Формирование познавательных УУД на уроках технологии.
статья на тему

Бутусова Олеся Николаевна

В общественном сознании происходит переход от понимания социального  предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и  навыков от учителя к ученику  к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД на уроках технологии

В общественном сознании происходит переход от понимания социального  предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и  навыков от учителя к ученику  к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта.

 Универсальные учебные действия можно  определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных  с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта).

Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.

Предмет - формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.

Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках технологии систематически применять систему упражнений по формированию познавательных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности  познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Цель  работы – определить особенности формирования познавательных  универсальных учебных действий на уроках технологии.

Задачи:

1.        Рассмотреть характеристику универсальных учебных действий.

2.        Изучить процесс становления познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.

3.        Проанализировать возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий.

4.        Обобщить опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, наблюдение, беседа.

Теоритической базой для написания курсовой послужили работы отечественных ученых (И.В. Авакумова, Т.А. Беляева, Т.С. Жидкина, Н.М. Конышева и другие) .

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать данную работу в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на технологии.

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

Анализ опыта работы учителей начальных классов МОУ СОШ д. Новлянка по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии показал, что педагоги данной школы включают в свою работу разнообразные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектной деятельности; творческие задания; дневники достижений, составление портфолио, составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опыта учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии позволяет сделать вывод, что:

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; «найди отличия»; «на что похоже?»; упорядочивание; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему); диалоговое слушание; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.

Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"

Очень часто учитель, готовясь к урокам математики, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс об...

«Формирование познавательного интереса на уроках математики у детей с нарушениями интеллекта через средства информационных технологий».

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Современные к...

Технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уч...

«Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках марийского государственного языка»

Статья-выступление на методическом семинаре конкурса "Лучший учитель марийского языка" по теме: «Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках мари...

Доклад на тему "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"

Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий...