программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"
рабочая программа (3 класс) по теме

Сафонова Наталья Александровна

Программа внеурочной деятельности в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_kray.rar18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной проектной деятельности

В 3 классе

«Родной край»

Цель программы - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Реализация программы проектной внеурочной  деятельности  предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:

1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.

2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края имеет (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения).

3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года  занятие один раз в неделю -34 ч .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Данная  образовательная программа  представляет собой  вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Образовательная программа ориентирована на достижение воспитательных результатов проблемно – ценностного общения на краеведческом содержании.

    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, малая родина,  природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

   Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

 Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижение третьего уровня результатов.

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

 Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

У школьников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в различных её аспектах.

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности   школьников по данной программе:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь родного поселка.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь  родного поселка.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни родного поселка.  

Основные принципы программы проблемно – ценностного общения школьников:

Принцип диалогичности рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между педагогом и ребёнком в противоположность субъект-объектным (монологическим) отношениям.

Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.

Принцип культуросообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими тем или иным регионам.

Трактовка принципа коллективности предполагает, что проблемная коммуникация, осуществляясь в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создаёт условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.

Таким образом, цель настоящей внеурочной программы:

формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению, как в школьной, так и в открытой общественной среде (на основе краеведческого содержания).

Задачи:

-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

-формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

      -ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные направления внеурочной деятельности:

- духовно – нравственное;

-спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

 -научно-познавательное;

 -военно-патриотическое;

 -общественно-полезное.

 

Для реализации  программы доступны следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

- трудовая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- краеведческая деятельность.

 Данная программа объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение поставленных в программе задач воспитания и социализации.

   Формы организации занятий:

-беседа;

-индивидуальная и групповая работа;

-ролевые игры, игры-путешествия, инсценирование;

-познавательная игра;

-чтение, показ (демонстрация);

-работа с видеоматериалом, со вспомогательными пособиями: изображениями;

рисунками, разрезным материалом и т.д.;

-выставки фотографий, рисунков.

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.  

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как  этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения  «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «себе подобным» ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка, подростка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное социальное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание чревато разоблачением и критикой (особенно, если в дискуссии участвуют внешние эксперты, незаинтересованные в подыгрывании детским мнениям). Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать».

Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

-       муниципальное учреждение дополнительного образования детей Костромского района (Дом творчества юных);

-  центр занятости населения;

-  отдел социальной защиты Костромского района;

- администрация сельского поселения;

-   сельская библиотека;

-   сельский Дом культуры;

-   детский сад.

Таким образом, выпускники начальной школы должны уметь общаться с людьми,  знать историю родного поселка, жизнь и деятельность людей, внесших вклад  в развитие поселка, любить и развивать родной край.

Живем в нашем поселке

Предполагаемый результат-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, Малая родина,  природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает  первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить

2 модуль (3 класс).  Живем в нашем поселке

Тема

Содержание

Виды и формы деятельности

1

«Продолжаем общаться»

Вводное занятие. Знакомство  с темой модуля,  обсуждение направлений предстоящей деятельности, обмен пожеланиями.

Проблемно- ценностное общение.

2

«Живи, родник»

Экологический десант. Экскурсия к местному роднику. Исследование экологии воды и местности вокруг родника. Уборка территории родника.

Проблемно- ценностное общение.

Исследовательская и трудовая деятельность.

3

История Гжели

 Экскурсия в библиотеку. Презентация об истории села.

Сбор материала.

Проблемно- ценностное общение.

Исследовательская и трудовая деятельность.

4

«Природа Гжели. Лекарственные растения нашего края»

Оформление гербария .

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество

5

«Зеленые страницы» Страница 19- о жизни птиц осенью.

Куда, как и когда? Помогите птицам.

Проблемно- ценностное общение.

Игровая деятельность.

6

«Истоки народного промысла «Гжель»»

Сбор материала для газеты о различных изделиях Гжели: беседа с учителями, школьниками, родителями, экскурсия на производство.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество .

7

«Зеленые страницы» Страница первая о траве.

Трава гречишка.  Из жизни одуванчика и тысячелистника.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

8

 «Зеленые страницы» Страница вторая, о первых цветах»

Мать-и-мачеха. Медуница(Дарящая мед.)Рисование цветка.

Проблемно- ценностное общение.

Художественное творчество.

9

«Зеленые страницы» Страница третья, написанная с надеждой о том, что на земле всегда будут расти цветы.»

Редкие и исчезающие растения. Сбор материалов о них.

Проблемно- ценностное общение.

Художественное творчество.

10

«О чем рассказали фотографии из семейного альбома»

Рассказ о людях со старых фотографий из семейного альбома.

Проблемно-  ценностное общение. Познавательная деятельность.

11

 «Зеленые страницы» Страница четвертая- о деревьях.

Сбор материала о деревьях  края. Про березу и березовый сок. Сила и слабость дуба.

Познавательная деятельность. Проектная деятельность.

12

 «Зеленые страницы» Страница 22-о зимней жизни зверей.

Город под снегом. Ловкие хищники. Триста шишек на обед.

