Программа по самообразованию.
материал на тему

Мингазова Залида Абульхановна

Программа по самообразованию учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_______ /_________

Протокол №____        

От «__» _____20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

 МБОУ «КПСОШ № 1»

_________    /М.В. Высоцкая/  

«__» ________ 20__г.

ПРОГРАММА

по самообразованию

Мингазовой Залиды Абульхановны

учителя начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

на 2014-2018 г.г.

Личные данные

1.1.

Фамилия

Мингазова

1.2.

Имя

Залида

1.3.

Отчество

Абульхановна

1.4.

Должность, преподаваемый  предмет

Учитель начальных классов

1.7.

Стаж (педагогический)

33 года

1.8.

Стаж (по специальности)

33 года

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа) 

Высшее, Елабужский государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация «Учитель начальных классов», Диплом ЗВ №623738, 1984год; первая квалификационная категория по должности «Учитель», 2012г.

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

 «Педагогическое проектирование в реализации инклюзивного подхода в деятельности классного руководителя», 144 часа, НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015год, Удостоверение 16 085144;

«ФГОС НОО: формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе», 72 часа, г.Казань, ФГАОУ ВО КФУ УПК 044202  Удостоверение

№ 20-018915/2016 от 12 февраля 2016 года.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая квалификационная категория, декабрь 2012 год; декабрь 2017 год

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) 

Почетная грамота Главы Нижнекамского  района и г.Нижнекамска, 2003г.;

Почетная грамота Главы МО “пгт Камские Поляны”, 2006г.;

Почетная грамота МО и Н РТ, 2008г.

Методическая тема школы:

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Методическая тема ШМО

«Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях инклюзивного образования».

Тема самообразования

 "Формирование познавательных УУД учащихся младшего школьного возраста на уроках математики"

Цель:

Способствовать формированию познавательных УУД через внедрение различных образовательных технологий

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Планируемые результаты

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
  • формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Перспективный план

Направление работы

Учебный год

2014-15

2015-16

2016-17

2017-18

Изучение материалов по теме самообразования

*

*

*

*

Подготовка выступления по теме самообразования

*

Аттестация

*

Курсы

Переподготовка

Выступление на МО

*

Выступление на педсовете

Выступление на августовском совещании

Грант Главы

Участие в семинаре

*

Участие в предметной неделе

*

*

*

*

Публикации

*

*

Участие в олимпиадах

*

*

*

*

Участие в научно-практических конференциях

Подготовка к ОГЭ

Подготовка к ЕГЭ

Воспитательная работа

Родительские собрания

Мониторинг

Авторская программа

Национальное образование

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Поурочные планы
  • Заполнение электронного журнала
  • Заполнение журнала ГПД
  • Заполнение журнала кружка

Еженедельно

  • Дежурство
  • Взаимопосещение уроков

Ежемесячно

  • Контрольные работы по предмету
  • Участие в конкурсах

Каждую четверть

  • Организация работы по преемственности
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Посещение семинаров

Один раз в полугодие

  • Посещение семинаров

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программы кружка
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады
  • Входной контроль
  • Промежуточная аттестация

Анализ работы по самообразованию на тему: «Формирование познавательных УУД учащихся младшего школьного возраста на уроках математики» за 2016/2017 учебный год.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Моя методическая тема, над которой я работаю «Формирование познавательных УУД учащихся младшего школьного возраста на уроках математики».

Никто не будет спорить с тем, что формируя познавательные УУД каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.

Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.

Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

          Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

          На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания на уроках, побуждающие детей к размышлению. Рассмотрим способы и приемы, способствующие развитию логического мышления младших школьников. С этой целью, я использую задачи на смекалку, головоломки, ребусы. Головоломки с палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения идет трансфигурация, преобразование одной фигуры в другие. Задачи на смекалку даются в определенной последовательности: от простой – к сложной. Далее процесс решения таких задач усложняется.

Так же развитию мышления способствуют игры на составление из геометрических фигур различных предметов. Детей увлекает результат – составить задуманное.

Более сложной и интересной для ребят деятельности является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Такое воссоздание фигур требует зрительного членения плоскостных фигур на составные части. Поисковые действия приобретает целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и замыслы.

