Календарно-тематическое планирование "Край родной" 2 класс.
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование "Край родной" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_rodnoy_2kl.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

(АОУ ШКОЛА № 10)

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ___________

Исаева Е.Г.

«__________» 2017 г.

РАБОЧАЯ

 ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

«Край родной»

      2 в класс

 Составитель: Фокина Марина Павловна,

                                                   учитель высшей категории.                                          .                                          

                     

2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования АОУ школы № 10, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.  

    Система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

 Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 Программа внеурочной деятельности «Край родной » является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изучение родного края -  это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.

    Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.  Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории своей  семьи. Все  это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,  развитие  способностей  учеников.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы:  формирование осознанного отношения детей  к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

-формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

-приобретение знаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

-научить видеть и понимать красоту живой природы;

сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

-сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

развивать потребности общения с природой;

развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

-системность и последовательность занятий; обеспечение преемственности обучения;

-научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

-доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

-наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

-деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

-активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

-прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

-принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

-события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;

-представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

-формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

-вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

Методы работы:

-словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

-наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций;

-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, проекты.

     В соответствии с  планом внеурочной деятельности занятия проводятся 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.

.  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.  

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.

Объекты изучения:

История: история  своей  семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели  и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.  

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.

Родной город-10 часов

Моя школа и  традиции -8 часов

Природа родного города (растительный мир, животный мир, климат  и др.)- 10 часов  

Водоемы родного края -6 часов

Научные кадры родного края- 6 часов

Поисково-исследовательская работа на территории родного края- 6часов  

Мои известные земляки- 6 часов

Культурно - историческое наследие родного края -8 часов

Профессиональная составляющая города –8 часов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  Первый уровень результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками  знаний о своем   городе,  о родной школе, крае, элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории. Духовно-нравственные приобретения получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

  Второй уровень результатов (формирование позитивного отношения школьниками к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.

  Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия ) : формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-4классов, презентации проектов.

Программа кружка "Край родной " способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№/п

Тема

Сроки

1-2

Введение в курс «Край родной». Наша школа и ее традиции.

04.09-08.09

3-4

Путь от школы до дома. Пр. занятие.

История моей улицы.

11.09-15.09

5-6

Достопримечательности моего города. Творческое занятие «Делимся впечатлениями».

18.09-22.09

7-8

Традиции моего города.

25.09-29.09

9-10

Осень в моем городе. Экскурсия. Сбор природных материалов. Практическое занятие.

02.10-06.10

11-12

Природные символы в гербах городов Подмосковья.

09.10-13.10

13-14

Экскурсия по городу Долгопрудному.

23.10-27.10

15-16

Растительность нашего края. Творческое занятие.

30.10-10.11

17-18

Животные Подмосковья. Творческое занятие.

13.11-17.11

19-20

Красная книга Подмосковья. Викторина.

20.11-24.11

21-22

Мой край на карте.

04.12-08.12

23-24

Мой край богат талантами. Творческий конкурс.

11.12-15.12

25-28

Экскурсия в краеведческий музей г. Долгопрудного.

18.12-29.12

29-30

Викторина «Я знаю свой город».

11.01-12.01

31-32

Наш театр «Город». Посещение театра.

15.01-19.01

33-34

Чем я занят после школы.

Мой город зимой.

22.01-26.01

35-36

Посещение Центральной детской библиотеки.

29.01-02.02

37-42

Экскурсия в Политехнический музей.

05.02-22.02

43-44

Мои известные земляки.

Профессии моих родителей.

26.02-28.02

45-46

Посещение театра «Семья».

05.03-09.03

47-48

Урок-игра «Угадай ,чей голосок?» Покормите птиц.

12.03-16.03

49-50

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Художники нашего города.

19.03-23.03

51-52

Посещение выставки картин в ДК «Вперед».

02.04-06.04

53-54

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

09.04-13.04

55-60

Экскурсия в музей Космонавтики.

16.04-1105

61-62

В мир космоса. Творческий конкурс.

Устный журнал «Герои Великой Отечественной войны».

14.05-18.05

63-64

Посещение отчетного концерта в Школе Искусств.

21.05

65-66

Экология нашего края. Экологический десант.

25. 05

67-68

Итоговое занятие по курсу «Край родной»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 1.Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. – Край Московский. Атлас – М.: Ювента, 2012.

2. Греханкина Л.Ф.  География Московской области (методические рекомендации по изучению курса) . М. ИПК и ПРНО МО 1993г.

3.Греханкина Л.Ф.  От регионального компонента содержания - к регионализации образования, ж-л «Мир образования, образование в мире»,М.,2001г.,№3.

4.Греханкина Л.Ф.  Родное Подмосковье 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. М. МГОУ, 2003.    

5.Заветное преданье поколений (Москва в русской поэзии), составитель В.Б.Муравьев. М. 1997г.

6.Клепинина З.А., Клепинина Е.В. – Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению – М.: Ювента, 2007.

7.Край наш Московский. Учебное пособие,. М., Экопрос.,1997 г.

8.Материалы по географии и экологии Московского региона. Пособие и рабочая тетрадь для учащихся. М. Экопрос. 1995, 1996 гг.

9.Москвоведение ( география Москвы и Московской области) .Пособие для учащихся 8-9 классов. /под. Редакцией Алексеева А.И. . М. Экопрос. 1994г.

10.Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И. Зубова). М.1997г.По Москве  под редакцией Н.А.Гейнеке). М.1991г.

11.Природные памятники Москвы и окрестностей. Карта. М.,МГУ, 1997.

12.Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. М. МИРОС. 1993г.

13.Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. – М.:  Современные тетради, 2003.

Оборудование

  1. Рабочее место учителя: ноутбук, проектор, экран.
  2. Карты, глобус, коллекции растений, насекомых, минералов.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания   ШМО  учителей начальных классов

 от 28.08. 2017г.  №1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ___________  (Е.Г.Исаева )

«__________» 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" с применением УУД

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ...

календарно-тематическое планирование самопознание 2 класс

№ по порядку№ урокаТемаКол-во часовДатаПримечание(корректировка даты)Основные понятияФормыконтроляДомашнее задание  Радость познания 8ч     11Наполним радостью ...

Развернутое календарно-тематическое планирование "2100" 1 класс

Развернутое планирование 1 класс "Школа 2100" ФГОС...

Календарно- тематическое планирование в 1 классе по программе Б.М.Неменского

Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе- 1час в неделю...

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы  УМК "Школа России"...