Программа внеурочной деятельности. «Мой Северный край»
рабочая программа на тему

Сафина Рузалия Наильевна

Программа внеурочной деятельности. «Мой Северный край»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moy_severnyy_kray.docx248.89 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

  Название программы «Мой Северный край»

Предназначена для детей 8-10 лет  

Автор – учитель начальных классов Сафина Рузалия Наильевна

Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности “Мой Северный край”    разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения,  а так же на основе   системы  учебных  курсов  с экологической  направленностью  «Зеленый  дом»  автор  А.А. Плешаков.

      В  настоящей программе внеурочной деятельности   “Мой Северный край”     предусмотрено  реализовать  региональный  компонент  содержания  образования  по  предмету  «Окружающий  мир».  

 Представленная программа внеурочной деятельности “Мой Северный край”         углубляет  изучение  истории  региона  на  локальном  уровне,  интегрирует  в  себе  следующие  предметы:  русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  

    Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

   Программа внеурочной деятельности “Мой Северный край”  на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным.  

 Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

        Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

        В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность.      

 Новизна данной программы  заключается  в следующем:

  • она рассчитана для учащихся   общеобразовательных школ города на первой ступени обучения;
  • основной упор в этой программе делается на изучение краеведения, изучение культуры, обычаев, традиций своего народа, города;  
  • классные руководители начального звена  могут использовать данную программу как для занятий по краеведению,  так и для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и интегрированных уроков;
  • курс обучения длится  1год. Программа рассчитана для детей 8-10 лет;
  • занятия проводятся по 2часа в неделю;
  • на изучение  курса отводится 68 часов. Занятия  рассчитаны  на 34 учебных недели;
  • материал по краеведению могут  использовать в своей работе учителя географии и классные руководители среднего звена.    

     

 Цели  программы внеурочной деятельности  «Мой Северный край»:

  • способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
  • стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

  Задачи:

В обучении: 

  • формирование представлений о   краеведении как  о предмете исторического и культурного развития общества;
  • знакомить с географическим расположением города, округа, экономическим значением, социальной сферой, архитектурными особенностями;
  • формировать интерес каждого школьника к истории своего города, края, дать основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
  • прививать уважение к традициям и обычаям родного края, города;
  • знакомить детей в интересной форме с растительным и животным миром ЯНАО, с животными, занесенными в Красную книгу ЯНАО.
  • познакомить детей с реками и озерами ЯНАО и его достопримечательностями.
  • создавать условия для развития познавательной активности   учащихся;

В развитии: 

  • развивать интерес к жизни, быту, культуре, фольклору, обычаям коренных народов;
  • развивать художественно-эстетический вкус;
  • расширить пространство образного мышления;
  • формировать умение работы с различными источниками информации;
  • развивать коммуникативные навыки детей;
  • овладение первоначальными навыками работы с краеведческими и научно-познавательными  источниками, совершенствование всех видов речевой деятельности.

 В воспитании:

  • формировать активность и толерантность самосознания учащихся;
  • воспитать нормы социальной жизни (патриотические, гражданские, нравственные, эстетические и др.);
  • приобщать к культуре родного края;
  • воспитать нравственную позицию ребёнка по отношению к родному краю;
  • воспитать чувство принадлежности к малой Родине, России, родным корням;
  • формировать любовь к родному краю.

 

Основные принципы содержания программы:

  • системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу для детей 8-10 лет;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;
  • проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

        При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно);
  • репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий);
  • исследовательский (самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата);
  • частично-поисковый (восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов,  непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи);
  • конструктивный (применение знаний в знакомой ситуации);
  • метод творческих заданий (применение знаний в измененной и новой ситуации)

   Специфика программы.