«Заполни окошки различными нужными цифрами от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне «треугольника» была равна 15, равна 20».

Определенный интерес, а значит и активизацию мыслительной деятельности учащихся при вычислениях создают числовые ребусы и лабиринты, представляющие собой своеобразные деформированные примеры.

Задание: подумай, какие цифры надо поставить вместо звездочек в указанном примере.

Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование нескольких операций мышления. Но существуют и упражнения с ярко выраженной комплексной направленностью, которые я применяю в работе. Рассмотрим их далее.

 Младшие школьники регулярно и в обязательном порядке ставятся в ситуацию, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление. Именно решение логических задач помогает в этом. Ребята с удовольствием их решают, они нестандартны, вызывают интерес. Например, занимательные задачи «Кто, где живет?»

«Жили три фигуры: треугольник, круг и квадрат. Каждая из них жила в одном из трех домиков: первый домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй – с высокой крышей и большим окном, третий – с низкой крышей и большим окном. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. В каком домике живет каждая фигура?»

После решения задач указанного вида с опорой на наглядность целесообразно проводить работу только с текстовыми задачами. На материале логических задач можно проводить занятия в форме самостоятельной работы детей. В качестве раздаточного материала я использую листы с напечатанными на них заданиями.

Каждое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность, по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и применяя метод аналогии, решать вторую часть. Прививать вкус к наблюдению закономерностей, к их анализу и осмыслению необходимо.

Начинать нужно с легких закономерностей и постепенно усложнять.

Найти закономерность и продолжить ряд.

1,3,5,7…..                        2,5,11,23….

Все эти задания  носят творческий характер и в развитию интереса к математике. Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а выходит, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем школы этих задач на уроках математики является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения математике.

        Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.   Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в неё, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов?

Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику досталось не меньше одной тетради. Мог ли купить какой – нибудь  мальчик 3 тетради?

             Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

Проблема развития логического мышления очень актуально на данном этапе с переходом на ФГОС. Стандарт  поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач. В стандарте обозначено, что в ходе освоения  школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Очевидно, что одной лишь работы с готовыми алгоритмами арифметических действий, эпизодического решения логических задач, что обычно предлагается в учебниках математики, недостаточно для создания реальной основы для развития логического мышления. Выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных упражнений и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяют кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.

В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность.  Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.

Мои задачи на следующий 2017-2018 учебный год следующие:

1. Применение инновационных методов обучения для повышения качества знаний и формировании УУД.

2. Использование современных технологий построения урока учитывая деятельностный подход в обучении младших школьников.

3. Придерживаться принципов дефференцированного подхода при обучении и воспитании младших школьников.

ПЛАН на 2017-2018 учебный год

Направления работы

Содержание

Сроки

С Е Н Т Я Б Р Ь

Нормативная база

Изучение положений, приказов, рекомендаций на новый учебный год. (Учебный план, положение об аттестации, график каникул)

1 неделя

Выполнение закона о всеобуче

Провести учет детей. Заполнение социального паспорта.

Списки по группам здоровья

До 5.09

Взаимопосещение уроков

Посетить уроки Соловьевой О.М., Буранковой Л.Е. 1,4 классы.

В течение месяца

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД

Корректировки тематического плана. Заполнение карты результативности.

В течение месяца

Работа над методической темой, работа по ФГОС

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Изучение  психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова).

Участие в олимпиадах, конкурсах. Проведение входных контрольных работ по русскому языку и математике.

Составление списка обучающихся «группы риска»

 Составление списка одаренных обучающихся

Анализ материально-технического оснащения, информационно – методических ресурсов

2-4 неделя

Воспитательная работа

Участие на линейке, посвященной Дню Знаний

О К Т Я Б Р Ь

План взаимопосещений

 Посетить уроки Галиуллиной Н.М, Гафиятуллиной З.Х. 1,3 классы

В течение месяца

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД

Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

Подписка на издания

В течение месяца

Работа над методической темой, работа по ФГОС.

 Методические чтения по теме: «Метод проектов в начальной школе»

Проведение тематической контрольной работы.

