Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс) на тему

Габибова Людмила Владимировна

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Я и мир вокруг меня»

(общеинтеллектуальное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_mir_vokrug_menya.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

«Утверждаю»

Директор школы:

Р.Н. Шаяхметова ________

Приказ № 384

от «31» августа 2016 г.

«Согласовано»

Председатель МС:

Г.Ф. Каравдина ________

Протокол заседания МС

№ 01 от «30» августа 2016 г.

«Проверено»

Руководитель ШМО:

Л.В. Габибова  ______

«29 » августа 2016 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Я и мир вокруг меня»

(общеинтеллектуальное направление)

Программа рассчитана на  часов

4 класс – 34 часа

Пояснительная записка

Программа «Я и мир вокруг меня» направлена на  приобщение детей к традициям своей семьи, народов своей страны через их активное вовлечение в социальную деятельность и создание особой атмосферы братства, содружества. Программа  включает в себя изучение семейных и национальных традиций, этнических культур, воспитание любви к родному городу, краю, патриотических чувств и гражданской позиции.

Актуальность программы.

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др. 

Цель: формирование личностного отношения к культурно-историческому наследию, ответственности за малую родину и страну,  воспитание толерантного отношения  к людям другой национальности и вероисповедания.

 Задачи: 

  • углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
  • пробуждение интереса к истории своей семьи, города, Отечества;
  • воспитание любви к Отечеству,  уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своей семьи  и своего народа;
  •  воспитание гражданского самосознания  и причастности к родным истокам, ответственноти за будущее страны
  • формирование  сознательного отношения к здоровому образу жизни;
  • формирование культуры межнационального общения;
  •  создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - дети 7-10 лет.

Сроки реализации программы -1 год (34 недели). Режим занятий-  1 раз в неделю. Формы организации деятельности учащихся:

  • беседы
  • исследовательская деятельность (работа с историческими документами, с семейным архивом и фотоальбомами)
  • конкурсы, выставки
  • работа со словарями, с интернет ресурсами
  • мини-проекты
  • проекты
  • экскурсии и виртуальные экскурсии
  • встречи с участниками исторических событий

Результаты освоения курса

Модуль «Я и моя семья»

Знать:

  • историю своей семьи
  • что такое родословная
  • семейные праздники

Уметь:

  • сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи
  • доброжелательно относиться к сверстникам и младшим

Модуль «Я и мой город»

Знать:

  • название улиц своего города
  • герб и флаг своего города
  • достопримечательности города
  • о профессии нефтяник
  • знаменательные даты своего города

Уметь:

  • составлять макет города
  • составлять календарь знаменательных дат

Модуль «Я и мой край»

Знать:

  • особенности природы,  хозяйства, социальной и культурной жизни своего края
  • памятники родного края
  • народы, населяющие территорию ХМАО
  • пословицы и поговорки народов Югры
  • города округа

Уметь:

  • составлять буклет с пословицами и поговорками

Модуль «Россия – родина моя!»

Знать:

  • понятия «Родина», «Отечество» «толерантность»
  • символы страны
  • конституция России
  • права и обязанности
  • особенности национального костюма
  • игры народов России
  • памятные места России
  • исторические личности
  • праздники народов России

Уметь:

  • изображать символы страны
  • распознавать особенности народного костюма

Будут сформированы личные качества:

  • уважение родителей и уважительное отношение к старшим
  • осознание значения семьи для жизни человека
  •  толерантность в отношениях с представителями разных национальностей
  • любовь к своему народу, родному языку
  • бережное отношение к окружающей среде
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального общества

Содержание

Модуль «Я и моя семья»

Теория. Что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни. Понятие о родословной. Тепло домашнего очага. Значение родословных в прошлом. Нужно ли знать свою родословную? Составление родословного древа семьи. Устный журнал «Я горжусь своей семьёй».

Практика. Работа в семейном архиве. Установление имён и фамилий своих предков. Сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера. Сбор и систематизация информации. Подготовка и защита проектов. Подготовка рисунков, поделок.

Модуль «Я и мой город»

Теория. Город,  в котором я родился. Улицы моего города. Герб и флаг моего города. Достопримечательности нашего города. Город нефтяников. Профессия  нефтяник. Даты города.

Практика. Экскурсия по улицам города. Составление макета города. Работа с энциклопедией, интернет – ресурсами.  Сбор и систематизация информации. Подготовка и защита проектов и презентаций. Оформление  рисунков. Составление календаря знаменательных событий.

Модуль «Я и мой край»

Теория. Природный мир «Нефть – богатство края». Памятники родного края. Дружная югорская семья (народы, населяющие территорию ХМАО). Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта.

Практика. Работа с энциклопедией, интернет – ресурсами. Подготовка материалов для буклетов. Оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры». Сбор воспоминаний известных личностей, родственников. Сбор и систематизация информации. Подготовка и защита проектов. Подготовка рисунков, поделок.

Модуль «Россия – родина моя!»

Теория. Конституция России; я и мои права и обязанности. Россия многонациональная. Игры народов России. Памятные места России. Исторические личности  России. Праздники народов России.

Практика. Оформление рисунков символики России, национальных костюмов. Разучивание игр народов России. Составление альбомов, презентаций памятных мест

Тематическое планирование

Модуль «Я и моя семья»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

дата

всего

теория

практика

1

Что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни. Понятие о родословной.

1

1

2

Тепло домашнего очага.

1

1

3

Значение родословных в прошлом. Нужно ли знать свою родословную?

1

1

4-5

Составление родословного древа семьи. 

2

1

1

6-7

Устный журнал «Я горжусь своей семьёй».

2

1

1

8

«Семья и школа»

1

1

9

Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»

1

1

 

Итого:

9

4

5

Модуль «Я и мой город»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

1

Город,  в котором я родился

1

1

2-3

Улицы моего города

2

2

4

Герб и флаг моего города

1

1

5-6

Достопримечательности нашего города

2

1

1

7

Город нефтяников. Профессия  нефтяник.

1

1

8

Даты города.

1

1

9

 «Знай и люби вою малую Родину!»

1

1

Итого:

9

5

4

Модуль «Я и мой край»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

Край, в котором я живу.

1

1

Природный мир «Нефть – богатство края»

1

1

Памятники родного края

2

1

1

Дружная югорская семья (народы, населяющие территорию ХМАО)

1

1

Быт ханты и манси

1

1

Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта

2

1

1

Города нашего края

1

1

Итого:

9

4

5

Модуль «Россия – родина моя!»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

Культурное и природное наследие нашей страны.

6 часов

1

Россия многонациональная

1

1

2

Игры народов России

1

1

3

Памятные места России

1

1

4

Исторические личности  России

1

1

5

Никто не забыт - ничто не забыто!

1

1

6-7

Праздники народов России.

2

1

1

Итого:

7

4

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...