Задача программы: повышение мотивации учащихся  за счет организации творческих, исследовательских, практико-ориентированных курсов, а также создание среды общения, социализации и профессиональной ориентации школьников. Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях. Познакомятся с богатой историей местности с древнейших времѐн до современности, коренных жителях данной местности, их культурой и традициями, получат навыки толерантного поведения в многонациональном городе, познакомятся с городами-побратимами. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность, составлять экскурсионные маршруты и экологические тропы; узнают способы образования топонимов.  Смогут объяснить  и рассказать об основных исторических, археологических природных, архитектурных памятниках. Выходы на природу  дадут детям элементарные туристские навыки.

Возраст.

Программа внеурочной деятельности «Мой Северный край» рассчитана на возрастную категорию детей от 8 до 10 лет.  

Сроки реализации.

  Вариант программы  внеурочной деятельности «Мой Северный край»  рассчитан на изучение  материала по2 часа в неделю (68  часа в год). Срок реализации программы  1год.  

 Занятия проводятся 2 раза в неделю, в учебном классе, по 40  минут.  

Данный вариант содержит учебное время на проведение практических работ, дидактических игр, экскурсий и других видов деятельности.

  Формы организации деятельности:

  • групповые
  • коллективные
  • индивидуальные.

Форма организации занятии. 

  • Беседы (с использованием  презентаций);
  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании  дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, школьного);
  • Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных                 программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции  (участие  обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

         

 Ожидаемым  результатом программы внеурочной деятельности «Мой Северный край»  

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы внеурочной деятельности   «Мой Северный край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения,  по программе внеурочной деятельности   «Мой Северный край», у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Ученик  научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Ученик  получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Ямала, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Ученик  научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик  получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  действия:

Ученик  научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Пуровского района, города;
  • описывать достопримечательности   Ямала и родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Пуровского района области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Ученик к научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик  получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

 

 Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.  

Учебно- тематичекий план

  68 ч.  

 

 

Название раздела и тем

всего часов

теория

практика

  1. Введение

1

Введение. Что такое краеведение: зачем и как нужно изучать свой край.

1

0,5

0,5

2

Г. Тарко-Сале на карте нашей области. Карта Пуровского района.

1

0,5

0,5

  1. Моя семья.

3

4

Дом, улица, школа, город, страна – мы здесь живём.

2

1

1

5

6

Моя семья, мои предки. Родословное дерево.

2

1

1

7

8

Я и моё имя. Моя фамилия.

2

1

1

9

10

Традиции моей семьи.

2

1

1

11

12

След войны в моей семье.

2

1

1

13

Выставка семейных поделок.

1

1

  1. Моя школа.

14

15

Моя школа- мой дом.

2

1

1

16

17

 Адрес школы, месторасположение.

2

1

1

18

19

Учителями славится Россия.

2

1

1

20

21

Традиции школы.  

2

1

1

22

23

Мои родители – ученики нашей школы.

2

1

1

  1.  Мой город.

24

История названия города.

1

0,5

0,5

25

26

Город, район, область, страна.

2

1

1

27

28

 Достопримечательности нашего города.

2

1

1

29

30

Профессии города. Где работают родители.

2

1

1

31

32

Улицы,  названные в честь великих людей и великих событий

2

1

1

33

34

Наш город в будущем: коллективный проект.

 

2

2

  1.  «Моя родина – Ямал».

35

Край в котором я живу.

1

0,5

0,5

36-38

Города ЯНАО.

3

2

1

39-42

Коренные жители Ямала.

4

2

2

43-45

Игрушки Хомани. Игры.

3

1

2

46-48

Праздники народов Севера.

3

1

2

49-51

Писатели, художники нашего края.

3

2

1

52

53

Умельцы нашего города.

2

1

1

  1. Мир природы.

54-56

 Животный   мир Ямала.

3

2

1

57-59

Разнообразие растительного мира.  

3

1

2

60

61

Красная книга Ямала.

2

1

1

62

 Акция помоги птицам.

1

1

63

64

Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов ЯНАО

2

1

1

65

Экологический урок.

Охрана водоемов нашего края.  

1

1

66

67

Многообразие полезных ископаемых нашего края.  Легенда о происхождении нефти.