Словарные диктанты.

Проверка техники чтения.

 Планирование  и проведение уроков  с использованием нестандартных групповых форм обучения.

До 28 октября

Воспитательная работа

Участие в концерте, посвященном Дню Пожилого человека.

1 октября

Н О Я Б Р Ь

План взаимопосещений

Посетить уроки Багаповой О.И., Ковальчук З.Н. 3 классы.

2 неделя

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД.

Ежедневно

Работа над методической темой, работа по ФГОС.

Участие в работе школьного  МО учителей начальных классов. Участие в заседаниях: 

-мониторинг качества образования, составление карты одарённости учащихся  и вновь прибывших детей  

-проблемы реализации нового стандарта начального общего образования  

-современные требования к образовательной среде в начальной школе  

- контрольно-оценочная деятельность   

1 неделя

Воспитательная работа

Участие в концерте, посвященном Дню Матери.

4 неделя

Д Е К А Б Р Ь

План взаимопосещений

Посетить уроки Едалиной Т.А., Туктаровой Р.Ш. 2 классы.

1 декада

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД.

Ежедневно

Работа над методической темой, работа по ФГОС.

 Выступление "Формирование познавательных УУД учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка». Проведение тематической контрольной работы.

Словарные диктанты.

Проверка техники чтения.

 Планирование  и проведение уроков на предметной неделе учителей начальных классов  с использованием нестандартных  форм обучения.

1 декада

Воспитательная работа

Круглый стол «Герои среди нас»

Классный час,  посвященный  Дню Конституции  РФ; Участие в акции  «От чистого сердца» ко дню инвалида

2 неделя

Я Н В А Р Ь

План взаимопосещений

Посетить уроки Соловьевой О.М., Буранковой Л.Е. 1,4 классы.

4 неделя

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД.

Ежедневно

Работа над методической темой, работа по ФГОС.

Организация работы с одарѐнными детьми и  участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

3 неделя

Воспитательная работа

Участие в спортивном  празднике  «Мама, папа, я – спортивная семья»

4 неделя

Ф Е В Р А Л Ь

План взаимопосещений

Посетить уроки Галиуллиной Н.М, Гафиятуллиной З.Х. 1,3 классы.

3 неделя

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД.

Ежедневно

Работа над методической темой, работа по ФГОС.

Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

По графику

Воспитательная работа

Участие в конкурсе  рисунков «Земля – наш общий дом»

3 неделя

М А Р Т

План взаимопосещений

Посетить уроки Багаповой О.И., Ковальчук З.Н. 3 классы.

2 неделя

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД

Ежедневно

Работа над методической темой, работа по ФГОС.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.

В течении месяца

Воспитательная работа

Участие в конкурсе рисунков «Я выбираю жизнь»

Участие в Месячнике профориентации и труда. Поздравление вдов  участников ВОВ и тружениц тыла.

1 неделя

А П Р Е Л Ь

План взаимопосещений

Посетить уроки Едалиной Т.А., Туктаровой Р.Ш. 2 классы.

4 неделя

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД.

Ежедневно

Работа над методической темой, работа по ФГОС.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

Публикации на различных сайтах.

По графику

Воспитательная работа

Участие в создании  фотовыставки «Моя семья»

Акция «Чистая планета»

Классный час, посвященный  Дню Земли.

4 неделя

М А Й

План взаимопосещений

Посетить уроки Соловьевой О.М., Буранковой Л.Е. 4,1 классы.

3 неделя

Работа с документацией

Заполнение электронного журнала.

Заполнение журнала ГПД.

Ежедневно

Работа над методической темой, работа по ФГОС.

Участие в работе творческой группы по разработке рабочих программ для 4 класса, согласно ФГОС

В течении месяца

Воспитательная работа

Участие в праздничном параде, посвященном Великой Победе.

2 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Личная программа по самообразованию

Раскрывается тема об использовнании информационных технологий как фактора развития творческих математических способностей учащихся....

программа по самообразованию

Программа по самообразованию учителя начальных классов....

Программа по самообразованию

1.Актуальность выбранной темы. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию...

Программа профессионального самообразования

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль ...