Внеурочное занятие
рабочая программа (4 класс) на тему

Горелик Наталья Анатольевна

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить  моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-peshehod_i_passazhir_1-4.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Содержание факультативного курса

3.Тематическое планирование

4.Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» для 1-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Приказ  Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.20 №2014 №1598, зарегистрированный Минюстом России 03.02.2015 года №35847, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный № 35850

УМК:

- Примерные  программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2014;

-  Д.В. Григорьев,  П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2014.

Программа реализуется в объеме 135 часов. В 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах по 34 часа в год (1 час в неделю).  

Цель: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-обучение школьников ПДД;

-обеспечение гармоничного, эстетического  и физического воспитания;

- развитие творческих способностей;

-формирование общечеловеческих  нравственных ценностных ориентаций ;

-привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП;

- формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить  моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса «Я-пешеход и пассажир»

1-й класс

Личностные результаты: 

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

•        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

•        учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

•        находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

•        оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);  

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Предметные результаты:

  • Знать элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение  бордюра и пешеходных ограждений;
  • знать что такое остановочный путь, его составляющие;
  • знать что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами;
  • знать правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.

2-й класс

Личностные результаты:

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Ты -  пешеход и пассажир»»;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

•        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

•        учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

•        находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

•        Коммуникативные УУД:

•        оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);

•        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

  • Знать что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них;
  • знать значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам;
  • знать значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
  • знать назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.

 3-4-й классы

Личностные результаты

•        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

•        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Ты -  пешеход и пассажир»»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

•        

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•        самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

•        составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

•        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

•        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);

•        пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;

•        осуществлять анализ и синтез;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

•        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        задавать вопросы, находить ответы.

Предметные результаты:

  • Знать правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе;
  • знать правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта;
  • знать особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути;
  • знать типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части;
  • знать  безопасный путь в школу;
  • знать где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах;
  • знать возможности и особенности своего зрения и слуха. 

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности ученика (на уровнем учебных действий)

1.

«Улица полна неожиданностей».

45

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам). Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения?»

Организация экскурсии. Наблюдения во время экскурсии: название улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные задания: понаблюдать, как водители и пешеходы выполняют ПДД.

Разработка безопасного маршрута движения в школу и домой.

Игра-конструирование «Улица города».

Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Дидактическая игра «Можно – нельзя».

Подвижная игра  «Гуськом» (командная игра-соревнование – кто быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их). Заполнение таблицы «Характеристика дорог».

2.

«Наши верные друзья».

37

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД.

Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках.

Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего). Моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «как переходить перекрёсток».

Рассматривание иллюстраций – защитного оборудования в автомобиле

(детское кресло, ремни и подушки безопасности). Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе. Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком.

Сюжетная игра  «Поедем к маме…». Роли: девочка, мальчик, незнакомец. Незнакомец

 должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему.

Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители,

экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».

Задания на классификацию транспорта по признакам: городской – сельский,

 воздушный – водный – наземный – подземный, пассажирский – грузовой.

Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «как нужно вести себя на дорогах».

3.

«Это должны знать все»

53

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь – людей насмешишь»,  «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех». «Семь раз отмерь, один отрежь», Торопись, да оглядывайся». Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».

Обсуждении ситуации «Если бы на свете отменили все правила». Ролевая игра

 «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметка «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!»

Дидактическая игра «Найдём знаки», ролевая игра «Расскажи малышу,

как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем – отвечай»

 (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы).

 Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Ролевая игра

«Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала).

 Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила

 езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Улица полна неожиданностей

12

12

11

10

2.

Наши верные друзья

11

8

9

9

3.

Это должны знать все

10

14

14

14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

 ______________/____________/

                          ФИО

Протокол №_______

от «___»____________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МБОУ «Средняя школа № 4»

______________/Глазкова Н.А./

                          ФИО

 «___»___________2017 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Средняя школа № 4»

__________________/Перевалова О.В./

                          ФИО

Приказ №_______

 от «___»____________2017 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по курсу «Я пешеход и пассажир»

Уровень общего образования:

начальное общее образование, 4 классы

Количество часов -  134

                             

Составитель: Горелик Н.А.

Ачинск,  2017

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

(указывается номер недели)

Дата факт

(указывается фактическая дата проведения)

Улица  полна неожиданностей (10)

1.

Безопасность пешеходов.

1

2.

Виды транспортных средств

1

3.

Проезд специальных транспортных средств.

1

4.

Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.

1

5.

Знаем ли мы правила дорожного движения

1

6.

Нерегулируемые перекрестки

1

7.

Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах

1

8.

Разбор дорожной ситуации на макете

1

9.

 Основные понятия и термины ПДД

1

10.

 «Дисциплинированный пешеход»

1

Наши верные друзья (9).

11.

Предупредительные сигналы

1

12.

Дорожные знаки и их группы.

1

13.

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам

1

14.

 «Путешествие в Страну дорожных знаков»

1

15.

Светофорное регулирование

1

16.

Регулировщик и его сигналы

1

17.

Сигналы регулировщика.

1

18.

Знатоки правил дорожного движения.

1

19.

Знатоки правил дорожного движения.

1

Это должны знать все (14).

20.

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

1

21.

Движение обучающихся группами и в колонне.

1

22.

 «Я – пешеход»

1

23.

Перевозка людей.

1

24.

Перевозка людей.

1

25.

Труд водителя.

1

26.

Когда ты становишься водителем.

1

27.

Когда ты становишься водителем.

1

28.

Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.

1

29.

Где можно и где нельзя играть.

1

30.

Причины возникновения ДТП.

1

31.

Создание буклета «Помни, пешеход!».

1

32.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге

1

33.

Мы  соблюдаем ПДД

1

34.

Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...