2

1

1

68

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО

68

31

37

 

 

Содержание программы.

 

Введение  

        Тема . Понятия «краеведение», методы краеведческого исследования, значение изучения своей местности.  Рисунок родного края.

         Тема.  Тарко-Сале на карте области.   Карта Пуровского района.

  Определение географического положения города. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Оценка влияния географического положения города на его развитие и жизнь населения.   Планировка, главные улицы.   "На что похож  г. Тарко-Сале   ".

 Раздел 2. Моя семья  

 Тема.  Дом, улица, школа, город, страна – мы здесь живём.

Беседа и тестирование с целью выявления первоначальных знаний о расположении и адресе  дома, школы, о городе, о стране. Проект, портфолио – понятия, этапы работы. Порядок оформления страницы «График моих достижений».Экскурсия. Наблюдение за месторасположением школы относительно дома. Формирование умения сделать короткое сообщение, умения слушать товарищей. Проект  «Семейный альбом».

Оформление страницы портфолио: рисунок на тему экскурсии.      

   

Тема.   Моя семья. Мои предки. Родословное дерево.

Имена, отчества, фамилии родителей, бабушек и дедушек учащихся. Понятия: потомок, предок, бабушка, прабабушка, сын, папа, внук, родословное дерево.  Составление родословного дерева.

Тема. Я и моё имя. Моя фамилия.      Знакомство с понятиями «имя», «отчество», «фамилия»: Проект «Семейный альбом». Оформление страницы портфолио:  мини сочинения «Почему меня так назвали?», «История моей фамилии». Происхождение, значение имен, фамилий.

 

 Тема. Традиции моей семьи. День рождения в моей семье. Оформление пригласительного билета. Разучивание   игр, развлечений для гостей. Показ презентаций.

Тема.   След войны в моей семье. Рассказ об основных вехах ВОВ. Война в истории города и семьи. Помощь родителей в поиске информации о родственниках. Сбор материала. Проект «Семейный альбом».

Оформление страницы портфолио.  Выступление с мини докладом

Тема. Выставка семейных поделок.  Рассказ о семейных увлечениях. Презентация семейного труда.

 Раздел  Моя школа.

 Тема.  Адрес школы, местоположение. Знакомство с историей здания школы.  

Экскурсия по улицам прилежащим к зданию школы.

 Тема. Моя школа – мой дом .Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

Тема. Учителями славятся Россия. Рассказ об учителях школы, их биографии, заслуги. Сбор материала об учителях, оформление альбома. Работа над исследовательским проектом « Твои люди, Север».

Тема. Традиции школы. Значение слова «традиции».   Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. Экскурсия по школе.

 Тема. Мои родители- ученики нашей школы. Мини интервью: упражнения в умении задавать вопросы, коллективное составление анкеты для родителей. Проект «Моя школа». Оформление страницы портфолио «Летопись школы». Сбор материала. Сообщения о школьных годах родителей.

 Раздел  Мой город.

Тема. История названия города. Знакомство с понятием «топонимика», карта города. КТД: фотовыставка «В поисках прекрасного». Тестирование «Знаешь ли ты свой город?» Игра – викторина по материалам урока.

Тема. Город, район, область, страна. Познакомить с географическим положением города в области и стране. Познакомить с государственной символикой. Виртуальное путешествие.

 Тема. Достопримечательности нашего города.  Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города». Выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего города.  

 Тема. Профессии города. Где работают родители. Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

Тема. Герои рядом с нами. Сведения о героях родного края, в чью честь названы улицы. Знакомство с понятиями: герой, мужество, отвага, стойкость, самоотверженность, память.   Работа по карте – схеме города, нахождение улиц на карте города, закрашивание синим  цветом, обозначение названия улиц, названных в честь героев.

 Тема. Наш город в будущем: коллективный проект. Какие учебные заведения, учреждения культуры, предприятия вы бы хотели видеть в нашем городе

 Раздел Моя родина Ямал.

