Модифицированная программа внеурочной деятельности «Юный эколог»
рабочая программа по теме

Сафина Рузалия Наильевна

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Юный эколог". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_ekolog.docx54.85 КБ

Предварительный просмотр:

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Юный эколог»

учителя начальных классов, высшей квалификационной категории

Сафиной Рузалии Наильевны

 

Пояснительная записка.

             Модифицированная программа внеурочной деятельности «Юный эколог» разработана для   учащихся 1-х  классов   в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДОО, ФЗ «Об образовании в РФ.  Рабочая программа    направлена на формирование экологической компетентности   обучающихся     способствующему развитию их  личностных, познавательных,  коммуникативных и социальных  качеств.

 В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ!

Актуальность         

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Цель программы:  воспитание нового экологического сознания на основе изучения животных и птиц.

Данная цель достигается  решением следующих задач: 

  Обучающие:

  • дать общие представления о природе;
  • научить правилам обращения с   животным миром;
  • изучение и исследование вместе с детьми конкретных объектов природы (животных и птиц)
  • закрепить умение учащихся работать с литературой.

Воспитывающие:

  • воспитание доброго отношение к окружающему миру;
  • воспитание видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • пробудить у детей чувство любви к природе.

Развивающие:

  • развить интерес ребёнка к науке экологии;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление;
  • развивать чувство красоты.

Особенности программы.

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог», эколого-биологической направленности, составлена  в соответствии с  ФГОС ДОО,ФЗ «Об образовании в РФ», «Устава МБОУ «СОШ№1» г. Тарко-Сале,   примерной программы внеурочной деятельности «Такие знакомые незнакомцы». Автор – составитель  Е.М. Елизарова– Волгоград: Учитель, 2007. – 235с., теоретических основ    исследований возрастной психологии, экологической педагогики и психологии С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина;идей экологической этики В. Е. Борейко;  концепции личностно ориентированного образования В. В. Серикова.

 Внеурочные занятия проводятся в группе   во второй половине дня,    1 час  в неделю (всего - 34 часа).  

Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» состоит   из двух частей:

  • Дикие животные
  • Пернатые жители

     В первой части программы «Юный эколог» дети ближе знакомятся с известными ими животными, изучают их особенности, узнают, чем они полезны для человека.

     Во второй части программы «Юный эколог» речь идет о птицах, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, но знают о них очень мало, зачастую не могут отличить  одну птицу от другой.

    Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

  Общая характеристика курса

      Спецификой курса является   реализация содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.  Курс  направлен на создание  на занятиях эмоционально-положительной творческой атмосферы, организацию диалогического общения с детьми.  

        Программа реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

   Внеурочная программа «Юный эколог» содержит теоретическую и практическую часть.

  Теоретическая часть программы направлена на знакомство с  жизнью животных через диалог, чтение художественной литературы.

        Практическая, деятельностная направленность курса, осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.  

    Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, в парах.  

 Формы организации деятельности детей: фронтальная,  индивидуальная, групповая, парная.  

        Программа внеурочной деятельности «Юный эколог»  предполагает осуществление систематических фенологических наблюдений, раскрывающих экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей,   предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения программы внеурочной деятельности «Юный эколог» являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков,  экологические акции, знакомство с определителями,   составление памяток. Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» предполагает различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, оказание помощи в оборудовании и озеленении   классной комнаты,   участие в организации праздников, выполнение летнего задания.

 Результативность  

Формами подведения итогов и результатов реализации программы  внеурочной деятельности выступают  традиционные экологические праздники:  «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», проекты, презентации  и др.

Место  программы внеурочной деятельности «Юный эколог» в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год , 34 часа.  

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в учебном классе, по 40 минут в 1 классе.

Ожидаемый результат.

  Предметные результаты:

  • иметь представление о  наиболее типичных представителей животного мира России; ЯНАО, Пуровского района.
  • знать какую пользу приносят представители животного мира;
  • знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  • знать  правила бережного отношения к животному миру России. 

