Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Данная программа направлена на изучение младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о героическом прошлом своего рода, о достопримечательностях родного города, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному городу и краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_ekskursii.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой данной Рабочей программы являются:
Закон «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 го № 373).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарт второго поколения).
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
Данная программа направлена на изучение младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о героическом прошлом своего рода, о достопримечательностях родного города, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1-4 классов. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному городу и краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Таким образом, цель настоящей внеурочной программы:
формировать у школьников:
- представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,
- способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
воспитывать:
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, друг к другу.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
- изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;
- развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;
- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально- нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя членом общества. и государства (российской идентичности), чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
Предметными результатами изучения курса являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира Кубани, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий, объем занятий- 2 часа в неделю. Программа предполагает проведение регулярных экскурсий со школьниками (в расчете 2-8 часов на экскурсию и дополнительные часы на обработку экскурсионных материалов).
Предусмотренные программой занятия и экскурсии могут проводиться, как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| Первый год |
|
|
|
1. | Вводное занятие | 4 | 1 | 3 |
2. | Экскурсия в городской парк | 4 | 1 | 3 |
3. | Экскурсия в среднее полное образовательное учреждение | 4 | 1 | 3 |
4. | Экскурсия в художественную школу | 4 | 1 | 3 |
5. | Экскурсия в хлебопекарню | 4 | 1 | 3 |
6. | Экскурсия в библиотеку | 4 | 1 | 3 |
7. | Поездка в музыкальный театр | 4 | 1 | 3 |
8. | Экскурсия на промышленное предприятие | 4 | 1 | 3 |
9. | Экскурсия на станцию юных техников | 4 | 1 | 3 |
10. | Экскурсия в парк Победы | 4 | 1 | 3 |
11. | Подготовка итоговых работ | 20 | 2 | 18 |
12. | Итоговая конференция и выставка . | 8 | 2 | 6 |
| Второй год |
|
|
|
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 |
2. | Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | 0 |
3. | Экскурсия в пожарное депо | 4 | 0 | 4 |
4. | Экскурсия в музей г. Белореченска | 2 | 0 | 2 |
5. | Экскурсия в музей г. Майкопа | 6 | 0 | 6 |
6. | Поездка в Филармонию г. Майкоп | 6 | 0 | 6 |
7. | Поездка в кинотеатр г. Майкоп | 6 | 0 | 6 |
8. | Поездка в Океанариум г. Краснодар | 8 | 0 | 8 |
9. | Подготовка итоговых работ | 14 | 4 | 10 |
10. | Итоговая конференция. | 14 | 4 | 10 |
11. | Подведение итогов года | 4 | 2 | 2 |
| Третий год |
|
|
|
1. | Вводное занятие | 4 | 1 | 3 |
2. | Экскурсия в пожарную часть. | 4 | 1 | 3 |
3. | Экскурсия на железнодорожную станцию. | 4 | 1 | 3 |
4. | Экскурсия в почтовое отделение. | 4 | 1 | 3 |
5. | Экскурсия на промышленное предприятие | 4 | 1 | 3 |
6. | Экскурсия в парк Победы | 4 | 1 | 3 |
7. | Экскурсия в краевой центр | 4 | 1 | 3 |
8. | Экскурсия в музей г. Майкоп | 4 | 1 | 3 |
9. | Экскурсия к мемориальному памятнику героям Великой Отечественной войны | 4 | 1 | 3 |
10. | Экскурсия в музей г. Белореченск | 4 | 1 | 3 |
11. | Подготовка итоговых работ | 20 | 2 | 18 |
12. | Итоговая конференция. | 8 | 2 | 6 |
| ИТОГО | 204 | 42 | 162 |
Примерное содержание курса:
- Вводное занятие.
Подбор педагогом материалов об административно-территориальном делении территории России, об окружающем социуме Белореченского городского поселения , о Белореченском районе, о Краснодарском крае. Знакомство с понятием «социум», «экономика», «инфраструктура», «занятость населения», «культура и быт», «досуг». Подготовка педагогом вопросов о жизни города, района, края. Просмотр фильмов о городе, презентаций о районе, крае. Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
Практическая работа: Составление плана и маршрута экскурсии в соответствии с тематикой экскурсии, разработка индивидуальных заданий каждому участнику экскурсии, подготовка вопросов к экскурсоводам.