Тема. Край в котором я живу. Беседа. Сформировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках. Практическая работа: ЯНАО на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области.  

Тема. Города Ямала. Знакомство с городами округа и селами района. Сбор иллюстраций городов, оформление стенда; сбор материала о Пуровском  районе.

Тема. Коренные жители Ямала. Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края.   Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашей области?»   Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей; воспитывать уважение к людям другой культуры.  «Экскурсия в краеведческий музей города».

  Тема. Игрушки Хомани. Игры.  Рассказать детям об играх ненецких детей – их сверстников, об их игрушках. Посещение центра детского туризма и краеведения.

Тема. Праздники народов Севера.   Познакомить детей с птицей вороном, ее значимостью для ненцев, праздновании ее праздника.

Познакомить   с праздником ненецкого народа -  Днем Оленевода.   Поделиться со сверстниками известной им информацией о северном крае; Полюбоваться красотой весеннего пейзажа, отметить какие изменения произошли в природе. Предложить сделать аппликацию для группы.

 Тема. Писатели, поэты, художники  нашего края. «Они прославляют наш край».  Рассказ о писателях ,поэтах и художниках  нашего края, посещение библиотеки -  знакомство с их произведениями. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема.  Умельцы нашего города.  Экскурсии на выставки умельцев города, изготовление поделок из природного материала, меха, бисера.

Раздел. Мир природы.

Тема. Природа Ямала.  Рассказ о природе Ямала, его природных богатствах. Фотографии и рисунки- природа в разное время  года.; загадки, приметы, пословицы, игры жителей тундры- оформление альбомов; экскурсия в краеведческий музей; проведение праздника «На Ямале мы живём»; изготовление поделок.

 Тема.   Животный мир ЯНАО. Рассказ о диких животных, проживающих на Севере. Основные особенности, места обитания.  Посещение краеведческого музея.

Тема. Разнообразие растительного мира. Знакомство  учащихся  с  яркими  представителями  растительного  мира  тундры.  Рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  края.  Составление Гербарий: лекарственные растения края.

Тема. Красная книга Ямала. Знакомство  с  «Красной  книгой»,  заповедниками  края.  Оценка своего и чужого поведения в природе. Как  сохранить  растения, животных.  Отрицательное  влияние  людей  на  природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток, охота на птиц и зверей.

  Придумать и нарисовать обложку для Красной книги Ямала.  Составление альбома : животные края, занесенные в Красную книгу.

Тема. Акция помоги птицам. Презентация «Они зимуют с нами». Виды птиц, обитающих в районе школы. Охрана птиц. Сбор семян растений, заготовка корма, изготовление кормушек из подручного материала и с помощью родителей.

 Тема.  Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов ЯНАО. Познакомить детей с реками, которые протекают по Ямалу, их ролью в жизни людей, формировать у детей элементарные географические представления.

   Тема. Экологический урок.  Охрана водоемов нашего края.   Понятие экологии. Причины экологических проблем. Система очистки стоков и выбросов. Рисование плакатов «Экологические знаки».

Тема. Многообразие полезных ископаемых нашего края. Беседа:  важнейшие   богатства нашего края. Как  добывают,  где  используют.  Рассматривание  образцов  полезных  ископаемых.  Рассказать Легенду о происхождении нефти. Познакомить с полезными  ископаемыми, которые добывают в нашем крае. Значение для края и страны.  

 Тема. Итоговое занятие. Выставка работ, портфолио, проектов. Итоговое тестирование.

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Мой Северный край»

Раздел программы

Форма обучения

Методы обучения

Комплекс средств обучения

Формы контроля

1.

Вводное занятие.

Тематическое занятие - беседа

Диалогический (беседа).

Практический.

Раздаточный материал. Карточки «Знай ПДД».

Экскурсия

2.

Моя семья.

Тематические занятия – беседы.

Творческие встречи.

Мастер-классы (практические занятия).

Ролевые игры.

Праздники.

Экскурсии.

Монологический (рассказ, объяснение).