Личностные

  • принятие образа «добрый хранитель и защитник природы»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в природоохранной деятельности;
  • уважительное отношение и бережное отношение к природе;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  •  формирование этических чувств,  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие положительной мотивации и познавательного интереса к занятиям по программе  «Юный эколог»;
  •  формирование способности к самооценке, начальных навыков сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса . 1-й год обучения

«Юный эколог»  - 34 часа

                «ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

                Раздел 1.      «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

 Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии),  чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час) 

 Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

 Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»  

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — барсук  (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Животный мир Ямала, его представители, их приспособленность к суровым условиям севера. Праздники народов Севера: как готовятся к ним и как отмечают. Вороний  день. Медвежий праздник.

Раздел 2.  .  «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21.  Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш  добрый сосед - скворец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. «Золотая  птица» — иволга. (1час)

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.   (1час)

  Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут?».

Учебно-тематическое планирование

занятий «Юный эколог»

№п/п

Наименование тем курса

Всего часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата занятия

Теория 0,5 ч

Практика 0,5ч

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

Беседа . Игра  

 

Познавательная игра

  2.   Дикие животные  ( 19 часов)

   

 

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

Беседа, чтение сказки.

Загадки, расшифровка ребусов,  занимательные вопросы,раскраска

 Презентация

Конкурс на лучший герб

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

Беседа, чтение рассказа В Зотова «Лиса»

Загадки,     лепка лисы

Презентация

4

Серый хищник - волк

1

Беседа, чтение сказки В Зотова «Волк»

Загадки, расшифровка ребусов,  занимательные вопросы,раскраска

Презентация

Викторина

5

Хозяин леса - медведь

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Медведь»

Загадки,    занимательные вопросы, чтение стихов, составление портрета «Бурый медведь».

Презентация

6

Любознательный зверёк -белка

1

Беседа чтение рассказа  В Зотова «Белка»

Загадки,    занимательные вопросы, работа в группах – «Собери мозаику»  

Презентация

7

Куница - охотник на белок

1

Беседа, чтение  рассказа В. Бианки «куница за белкой»

Загадки,  отгадывание кроссворда,    творческая работа «Придумай загадку»

Презентация

8

Лесной красавец - лось

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Лось»

Загадки, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

 практическая работа

9

Сердитый недотрога- ёж

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Ёж»

Загадки,    занимательные вопросы, чтение стихов, творческая работа «Вылепи ёжика»

  Диалог, творческая работа

10

Подземный житель - крот

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Земляные холмики»

Загадки,    занимательные вопросы, игра: «Поле чудес»

Презентация

игра

11

Всеядное животное — барсук

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Барсук»

Загадки,скороговорки,  Работа в группах «Собери мозаику»

Творческая мастерская

12

Бобр-строитель

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Бобр»

Загадки, скороговорки ,раскраска

Презентация

13

Запасливый бурундук

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Бурундук»

Загадки,  разгадывание кроссворда   ,раскраска

Презентация

Викторина

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Кабан»

Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Конкурсная программа

15

Мышка-норушка

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова  «Мышка»

Загадки, разучивание стихотворения,   сценка «Теремок».

Инсценирование

16

Рысь - родственник кошки

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Рысь»

Загадки, рисование домашней кошки или рыси.

Творческая работа

17

Соболь - «дорогой» зверёк

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Соболь»

Загадки, игра «Эти забавные животные».

 Заочная экскурсия

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Тигр»

Загадки, расшифровка ребусов,  занимательные вопросы, оригами

Презентация

Викторина

Диалог, практическая работа

19

Косуля - самый маленький европейский олень

1

Беседа, чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасенная косуля»

Загадки, Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

  Игра

20

Обобщающие занятие о диких животных

«Знай животных своего края»

1

Животный мир Ямала, его представители, их приспособленность к суровым условиям севера. Праздники народов Севера: как готовятся к ним и как отмечают. Вороний  день. Медвежий праздник.