Проблемно- ценностное общение.  

13

«Талантами славится наша земля».

Сбор народных частушек, песен, поговорок, обрядов.

Проблемно- ценностное общение.  Досугово-развлекательная деятельность.

14

«Талантами славится наша земля».

Деревенские посиделки с бабушками, которые знают старинные частушки и песни.

Проблемно-ценностное общение.  Досугово-развлекательная деятельность.

15

«Зеленые страницы» Страница шестая- про грибы.

Зачем грибы в лесу? Не растения, не животные. Презентация про грибы.

Проблемно- ценностное общение. Познавательная деятельность.

16

«Мастерская новогодних игрушек»

Изготовление новогодних игрушек,  карнавальных костюмов, украшение классов.

Проблемно-ценностное общение.  Досугово-развлекательная деятельность.

17

«Весело, весело встретим Новый год»

Новогодний карнавал.

Художественное творчество.

18

«Зеленые страницы» Страница восьмая, про паутинное царство.

Виды пауков. Зачем нужны пауки?

Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая. Спортивно -оздоровительная деятельность.

19

«Зеленые страницы» Страница девятая-человек и насекомые.

Бабочки и стрекозы-глазастые охотники.

Проблемно-ценностное общение.

20

«Зеленые страницы» Страница одиннадцатая.

Первое знакомство. Яйцо на тонком стебельке.

Проблемно- ценностное общение.

21

 «Масленица»

Сельский праздник Участие в сельском празднике: играх, катаниях на лошадях, проводах Масленицы.

Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая.Спортивно -оздоровительная деятельность.

22

«Зеленые страницы» Страница 12-о жуках.

Майский жук и его родня. Говорящий жук.

Познавательная деятельность. Художественное творчество.

23

«Зеленые страницы» Страница 14-о божьей коровке.

Имя на крыльях. Три жизни божьей коровки.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

24

«Зеленые страницы» Страница 16-как зимуют насекомые.

Кольчатый коконопряд. Зеленые кузнечики.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

25

«Творение рук человеческих»

Встреча с мастерами росписи гжельских изделий.Экскурсия.

Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая.

26

«О чем рассказали улицы села»

Экскурсия. История возникновения улиц. Интервью с жителями. Снимаем фильм.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

27

«Зеленые страницы» Страница 17- насекомые весной.

Первые бабочки. Ура ! Проснулись мухи! Рисование .

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

28

«Зеленые страницы» Страница 18 - о лягушках и жабах.

Их беда- наша вина. Какие бывают лягушки и жабы.

Проблемно- ценностное общение.

Трудовая деятельность.

29

«Возьмемся за руки, друзья»

Игровая программа. Знакомство с играми, в которые играли наши бабушки. Разучивание игр с первоклассниками.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

30

«Зеленые страницы» Страница 21 - о птицах весной.

Скворцы прилетели. Жаворонки.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

31

«Помним, гордимся, наследуем»

Участие в митинге и концерте,

Вручение подарков ветеранам.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

32

«Цветник в нашем дворе»

Конкурс проектов. Проектирование цветника совместно с учителем и родителями.

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

Трудовая деятельность.

33

«Цветник в нашем дворе»

Презентация проектов

Проблемно- ценностное общение.

Социальное творчество.

34

«Мы здесь живем и потому за все в ответе»

Творческий отчет, концерт, выставка рисунков, демонстрация фильма «О чем рассказали улицы села»

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

 Наиболее информативными методами диагностики являются:

- беседа;

- наблюдение;

-тестирование;

- анкетирование;

- социометрия;

 -ранжирование;

-недописанный тезис;

 -рисуночный тест;

-ситуация выбора.

Уровни

Виды диагностики

Сроки

Второй уровень

Тест «Оценка уровня общительности».

Сентябрь

Тест «Оценка уровня общительности».

Творческий отчет.

Май

Тест «Оценка коммуникативных умений».

«Определение уровня самоуправления в коллективе».

Творческий отчёт «Расти  поселок будет, в поселке саду цвесть, когда такие люди

в поселке нашем есть».

Май

РЕСУРСЫ

1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

2. Фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты, видеокамеры, телевизор, видеомагнитофон).

3. Компьютер, мультимедийное оборудование. 

4. Методические разработки проведения мероприятий из серии «Народные традиции».

3. Краеведческие материалы  школьного музея.

4. Ресурсы сельской и школьной библиотеки.

5. Видеофильмы  о школе, о поселке, о людях нашего поселка.

6.Фотоматериалы о жизни школы, поселка.

7. Спортивный инвентарь.

8. Электронные презентации о родном крае.

9. Электронные сайты: bibliofond.ru

                                        pedagoglv.ucoz.ru

                                        5plus.ru

                                        kinder.ru

                                        detskiy.sait.ru

                                        pedsovet.su

                                        po4emu4ki.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Мой край» для 5 класса по духовно-нравственному направлению

Данная программа предназначена для проведения внеурочной деятельности в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»

Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной д...

Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."

Данная программа направлена на  изучение  младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Мой край"

Образовательная программа «Мой край» имеет социально - педагогическую  направленность и предназначена  для   дополнительного образования детей....