Диалогический (беседа).

Исследователь-ский (интер-вьюирование).

Частично – поисковый.

Демонстра-ционный материал:

-презентации,

-видеофраг-менты,

-художест-венная литература по теме.

2.ТСО:

-персональный компьютер,

-мультиме-дийный проектор.

Проект «Семейный альбом».

Моя школа.

Тематические занятия – беседы.

Выступления.

Экскурсии.

Монологический (рассказ, объяснение).

Диалогический (беседа).

Исследователь-ский (интер-вьюирование, наблюдение, фиксация результатов).

Частично – поисковый.

Демонстра-ционный материал:

-презентации,

-видеофраг-менты,

-ресурсы Интернет,

-сайт школы,

-публикации периодической печати,

-материалы патриоти-ческого клуба школы.

Экскурсии.

Выступле-

ния.

Проект «Моя школа».

Портфолио «Летопись школы».

Мой город.

Тематические занятия – беседы.

Виртуальные экскурсии.

Прогулки по городу.

Экскурсии.

Творческие встречи.

Игра – путешествие по улицам города.

Выступления перед родителями.

Монологический (рассказ, устное изложение).

Диалогический (беседа).

Исследователь-ский (наблюдение, фиксация и фотофиксация результатов).

Частично – поисковый.

Демонстра-ционный материал:

-презентации,

-видеофраг-менты,

-ресурсы Интернет,

-публикации периодичес-кой печати,

-справочная и художест-венная литература.

КТД: фотовыс-тавка «Мой город»,  

Мой Ямал.

Тематические занятия – беседы.

Виртуальные экскурсии.

 Экскурсии.

 Игра – путешествие   города Ямала

 

Монологический (рассказ, устное изложение).

Диалогический (беседа).

Исследователь-ский (наблюдение, фиксация и фотофиксация результатов).

Частично – поисковый.

Демонстра-ционный материал:

-презентации,

-видеофраг-менты,

-художест-венная литература по теме.

2.ТСО:

-персональный компьютер,

-мультиме-дийный проектор.

Экскурсии .

Проект «Краски Ямала»

Природа и мы.

Тематические занятия – беседы.

Экскурсии.

Практические занятия.

Диалогический (беседа).

Исследова-тельский (наблюдение, сравнение, определение)

Демонстра-ционный материал:

-презентации,

-видеофраг-менты,

-ресурсы Интернет,

-справочная и художест-венная литература.

Экскурсии.

КТД «Гербарий»

Фотовыс-тавки.

Экологи-

ческий десант.

Итоговое занятие.

Выступления перед родителями.

Диалогический (беседа).

Демонстра-ционный материал:

-презентации,

-видеофраг-менты

Выставки

портфолио.

 Проверочная работа  

 1 вариант.

1. Год рождения города Тарко-Сале:

А) 1942. Б) 1932. В) 2004. Г) 2011

2. Какие животные изображены на гербе ЯНАО:

А) олень и нерпа. Б) лось и орлан. В) олень и медведь. Г) лось и белка.

3. Назовите имя губернатора ЯНАО:

А) Скрябин Е.В.  Б) Кобылкин Д.С.. Г) Путин В.В.

4. Население округа насчитывается около:

А) 600тыс. Б) 300тыс. В) 400тыс. Г) 500тыс

5. “Сырэй” - по ненецки:

А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень.

6. Какое море омывает западное побережье Ямальского полуострова:

А) Баренцево. Б) Черное. В) Карское. Г) Лаптевых

7. Не являются столицей ЯНАО:

А) Надым. Б) Салехард. В) Тарко-Сале

8. Дата образования ЯНАО:

А) 1сентября 1984г. Б) 10 декабря 1930г.

9. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого:

А) “край земли”. Б) “полуостров”. В) “конец мира”

2 вариант

ЯНАО в 20011г. исполнилось:
А) 60 лет. Б) 65. В) 81. г) 70 лет.

