Технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку на тему

Абрамова Надежда Олеговна

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_probl_obuch.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем.

Так как в начальных классах активно совершенствуются достижения дошкольного развития либо компенсируются пробелы дошкольного образования. Решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.

Я считаю, что решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип не возможно без использования технологии проблемного обучения.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Концептуальные положения данной технологии (по Д. Дьюи) звучат так:

  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
  • Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
  • Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
  • Условиями успешности обучения являются:

– проблематизация учебного материала (знания – «дети» удивления и любопытства);
– активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);
– связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

  • Самостоятельный поиск новой информации.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Овладение навыком решения задачи.
  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
  • Развитие личностных качеств.
  • Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

- Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учебный предмет "Русский язык" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин,).

В начальном обучении предмет "Русский язык" занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его "проживания" в детском обществе. Метапредметными результатами изучения курса "Русский язык" является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

Кроме метапредметных результатов (формирования УУД), содержание рабочей программы ОС "Школа 2100" по русскому языку позволяет достичь и высокого уровня предметных результатов, обеспечивающих учащимся возможность успешного обучения на следующей ступени общего образования.

Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.

Развитие системы УУД в составе познавательных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный "высокой норме" развития, и свойства.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.

По мере становления личностных действий ребенка – самоопределения и смыслообразования, нравственно-этического оценивания – функционирование и развитие познавательных УУД – претерпевает значительные изменения – ведущей детерминантой становится личностное действие. Регуляция общения, и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читая твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д.

Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся "свернутым" сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи).

На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании русского языка является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).

Проблема  формирования познавательных  универсальных учебных действий обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.

На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Проведённое исследование доказало наличие рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории, в практике современного образования.

Сравнительно – сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия "познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках русского языка". Под " универсальными учебными действиями младших школьников" мы понимаем совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию"

В ходе изучения научной литературы было установлено, что универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:

1) носят надпредметный и метапредметный характер;

2) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально – предметного содержания;

3) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;

 4) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка.

Сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших школьников.

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные действия.

1. К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами.

В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом: формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое чтение; формулирование проблемы.

2. Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) , а также составные логические операции ( построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной.

В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: выделение признаков предмета, сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство. Формирование познавательных универсальных действий составляет важную задачу современного начального образования. Умение составлять устные и письменные высказывания относится к сфере познавательных и коммуникативных действий. Формирование у младшего школьника умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты различных типов) способствует более успешному усвоению различных учебных предметов.

Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике и психологии не нова. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – всё это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий её активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получат начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Формировать познавательные универсальные действия младших школьников можно и на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.

Для осуществления развивающих целей обучения я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.

Предполагаемые результаты

  • Рост количества школьников, имеющих портфолио личных достижений- до 80%
  • Рост количества учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах и конкурсах – до 50%
  • Увеличение числа учащихся, пользующихся программой «Электронный дневник»
  • Рост числа учащихся, имеющих качество знаний – 85%

Цель моей педагогической деятельности - сделать процесс обучения творческим, интересным, радостным, результативным. У ребенка должны быть сформированы: умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; должны закладываться социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки. Ребенок должен научиться получать самостоятельно информацию, работать с ней, а не получать в готовом виде. Для этого в своей работе я использую технологию проблемного обучения.

Используя технологию проблемного обучения, у обучающегося развиваются мыслительные процессы, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, искать и выделять необходимую информацию;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, тем самым в дальнейшем формируя у ребенка  умение решать жизненные ситуации и проблемы. Технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь

цикл учебной деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся,

обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ – формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет мне повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:

– развивать мышление и способности обучающихся, развивать творческие умения,

– обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

– воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать

нестандартные проблемы.

«Умение решать жизненные ситуации и проблемы посредством использования на уроках русского языка технологии проблемного обучения».

Предмет «русский язык» один из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Каждый урок русского языка строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. Основными целями таких уроков становятся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности  которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Уверена, что именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрений и других положительно направленных коммуникативных воздействий;
  • использование на уроках материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;
  • оценка деятельности ученика не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить способ решения задачи, анализировать его у других;
  • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Суть технологии проблемного обучения можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице. 
Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З
Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания вдоступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Но, здесь учителю важно помнить, что при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у детей, дается без учета их возможностей (интеллектуальных возможностей и достигнутого ими уровня знаний). Поэтому учитель должен знать возможности своих учащихся в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью наличных знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения задания. Только такое задание способствует созданию проблемной ситуации.
Зная внутренние условия мышления, и способствуя их созданию с помощью проблемной ситуации, педагог может активизировать мыслительную деятельность школьника, управлять ею.

Во-первых, систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения.

Во-вторых, для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнажить противоречие, это как правило, пробуждает у учащихся интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует мыслительную деятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею.

В-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать её.

 Как создать проблемную ситуацию на уроке?

Проблемная ситуация, действительно  возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. 
Предлагаются следующие варианты:

  • Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
  • Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
  • Третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог («экскаватор»). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог («локомотив») .
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов

 

Побуждающий

Подводящий

Структура

отдельные вопросы и побудительные предложения,
подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий,
подводящих его к открытию мысли

Признаки

– мысль ученика делает скачок к неизвестному
– переживание учеником чувства риска
– возможны неожиданные ответы учеников
– прекращается с появлением нужной мысли ученика

– пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
– переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
– почти не возможны неожиданные ответы учеников
– не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Если подводящий диалог подвел (в смысле – не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Как показывает опыт, необходима не случайная совокупность проблемных заданий, а их система. Задания должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, иметь разную степень сложности. Структура содержания задания необязательно должна отвечать принципу дидактики «от легкого к трудному».

Для того, чтобы подобрать или самостоятельно разработать систему проблемных заданий, учителю необходимо руководствоваться программой действий, в основе которой лежат следующие принципы:

1. Учебный материал следует излагать так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства понятия или явления, подлежащие дальнейшему изучению.

2. Практические умения и навыки необходимо даже в младших классах развивать на базе соответствующих теоретических сведений.

3. Создаваемая система проблемных заданий должна содержать не только фактический материал, но и описание действий самих детей по его усвоению.

4. В разрабатываемую систему следует включать задания, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств.

 Критерии эффективности технологии.

1. Качество овладения учащимися предметным содержанием. Определяется по результатам промежуточного контроля (диагностические работы), годовые контрольные работы.

2. Формирование универсальных учебных действий. Определяется по результатам мониторинга.

3. Изменение мотива учения. Повышение интереса к обучению, к творческой и исследовательской деятельности. Определяется по доле участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, участия в проектной деятельности.

Любой урок, разработанный мной по технологии проблемного обучения,

начинается с самоопределения в деятельности (организационный момент), целью которого является включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Следующий этап это актуализация знаний. Его цель: повторить изученный материал, необходимый для изучения нового материала, и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На этом этапе я даю задания на развитие логического мышления, сравнение, анализ, синтез, нахождение закономерностей. Среди изученного материала появляется новый вид заданий, который вызывает затруднение у учеников. Обязательными этапами урока введения

нового знания являются введение и воспроизведение (проговаривание) знаний. Именно

на этом уроке ученик может пройти через все звенья научного творчества. Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.  Конечно,

творчество школьника все-таки будет отличаться от настоящего научного. Ученик от-

кроет знание, новое лишь для него самого. Постановка учебной проблемы – это фор-

мулирование вопроса для исследования. Учебную проблему на уроке я ставлю с по-

мощью создания проблемных ситуаций. Например, даю практическое задание, похожее на изученное ранее. Не замечая скрытого подвоха, обучающиеся начинают его выполнять. Затем дети останавливаются, т.к. выполнить не могут из-за недостатка знаний. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию, по их месту в структуре урока. Итак, проблемная ситуация поставлена. Далее разворачивается побуждающий диалог. Он представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие школьникам сначала осознать проти-

воречие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.

На следующем этапе обучающиеся выдвигают гипотезы. Они могут быть решающими

или ошибочными. Проверка, смысл которой состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу или контраргумента на ошибочную. В этот момент я использую побуждающий к проверке гипотезы диалог, от общего побуждения через подсказку к сообщению. В простых случаях, когда проверка гипотезы может быть проведена устно, диалог побуждает обучающихся непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется вопросами типа: «Согласны с предположением? Почему?» В сложных случаях, когда проверка гипотезы требует выполнения практической работы, диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?» На этапе воспроизведения знаний ученики сами, но по своему выражают в словесной форме полученные знания, развивая монологическую речь. Развёрнутое словесное определение заменяют опорным сигналом – единым зрительным образом. Затем знакомятся по учебнику с общепринятой терминологией

и схемой. На следующем этапе первичное закрепление играет ведущую роль в процессе усвоения нового знания. Чтобы новое знание не стало для учащегося проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух новых знаний. Проговаривать можно вслух всему классу, вполголоса своему соседу и шёпотом самому себе. Далее обучающиеся закрепляют

полученные знания в упражнениях, где новые знания используются с ранее изученными. Целью этапа самоконтроля и самооценки является продемонстрировать, прежде всего самому ученику, что новое знание зафиксировано в его сознании. Учащиеся выполняют то самое задание, с которым они не справились в начале урока. Применив новые знания, учащиеся попали в ситуацию успеха («Я могу!», «У меня получается!»). Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха,

способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности. На уроках применения знаний и обобщающего повторения, при создании проблемных ситуаций, я использую методические приемы:

– предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, рассмотреть явление с

различных позиций (например, командира, эколога, педагога);

– побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопостав-

лять факты;

– ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику

рассуждения);

– формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными

исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом даёт повышение эф-

фективности обучения, она не активизирует умственную деятельность у некоторых обучающихся. Это происходит потому что, как правило, проблему решают и раскрывают классу «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от

своих товарищей. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать с позиции дифференцированного обучения. На своих уроках стараюсь определить три уровня проблемности.

Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной

обучающимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя. Уровни представ-

ляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого

уровня проблемности и постепенно снижая трудность задачи, я помогаю каждому ученику решить проблему, корректирую ход решения проблемы каждым учеником.

Сущность уровней проблемности заключается в том, что проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне не содержит подсказки, на среднем уровне содержит одну подсказку, на низком уровне – две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к

выводу новых знаний. Таким образом, при такой организации проблемного урока задание даётся всем одинаковое, конечный результат – вывод новых знаний на одном из уровней проблемности, что является уровнем самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.

В случае, когда отдельные обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений. Вместе с тем имею возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать мышление. Мною установлено, что обучающиеся, которые открывали новые знания на высоких и средних уровнях проблемности, т.е. с большей долей самостоятельности почти не допускают ошибок. Те обучающиеся, которые открывали новые знания на низком уровне проблемности, с помощью учителя допускают меньше ошибок, чем те которые не открывали новых знаний вообще.

На мой взгляд, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

                                        Упражнения.

Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.

Ответ: ВЕСНА.

“Четвёртое лишнее”.

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность

4. Делимое, множитель, делитель, частное.

5. Произведение, сумма, разность,слагаемое,частное.

“Ребусы, анаграммы”.

Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.

Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:

У

ШКА

(подушка)

ОД

Р

(народ)

100Л (стол)

Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…

Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок и др.

“Развиваем логику” По определению назови слово:

  • хрустящий, зелёный, пупырчатый;
  • маленькая, пугливая, компьютерная;
  • интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера:

“Закодированное слово”

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

“Какография”

Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

“Альтернативные задания”

1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.

2. Подберите сложные антонимы, например, умная девочка – глупый мальчик

Хороший друг - Слабый мороз

Поздний вечер - Грустная старость

Короткий день - Радостная встреча

3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:

Лучше _____ правда, чем______ ложь.

_______мир лучше _______ войны.

Приведите свои примеры.

4. Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:

Грусть – тоска Ложь – вымысел

Мрак – темнота Жара – холод

Близко – рядом Работать – трудиться.

Развиваем и обогащаем речь.

В крылатых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте предложения:

Из … вон плохо.

Сидеть сложа … .

Мастер на все … .

Золотые … .

«Цифровой диктант».

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.

Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0. “Буквенный диктант”.

Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).

1. Как называется часть суток после ночи? (утро – У)

2. Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)

“Развивающий канон”.

Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

1 Дикие животные.

Хитрая Л

Злой В

Косой ?

2 Род имени существительного.

Земля ?

Стол М

Окно С

Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

“Найди соответствие”.

1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.

Звук –

Речь –

Предложение –

Словарь –

2. Вставьте в текст прилагательные:

После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.

“Кто быстрее”

Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.

1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…

2. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)

3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).

Хотелось бы поделиться с некоторыми видами работы и заданиями, которые способствуют развитию личностной заинтересованности учащихся в изучении русского языка на уроках. Например, по теме: «Обобщение. Имя существительное» я предлагаю школьникам раскрыть секреты, которые «спрятала» эта часть речи: одушевлённые – неодушевлённые, собственные - нарицательные, род имени существительного, о которых поведала сказка.

Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена набрала много слов и сказала: «А это будут мои, женского рода». А остальные слова остались посередине – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.

Грамматические сказки – это неотъемлемая часть урока русского языка при изучении некоторых тем: «Глагол», «Изменение имён существительных по падежам», «Части речи», «Правописание суффиксов –ек; -ик;» [Приложение 1] Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знаниями и личностным интересом. С одной стороны, благодаря личностному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.[8]

Словарные диктанты и орфографические минутки тоже стараюсь всегда проводить разнообразно. Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.

Не велик…. да краснеет нос. (Мороз)

….любит чистоту. (Посуда)

Чужбина – калина, родина -…. (Малина)

…. человек добро помнит. (Русский)

При повторении изученного материала мне помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная бочка, а у нас с ребятами обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!