 Игра «Отгадай животное по описанию», рассматривание иллюстраций с животными Ямала, сравнение, анализ их внешнего вида, выделение того, что помогло им приспособиться, отгадывание кроссворда. Рассказ о праздновании праздника чистого чума и обряде почитания оленя. Сообщение подготовленными детьми о Медвежьем празднике, чтение о вороньем дне, рисование узора «Оленьи  рога»

Путешествие в тундру

3.   Пернатые  жители  (14 часов)

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Воробей»

Загадки,    занимательные вопросы, раскраска, народные приметы

Презентация

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Ворона»

Подготовка сообщений в группах по плану:

-внешний вид;

-питание;

-места обитания.

Выступления детей.

Презентация

Занятие-дискуссия

23

Ворон - красивая, умная птица

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Ворон»

Загадки, расшифровка ребусов,  занимательные вопросы,раскраска

Презентация

Изо-студия

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Тигр»

Игра «Найди лишнее»,   конкурс на  лучшую составленную загадку о сороке, разучивание скороговорок, разучивание потешек.  

Презентация

Викторина

25

«Лесной доктор» - дятел

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Дятел»

Игра «Найди мой дом»,   скороговорок,  чтение занимательных фактов из жизни дятлов, раскраска.

Презентация

Изо-студия

26

Соловей - «великий маэстро»

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Соловей»

Подготовка сообщений в группах по плану:

-внешний вид;

-питание;

-места обитания.

Выступления детей.

Презентация

Занятие-дискуссия

27

Галка - городская птица

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Галка»

Загадки, расшифровка ребусов,  занимательные вопросы, работа в группах  «Собираем мозаику».

Творческая мастерская

28

Загадочная птица - кукушка

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Кукушка»

Загадки,    занимательные вопросы, раскраска

Презентация

29

«Пернатая кошка» - сова

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Сова»

Загадки, расшифровка ребусов,  занимательные вопросы, выполнение аппликации

Презентация

Творческая мастерская

30

Любимая птица - снегирь

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Снегирь»

 Выполнение аппликации  

Презентация

Творческая мастерская

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Синица»

Загадки, Подготовка сообщений в группах по плану:

-внешний вид;

-питание;

-места обитания.

  Рисование птиц с яркими клювами.

 Занятие-дискуссия, творческая работа

32

Наш добрый сосед - скворец

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Скворец»

Загадки , раскраска

Конкурс скворечников

Презентация

Творческая мастерская

33

«Золотая птица» — иволга

1

Беседа, чтение рассказа  В Зотова «Иволга»

Загадки,    занимательные вопросы, Игра «птичьи расцветки».

Презентация, игра

34

Обобщающее занятие о птицах

1

Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут.

 Конкурсная программа

Материально- техническое обеспечение

  1. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
  2. Простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
  3. Аудио- и видеозаписи;
  4. тексты художественных произведений;
  5. специальные тетради, альбомы;
  6. таблицы, плакаты;
  7. видеофильмы ;
  8. Мультимедиа проектор, доска;
  9. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок;
  10. Персональный  компьютер, принтер;
  11. Ноутбуки (ПК для учащихся).

Литература.

При составлении программы использованы методические пособия:

  1. «Такие знакомые незнакомцы».   (Е.М. Елизарова– Волгоград: Учитель, 2007.)  
  2. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
  3. «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
  4. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  5. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  6. Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  7. Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  8. Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  9. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  10. Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
  11. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
  12. Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  13. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.
  14. Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2001.
  15. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
  16. Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
  17. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  18. Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа внеурочной деятельности....

Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"

Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...

Презентация программы внеурочной деятельности "Юный эколог"

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по теме"Экологическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС". Презентация программы внеурочной д...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"

рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...