2.Сколько цветов на флаге ЯНАО:
А) три.
Б) два. Г) четыре. Д) пять

3. Кто является главой Пуровского района   :

А) Путин В.В. Б) Кобылкин . Г) Скрябин.Е.В.

4. Какие три крупных полуострова включает территория округа:
А) Гыданский. Б) Ямал. В) Таймыр. Г)Тазовский

5. “Тангы” в переводе с ненецкого:

А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень.

6. С каким округом граничит ЯНАО на западе:

А) Ненецкий автономный округ.
Б) Ханты-Мансийский автономный округ.
В) Красноярский край.

7. Крупнейшие реки округа:

А) Таз. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым.

8. Три крупнейших озера округа:

А) Байкал. Б) Нейто. В) Телецкое. Г) Ямбуто. Д) Балхаш. Е) Ярато.

9. Коренные народы Ямала:А) русские. Б) ненцы. В) селькупы. Г) ханты.

10.Назовите представителей животного мира ЯНАО.

11. Перечислите растения, встречающиеся на территории нашего округа.

 12. Красная Книга ЯНАО (примеры).

 

 Викторина «Люди нашего края»

 

- Назови почетных граждан нашего города.

- Назови имена таркосалинцев - защитников  Родины.

- Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города.

- Перечисли известные  имена художников нашего города.

Анкета 1.  РОДИНА В МОЕЙ ЖИЗНИ

 

Моя большая Родина это…

Моя малая родина это…

Самыми трудными событиями моей Родины были…

Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина…

По отношению к Родине я испытываю…

Я благодарен своей Родине за то, что…

Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…

10.Я стремлюсь быть…

11.Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины – это…

Анкета 2. МОЯ СЕМЬЯ

 

 Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?

Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?

Будешь ли ты строгим родителем?

Будешь ли баловать своих детей? Как?

Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?

Кто из родителей для тебя – образец для подражания?

Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер, братьев?

Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?

Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?

Сколько бы хотел иметь собственных детей и почему?

Смог бы ты усыновить чужого ребенка?

В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?

Анкета 3. ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ

      Учащимся надо дописать предложения:

Родина для меня - …

Родина для меня - …

Родина для меня - …

Родина для меня - …

Родина для меня - …

Анкета 4. « Знаете ли вы историю своей семьи?»

1)Сколько поколений своей семьи вы знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?

2)Кем были по профессии ваши родители, бабушки, дедушки,  прабабушки  и т.

3) Сохранились ли предания, интересные случаи из жизни семьи в различные исторические периоды?

4) Передаются ли в вашем роду по наследству личные качества, способности и

интересы, профессиональные склонности?

5) На кого из родственников вы похожи или хотели бы быть похожи?

6) Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории,  связанные с именами других членов семьи?

7) Хранят ли в вашей семье семейные реликвии ( фотографии, письма, документы, награды, вещи, альбомы?

8) Какие праздники вы считаете семейными? Какие из них самые

любимые, почему?

   Анкета 5.Семейные реликвии.

1.Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?

2. Хранят ли в Вашей семье фотографии?

3.Какие из фотографий Вам особенно дороги?

4.Есть ли интересные подписи на фотографиях?

5. К  какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

6.Есть ли домашний архив? Что в него входит?

7.Какие документы семейного архива представляют наибольшую на Ваш взгляд, ценность?

8. Есть ли в семье домашние альбомы о каких – либо событиях, периодах жизни Вашей семьи?

9.Есть ли в семейном архиве письма, открытки, дневники членов семьи?

 Дидактический материал к занятиям.

  1. Что изучает предмет “краеведение”?

Краеведение

  1. Задание. Что означают слова край и ведать?

Край _________
Ведать
________

  1. Задание. Знаешь ли ты, как называется твой родной край?
  2. Задание. Слово “Ямал” означает “край Земли”. Как ты думаешь, слово “краеведение” может означать только “изучение Ямала”?
  3. Задание. Какие изображения относятся к твоему родному краю?