2. Экскурсия в Океанариум г. Краснодар
Понятие «экология», «охрана окружающей среды», «роль человека в охране природы». Знакомство с работой экоцентра, с профессиями людей, особенностью деятельности экологического центра. Посещение выставочной экспозиции центра.
Практическая работа: составление отчета об экскурсии. Написание отзывов об экскурсии.
3. Экскурсия в среднюю школу.
Обеспечение программы преемственности в обучении. Развитие социального партнерства между образовательными учреждениями. Совместное спортивно-развлекательное мероприятие с обучающимися школы.
Практическая работа: Оформление фотовыставки и выставки рисунков .
4. Экскурсия в художественную школу.
Введение ребят в мир искусства. Знакомство обучающихся со школой искусств, с художественно-эстетическим, с музыкальным и хореографическим отделениями, с работой преподавателей, с выставочными детскими работами. Участие в мастер-классе.
Практическая работа: Выставка работ обучающихся.
5. Экскурсия в хлебопекарню.
Беседа с обучающимися о роли хлеба в жизни человека. Профессия пекарь, организация и технология изготовления хлеба.
Практическая работа: Оформление материалов экскурсии. Пословицы и поговорки о хлебе.
6. Экскурсия в спортивную школу.
Встреча с директором спортивной школы. Рассказ о структуре учреждения, о направлениях работы с детьми, о работе творческих и спортивных объединений на базе учреждения. Развлекательная программа с обучающимися. Просмотр детского фильма.
Практическая работа: Обсуждение фильма. Оформление выставки детских рисунков
7. Поездка с детьми в музыкальный театр.
Беседа с обучающимися о театре, об истории создания первых театров, о театральных профессиях. Различные театральные жанры. Просмотр детского музыкального спектакля.
Практическая работа : Мини-сочинение отзыв на просмотренный спектакль.
8. Экскурсия на промышленное предприятие.
Беседа с обучающимися о промышленном производстве, об отраслях промышленности. Посещение одного из промышленных предприятий поселка или района. Продукция промышленного предприятия. Профессии людей, занятых на производстве.
Практическая работа: Выступление учащихся на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
9. Экскурсия на станцию юных техников.
Беседа с обучающимися о детском техническом творчестве, об организации работы станции юных техников, о направлениях деятельности различных детских творческих объединений. Посещение выставки детского творчества.
Практическая работа : Изготовление модели транспортного средства.
10. Экскурсия в музей
Беседа с обучающимися о науке и технике, о научных открытиях и экспериментах, о научных исследованиях ученых, о практической значимости научных открытий. Посещение экспозиции.
Практическая работа: Изготовление игрушки-неваляшки с использованием закона физики.
11. Подготовка итоговых работ.
Беседа с обучающимися о различных формах итоговых работ. Проект, реферат, выступление , исследовательская работа. Выбор различных форм итоговых работ.
Практическая работа: Написание рефератов, проектов, творческих проектов, исследовательских работ обучающимися.
12. Итоговая конференция.
Защита работ обучающихся. Выставка работ.
Практическая работа: Оформление презентаций и выставки работ.
Предполагаемые результаты реализации программы
1) первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
По окончанию 4 класса учащиеся должны знать:
- традиции жителей края
- улицы, расположенные вблизи дома и школы
- основные учреждения культуры, быта, образования своего района, края.
- основные достопримечательности своего района, края
- основных представителей и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
2) второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
- соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
3) третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
- планировать и проводить поисковую работу по созданию генеалогического древа рода, составлять рассказ о героическом прошлом своей семьи и вкладе в культуру родного края.
4. Формы и виды контроля:
- выставки
- конкурсы, фотоконкурсы
- доклады
- праздники
- викторины
- портфолио
- школьная научно-практическая конференция
- выставка детских рисунков, поделок прикладного творчества, фотоматериалов
- сочинения-отзывы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон «Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 го № 373).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество», «Начальная школа». г. Мытищи Московской области
- Журналы «Читаем, учимся, играем»
- Буровик А. А. Родословная вещей. - М.: Знание, 1991.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания №____ Заместитель директора по УВР
Методического объединения учителей ______________О.И. Назарова
От___августа 2014г. ______ августа 2014 г.
___________О. Н. Чиркина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"
Программа внеурочной деятельности в 3 классе...
рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"
данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...
Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"
Материал кружка содержит сведения о Самарской области....
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край».
Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку е...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс
Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...