Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Гультяева Надежда Викторовна

 

Данная программа направлена на  изучение  младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают  о героическом прошлом своего рода,  о достопримечательностях родного города,  о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

 Рабочая  программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному городу и краю и направлена на  социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира,  на  межличностное общение  и  обмен духовными ценностями  в процессе взаимодействия с  окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_ekskursii.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Нормативно-правовой и документальной основой  данной Рабочей программы  являются:

Закон «Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования  второго поколения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 го № 373).

Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.

Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарт второго поколения).

    Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно  воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим.  

    Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

Данная программа направлена на  изучение  младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают  о героическом прошлом своего рода,  о достопримечательностях родного города,  о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

 Рабочая  программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному городу и краю и направлена на  социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира,  на  межличностное общение  и  обмен духовными ценностями  в процессе взаимодействия с  окружающими людьми.

          Основной принцип программы – диалогичность. Кроме  него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности,  гражданственной и патриотической направленности.

          Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения  будет социальное окружение, экономические отношения между людьми,   научные исследования  и творчество.

          Принцип диалогичности, прежде всего,  предполагает личностный контакт между собеседниками на основе  взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.

          Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное  общение школьников должно  согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.

          Принцип культуросообразности предполагает, что  ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в  соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими  нашему региону.

          Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания  окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

          Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости   для обучающихся  идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.

          Таким образом, цель настоящей внеурочной программы:

  формировать у школьников:

-  представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,

-    способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,

  развивать:

-       мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;

  воспитывать:

-         уважение к окружающим людям, различным профессиям,  друг к другу.

 Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

- изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

- развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально- нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

Личностными результатами изучения курса являются:

осознание себя членом общества. и государства (российской идентичности), чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

установка на безопасный здоровый образ жизни

Метапредметными результатами изучения курса являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

Предметными результатами изучения курса являются:

•        усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира Кубани, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

          Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий, объем занятий- 2 часа в неделю.  Программа предполагает проведение регулярных  экскурсий со школьниками (в расчете 2-8 часов на экскурсию и дополнительные часы на обработку экскурсионных материалов).

          Предусмотренные программой  занятия и экскурсии могут проводиться,  как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.

 

Примерное тематическое планирование

 

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Первый год

 

 

 

1.

Вводное занятие

4

1

3

2.

Экскурсия в городской парк

4

1

3

3.

Экскурсия в среднее полное  образовательное учреждение

4

1

3

4.

Экскурсия в художественную школу

4

1

3

5.

Экскурсия в хлебопекарню

4

1

3

6.

Экскурсия в библиотеку

4

1

3

7.

Поездка в музыкальный театр

4

1

3

8.

Экскурсия на промышленное предприятие

4

1

3

9.

Экскурсия  на станцию юных техников

4

1

3

10.

Экскурсия в парк Победы

4

1

3

11.

Подготовка итоговых работ

20

2

18

12.

Итоговая конференция и выставка .

8

2

6

 

Второй год

 

 

 

1.

Вводное занятие.

2

2

0

 2.

Инструктаж по ТБ

2

2

0

3.

Экскурсия в пожарное депо

4

0

4

4.

Экскурсия в музей г. Белореченска

2

0

2

5.

Экскурсия в музей г. Майкопа

6

0

6

6.

Поездка в Филармонию г. Майкоп

6

0

6

7.

Поездка в кинотеатр г. Майкоп

6

0

6

8.

Поездка в Океанариум г. Краснодар

8

0

8

9.

Подготовка  итоговых работ

14

4

10

10.

Итоговая конференция.

14

4

10

11.  

Подведение итогов года

4

2

2

 

Третий год

 

 

 

1.

Вводное занятие

4

1

3

2.

Экскурсия в пожарную часть.

4

1

3

3.

Экскурсия на железнодорожную станцию.

4

1

3

4.

Экскурсия в почтовое отделение.

4

1

3

5.

Экскурсия на промышленное предприятие

4

1

3

6.

Экскурсия в парк Победы

4

1

3

7.

Экскурсия в краевой центр

4

1

3

8.

Экскурсия в музей г. Майкоп

4

1

3

9.

Экскурсия к мемориальному памятнику героям Великой Отечественной войны

4

1

3

10.

Экскурсия в музей г. Белореченск

4

1

3

11.

Подготовка  итоговых работ

20

2

18

12.

Итоговая конференция.

8

2

6

 

ИТОГО

204

42

162

 

Примерное содержание курса:

  1. Вводное занятие.

          Подбор педагогом материалов об   административно-территориальном делении  территории  России, об окружающем социуме Белореченского городского поселения , о Белореченском районе, о Краснодарском крае. Знакомство с понятием  «социум», «экономика», «инфраструктура», «занятость населения», «культура и быт», «досуг».  Подготовка педагогом вопросов о жизни города, района, края. Просмотр фильмов о городе, презентаций о районе, крае. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.