 

  1. Задание. Продолжи ненецкий орнамент “уши зайца”.

http://festival.1september.ru/articles/214481/img16.jpg

  Продолжи ненецкий орнамент “соболь”.

http://festival.1september.ru/articles/214481/img17.jpg

  Продолжи ненецкий орнамент “локоть лисы”.

http://festival.1september.ru/articles/214481/img18.jpg

 Нарисуй такого же оленя по клеточкам.

http://festival.1september.ru/articles/214481/img11.jpg

  1. Задание. Разукрась рисунок ненецкого мальчика в зимней одежде.

Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей, а женскую – ягушкой. Шьют их из меха оленя. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал за ворот.

http://festival.1september.ru/articles/214481/img15.jpg

  1. Задание. Разукрась ненецкую сумочку для рукоделия.

http://festival.1september.ru/articles/214481/img19.jpg

Мастерицы изготавливали сумочки с большой любовью. Её шили из меха оленя, украшая орнаментом из разноцветных кусочков ткани, бисером, бусинами.

Подумай, что могла хранить девочка в такой сумочке?

Пословицы, поговорки

  1. Задание. Прочитай ненецкие пословицы. Как ты их понимаешь? По каким словам ты догадался, что эти пословицы северного народа? Подчеркни эти слова.

Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.

Оставленный в тундре запас – и для вас, и для нас.

О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

У оленя мех – камус – крепок на ногах оттого, что не ленится копаться ими в снегах.

  1. Задание. Найди ненецкие и русские пословицы одинаковые по смыслу. Соедини их парами.

ненецкие

русские

У одного ум в словах, у другого в делах.

Слово, что лжёт, далеко не уйдёт.

Не оставляй на завтра сегодняшнее дело.

Уходи на охоту рано и всегда будешь с удачей.

Не будь жадным, и не останешься одиноким.

Не ругай землю, если споткнёшься, не земля виновата!

Сеткой воды не зачерпнёшь.

Со злым поведёшься – добра не наберёшься.

Рана от ножа заживает, а от слова – нет.

В решете воды не унесёшь.

Кто рано встаёт, тому Бог даёт.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня.

Слово жжёт хуже огня.

Хорошая работа сама себя хвалит.

Больше делай, меньше говори.

Один раз обманешь, в другой раз не поверят.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Какая пословица лишняя? Есть ли ненецкая пословица, близкая по смыслу?

Приметы

  1. Задание. Как ты думаешь, что означает слово примета? Подумай, как появляются приметы? Постарайся объяснить приметы ненцев.

Гагара на воде кричит – дождя накликает.

Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.

Много грибов – много белок будет.

Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.

Загадки

12. Задание. Отгадай ненецкие загадки. Найди рисунки-отгадки.

1. Четыре девушки одним платком накрыты.

2. Ног нет, рук нет, а в рубашке.

3. Идёт, идёт, а следа не видно.

4. Маленькая собачка не лает, не кусает, никого не пускает.

5. Леонид Лапцуй

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?

6. Прокопий Явтысый

Олень от них убегает – 
а они не отстают.

7. Не буквы, а написаны в строчку.
Без языка, а охотнику всё расскажут.

8. По речной глади деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт, а взлететь не может.

  

Идея! Сделайте с одноклассниками сборник загадок о родном крае!

Знаешь ли ты, как живут дети в тундре? Чем занимаются? В какие игры играют? Как проходит их детство?

Если хочешь узнать больше, прочитай отрывки из поэмы Леонида Лапцуя “Эдейка”.

Обрати внимание, имя ребёнка имеет какой-либо смысл.

13.Задание. Прочитай о занятиях ненцев осенью. Найди непонятные слова, постарайся их объяснить. Если не сможешь, загляни на последнюю страничку тетради.

Аргиш -____

Нарты -____

Войлочный (войлок) -__

14. Задание. Прочитай, с чем сравнивается оленье стадо.

“Вслед идёт оленье стадо, как ...”.

Как ты понимаешь эти слова?

15. Задание. На что похожи оленьи рога?

