вступление и заключение.

3

 

Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).
Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств (П).
Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами (П).

 

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Словарная статья.

2

Анализировать словарную статью (П).

Реализовывать словарную статью к новым словам (Н).

Рассказ.

Хочу рассказать.

2

Анализировать типичную структуру рассказа (П).

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П).

Служба новостей, что такое информация.

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

Информационные жанры: хроника, заметка.

Подпись под фотографией.

4

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П).
Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров (П).
Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям (П).
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. (П).

ОБОБЩЕНИЕ

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры.

Этикетные жанры и слова вежливости.

Этикетные диалоги, речевые привычки.

4

Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П).

Называть изученные речевые жанры (П).

Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П).

Называть этикетные речевые жанры (П).

Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П).

Оценивать свои речевые привычки (П).

Формулировать правила эффективного общения (П).

Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П).

Приложение №1

Карта развития метапредметных результатов

курса внеурочной деятельности «__________________________________»

ученика ____ класса    Ф.И._______________________________________________

Метапредметные результаты

Да

Нет

Высокая мотивация к ……..

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

Оценивает …. 

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

 

Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.

5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.

ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МОУ «Южно-Степная СОШ»

по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»

Вид деятельности.

Время учёбы (месяц)

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Регулярно посещает занятия.

Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

Адекватно относится к критике со стороны педагога.

Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

Анализ этих листов позволяет педагогу  определить уровень сформированности УУД.

Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.

Самооценка обучающихся

 Приложение № 2

Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.

1.Какой курс внеурочной деятельности я посещаю с большим удовольствием?

2.Какой курс считаю самым важным?

3.Какой курс считаю не нужным?

4. Сколько курсов посещаю?

5. Помогают ли родители?

6. Где буду использовать полученные знания?

7.Помогают ли курсы в повседневной учёбе?

8.Какой новый курс хотел бы посещать?

Данная рефлексивная карта заполняется учеником в декабре и мае и хранится у классного руководителя.

Приложение № 3

Рефлексивная карта.

ученика _______ класса  ФИ________________________________________

курса внеурочной деятельности «___________________________________»

1. Чему я научился на занятиях?

2. Буду ли продолжать занятия в следующем году?

3.Над чем ещё надо поработать?

4. Где пригодятся знания?

5.В полную ли силу занимался?

6.За что можешь себя похвалить?

 Эта карта заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

Приложение № 4                                                                                                        

Анкета

вовлечённости обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Вопрос

Ответ

1. Участвовал ли в проектной и исследовательской работе в прошлом году?

2. Кто помогал в  работе?

3. Желаешь ли участвовать в новом учебном году?

4. Участвовал ли в школьной научной конференции?

5. Презентовал ли работу на других конференциях, вне школы?

Эта анкета заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

Приложение № 5

Лист рефлексии

ФИ обучающегося__________________________________

Моя оценка              

 ( 0 – 10 баллов)

Оценка педагога         (0 - 10 баллов)

Тема моей работы

Мне было интересно

 Я умею:

  • Искать информацию
  • Выбирать из текста главное
  • Составлять текст
  • Работать по готовому плану
  • Планировать свою работу
  • Делать презентации
  • Работать с Интернетом
  • Проводить опрос
  • Составлять анкету
  • Анализировать данные
  • Ставить эксперимент
  • Делать выводы
  • Умею презентовать свою работу
  • Умею задавать вопросы по содержанию
  • Умею отвечать на вопросы
  • На выступлении чувствую себя комфортно
  • Умею договориться с товарищами

Доля  моей самостоятельности

Что мне не понравилось

Полученные данные обрабатываются педагогом и вносятся в сводную (за весь курс обучения)  карту индивидуального развития обучающегося для наблюдения наличия / отсутствии динамики и коррекции дальнейшей работы.

Приложение №  6

Карта рефлексии  _____ класс

Достигнутые результаты

Самооценка

0 – 10 баллов

Оценка педагога

0 – 10 баллов

Метапредметные  и личностные результаты

Вношу вклад в охрану природы

Умею договориться  с товарищем

Умею найти нужную информацию

Умею найти себе  работу в паре, в группе

Умею работать по готовому плану

Умею планировать свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....