          Практическая работа: Составление плана и  маршрута экскурсии в соответствии с тематикой экскурсии,   разработка индивидуальных заданий каждому участнику экскурсии, подготовка вопросов  к экскурсоводам.

2. Экскурсия в Океанариум г. Краснодар

          Понятие «экология», «охрана окружающей среды», «роль человека в охране природы». Знакомство с работой экоцентра,  с профессиями людей, особенностью  деятельности экологического центра. Посещение выставочной экспозиции центра.

          Практическая работа: составление отчета об экскурсии. Написание отзывов об экскурсии.

3. Экскурсия в среднюю школу.

          Обеспечение программы преемственности в обучении.  Развитие социального партнерства  между  образовательными учреждениями. Совместное спортивно-развлекательное  мероприятие с   обучающимися школы.

          Практическая работа: Оформление фотовыставки и выставки рисунков .

4.  Экскурсия в художественную школу.

          Введение ребят в мир искусства. Знакомство обучающихся  со школой искусств, с художественно-эстетическим, с музыкальным  и хореографическим отделениями, с работой  преподавателей, с выставочными  детскими работами. Участие в мастер-классе.

          Практическая работа: Выставка работ обучающихся.

5. Экскурсия  в хлебопекарню.

          Беседа с обучающимися о роли хлеба в жизни человека.  Профессия  пекарь, организация и технология изготовления хлеба.

          Практическая работа:  Оформление материалов экскурсии. Пословицы и поговорки о хлебе.

6. Экскурсия в спортивную школу.

          Встреча с директором спортивной школы. Рассказ о  структуре учреждения, о направлениях работы с детьми, о работе творческих и спортивных объединений на базе учреждения. Развлекательная программа с обучающимися. Просмотр детского фильма.

          Практическая работа: Обсуждение фильма.   Оформление  выставки детских рисунков

7. Поездка с детьми в музыкальный театр.

          Беседа с обучающимися о театре, об истории создания первых театров, о театральных профессиях.  Различные театральные жанры. Просмотр   детского музыкального спектакля.

          Практическая работа :  Мини-сочинение  отзыв на просмотренный спектакль.

8.       Экскурсия на промышленное предприятие.

          Беседа с обучающимися о промышленном производстве, об отраслях промышленности. Посещение одного из промышленных предприятий поселка или района.   Продукция промышленного предприятия. Профессии людей, занятых на производстве.

          Практическая работа: Выступление учащихся  на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».

9.       Экскурсия на  станцию юных техников.

          Беседа с обучающимися о детском техническом творчестве, об организации работы станции юных техников, о направлениях деятельности  различных детских творческих  объединений. Посещение выставки детского  творчества.

          Практическая работа :  Изготовление модели транспортного средства.

10.     Экскурсия  в музей

          Беседа с обучающимися о науке и технике, о научных открытиях и  экспериментах,  о научных исследованиях ученых, о практической значимости научных открытий. Посещение экспозиции.

          Практическая работа:  Изготовление игрушки-неваляшки  с использованием закона физики.

11.     Подготовка итоговых работ.

          Беседа с обучающимися о различных формах итоговых работ. Проект, реферат, выступление , исследовательская работа. Выбор различных форм итоговых работ.

          Практическая работа: Написание рефератов, проектов, творческих проектов, исследовательских работ обучающимися.

12.     Итоговая конференция.

 Защита работ обучающихся.  Выставка работ.

          Практическая работа:  Оформление презентаций и выставки работ.

Предполагаемые результаты реализации программы

1) первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

По окончанию 4 класса учащиеся должны знать:

- традиции жителей края

- улицы, расположенные вблизи дома и школы

- основные учреждения культуры, быта, образования своего района, края.

- основные достопримечательности  своего района, края

- основных представителей и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

2) второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

3) третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

- планировать и проводить поисковую работу по созданию генеалогического древа рода, составлять рассказ о героическом прошлом своей семьи и вкладе в культуру родного края.

 4. Формы и виды контроля:

- выставки

- конкурсы, фотоконкурсы

- доклады

- праздники

- викторины

- портфолио

-   школьная научно-практическая конференция

- выставка детских рисунков, поделок прикладного творчества, фотоматериалов

-   сочинения-отзывы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон «Об образовании».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования  второго поколения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 го № 373).
  3. Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество», «Начальная школа».  г. Мытищи Московской области
  6. Журналы «Читаем, учимся, играем»
  7. Буровик А. А. Родословная вещей. - М.: Знание, 1991.

СОГЛАСОВАНО                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания №____                                       Заместитель директора по УВР

 Методического объединения учителей                          ______________О.И. Назарова

   От___августа 2014г.                                                               ______ августа 2014 г.

    ___________О. Н. Чиркина          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...

программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край».

 Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку е...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...