“Дайте утреннему солнцу чуть поярче разогреться – и увидите ...”.

 16. Задание. Прочитай, в какие игры играют дети ненцев? Знаешь ли ты, что дети народов Ямала – оленеводов, рыбаков и охотников – часто играют с настоящими орудиями охоты и рыбной ловли. Капканы, арканы, луки – все эти игрушки обучают труду.

Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами. Игрушечный олень – это маленький брусочек. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха.

Часто дети играют все вместе. Это – игры в “неводьбу”, в “разборку пойманной рыбы” и другие. Мальчики в игре – рыболовы, они как будто ловят и делят рыбу. Девочки в игре как будто чистят добытую рыбу, подготавливают её к сушке или засолу, кипятят чай и готовят еду для мальчиков.

 17.   Задание. Какой ты представляешь себе жизнь детей в тундре? Подчеркни: интересной, трудной, полной лишений, беззаботной, скучной, невыносимой, радостной, удивительной.

 

  

Литература,  использованная при проектировании программы

Основополагающая литература.

  1. 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1

Ст. 9. «Образовательные программы»

Ст.12 «Образовательные учреждения»

Ст. 26 «Дополнительное образование». 

http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/26/  

2Концепция модернизации образования Российской Федерации на период до 2010года.: ЦГЛ,  2004. -32с.

  1. Исторический  атлас Ямало-Ненецкого автономного округа М.: Издательство ДИК, 2003. 40с.: ил., карт.
  2. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого Автономного Округа: В 3 т.Т.1 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. 368с.
  3. Культура народов Ямала: Учебник5-7 классы / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманова А.Г., Павлов А.А. 2-е изд., Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2007.352 с., 16с.цв.ил.
  4. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5-7 классы /Составители Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. 265с., 16 цв.ил.
  5. Северные родники / Автор – составитель Л.В. Федорова, Тюмень: Изд-во Института проблем  освоения  народов севера СО РАН, 2001.448с., 16 цв.ил.
  6. Ямальский калейдоскоп  / Автор – составитель Л.В. Федорова, Тюмень: Изд-во Института проблем  освоения  народов севера СО РАН, 2003. 263,12  цв. ил
  7. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. Документально- этнографические, публицистические и художественные  произведения о жизни народов Ямала в ХХ веке: Учеб. Пособие для  ст. кл. общеобраз. учрежд. –СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 222 с.: ил
  8. Ядне Н. Я родом из тундры / Верендеев Д.П.;- М.,1999.-с.2.;
  9. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. Изд. Произведение г. Москва
  10. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии д/учит. нач. Кл. – М.: Просвещение, 2005.
  11. Калугин Н.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: академия, К0 : Академия Холдинг, 2000.-224с.: ил.
  12. Алексеев Ю.А. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М.: Трида – Фарм, 2002. – 43 с.
  13. Борко Т. Культура народов Ямала. Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. – 103 с.
  14. Гриценко В.Н. Историческое краеведение Ямала: сборник. Омск: Книжное издательство, 2005. – 208 с.
  15. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1–4-е классы. М.: ВАКО, 2006. – 160 с.
  16. Лапцуй Л.В. Песни мои – детям. М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
  17. Попов Ю.И. Мифология, фольклор и литература Ямала. Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. – 134 с.
  18. Соколова И.С. Честь имею. Н.Новгород: ООО “Пед. технологии”, 2003. – 64 с.
  19. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск: Издательство Томского университета, 2001. – 97 с.

Электронно- образовательные ресурсы:

  1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс,
  2. «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
  3.  «Большая советская энциклопедия»
  4. http://www.tarko-sale.narod.ru/
  5. http://www.yamalonenetskiiao.ru/krgor/
  6. http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=146124
  7. http://www.yamal.org
  8. http://www.yamaltur.ru/node/51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

Рабочая программа (2 класс) по теме: программа внеурочной деятельности (интенсив) "Мой край родной"

Данная программа разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта...

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край».

 Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку е...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...