Тренинговые занятия по развитию универсальных учебных действий (информационно-аналитических умений; информационно-поисковых умений).

Задания на развитие способности видеть проблемы

Древнегреческое слово «problema»в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность». Иначе можно сказать, что проблема – это затруднение, неопределённость.

Способность человека видеть проблемы – интегральное свойство, в целом характеризующее его продуктивное мышление. Развивается эта способность в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для специальной работы по развитию этой способности можно подобрать упражнения и методики, которые в значительной мере помогут решать эту сложную задачу.

Используя предложенные задания и опираясь на них, как на подсказки, вы сможете придумать множество собственных задач и заданий.

Задание «Изменение точки зрения на объект». Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того чтобы в этом потренироваться, можно использовать методику «продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей».

«Третий класс всю первую четверть осваивает новые компьютерные игры. Ребята активно обмениваются дисками с новыми играми. Постоянно спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них…» - Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя информатики, одноклассника этих ребят; вороны, живущей в «живом уголке»; воробьёв, чирикающих за окном; студентов педагогического университета, пришедших в школу на практику и др.

- Посмотри на ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.

Задание «Что имел в виду мыслитель?»

- Что имел в виду один мудрый человек, сказав: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения»?

Задание «Составь рассказ от имени другого».

- Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

- Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так: Задание «Сколько значений у предмета».

- Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем».

- Понаблюдай: «Почему?..»

Задание «Увидеть в другом свете».

Развитие умений высказывать суждения, делать выводы

Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает своё развитие.

Задание «Проверь правильность утверждений».

Задание «Скажи, на что похожи…»

- Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи:

Задание «Как люди смотрят на мир».

На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предлагаем детям рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряем самые оригинальные, неожиданные ответы.

Когда ответов накопилось множество, попробуем подвести итог. Зададим вопрос: «Кто же был прав?» Дети быстро придут к заключению, что «правы были все, только по-своему».

Теперь попробуем сделать заключение, итоговый вывод из этого эксперимента: «Разные люди смотрят на мир по-разному».

Задания для развития умения конструировать гипотезы

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Любое столкновение с проблемой заставляет нас искать способы её решения – изобретать гипотезы.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом, это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто определена. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счёте прогресс в любой творческой деятельности.

Задание «А что, если…?».

- Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле.

Задания на развитие умения задавать вопросы

Одним из самых важных умений исследователя является умение задавать вопросы.

В процессе познания вопрос играет ключевую роль. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая автора вопроса к умственному труду.

Из приведённых ниже понятий построй такие пары, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему:

Задание «Выявление причин и следствий»

Развитие умения классифицировать

Классификация придаёт нашему мышлению строгость и точность. Классификация устанавливает определённый порядок.

Задание «Классификация по разным основаниям».

- Даны предметы: яблоко, клён, слон, дуб, мышь, самолёт, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль. Попробуйте объединить их по разным основаниям. (Возможные виды классификации: по категориям; по функции; пространственное объединение; аналитическое объединение).

Задание «Найди ошибки в классификации и прокомментируй их».

Не вызывает ли у тебя возражения данная классификация? Попробуй аргументировать ответ.

-Автомобили: легковые, грузовые, большие, маленькие, чёрные, белые, умеющие плавать, нарисованные в книгах, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.

Используя технологию проблемного обучения на уроках русского языка, у детей меняется мотив учения, появляется интерес к обучению, в частности, к урокам русского языка, желание участвовать в творческой и исследовательской работе, в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.

Дети имеют хорошие результаты по русскому языку.

Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Контрольно-измерительные материалы для выпускников начальной школы содержат комплексные задания для проверки компетентности учащихся (освоения универсальных учебных действий).

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.
  • Кодификатор знаний и умений учащихся по окончанию букварного периода
  • Групповая диагностика сформированности приемов учебной деятельности у детей первых классов.
  • Минимальная диагностическая программа изучения уровней обученности
  • Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
  • «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»
  • Критерии отслеживания промежуточных результатов апробации
  • Индивидуальная карта допущенных ошибок по русскому языку
  • Лист общеучебных достижений ученика

Литература

1. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2010г.

3. Мельникова Е.Л. – Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., 2002.

4. «Начальная школа» №7-2009г. В.В. Шаповалов, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», с.26-29.

5. «Начальная школа» №12-2010г., Л.С.Саломатина «Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования», с. 14-22.

6. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А.Иванова. Волгоград:Учитель, 2011г.

7. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. - 2006.  № 6. – С. 25.

8. Педагогические технологии : учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)

Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий  УМК М. З...

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Формирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами проблемного обучения  на  разных этапах комбинированного урока....

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителяФормирование познавательного интересана уроках русского языка в начальной  школе...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами пробл...