Декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников в детском творческом объединении.
учебно-методический материал на тему
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.41 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Телефон: 8 (800) 555-30-69
E-mail: www.razvitum.org
Дипломная работа
Тема: Декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников в детском творческом объединении.
Программа переподготовки: Педагогика дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)
Выполнил:
Дедяева Елена Геннадьевна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДЮЦ «Ритм»
САНКТ-ПЕТРЕБУРГ
2016 год
Содержание
Введение
Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся. Основные компоненты системы эстетического воспитания.
1.1 Сущность эстетического воспитания школьников в дополнительном образовании.
1.2 Структура, средства и методы эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования.
1.3 Роль художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования.
Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников с помощью декоративно-прикладного искусства.
2.1 Сущность понятия декоративно-прикладное искусство.
2.2 Дополнительная образовательная программа «Вязание крючком».
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические принципы и подходы к эстетическому воспитанию.
Степень научной разработанности. Философской основой для рассмотрения вопросов нравственно-эстетического воспитания явились труды Э.Канта, Н.Бердяева, И.Ильина, В.Соловьева, П.Сорокина, П.Флоренского, раскрывающих смысл творчества, роль и место искусства в жизни человека, человеческих отношений.
Проблемам развития творческих умений учащихся в учебной эстетической деятельности уделено внимание в работах и исследованиях педагогов и психологов (А.Банфи, Н.С.Боголюбова, И.П.Волкова, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьева, В.С.Кузина и др.), в исследованиях по проблемам эстетического развития и воспитания (М.С.Кагана, Т.Я.Шпикаловой и др.).
Все исследователи отмечают большие возможности для нравственно- эстетического развития в художественно- творческой деятельности у детей, различные подходы и возможности при создании художественных образов, выражении своего отношения к окружающему миру. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы.
Цель данной работы – представить и обосновать принципы и подходы эстетического воспитания школьников через призму декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования – эстетическое воспитание школьников.
Предмет исследования – педагогические условия использования средств искусства в целях эстетического воспитания школьников.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
- рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию ведущих исследователей, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;
- изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;
- выявить место декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания школьников;
- представить способы и приемы эстетического воспитания детей в учреждении дополнительного образования.
Методы исследования, применяемые в данной работе, сводятся, прежде всего, к методу сбора информации путем анализа литературы, наблюдения за поведением детей на занятиях и регистрации этих наблюдений.
- анализ литературы по теме исследования;
- изучение опыта учителей практиков в рамках эстетического воспитания;
– проектирование и анализ собственной образовательной практики;
– наблюдение.
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
1.1 Сущность эстетического воспитания школьников в дополнительном образовании.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль
Среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.
Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"
Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Существует различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А. Григорович. Б.М. Неменский придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания".
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, можно считать, что наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: "Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерна сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».
Эта цель также отражает и особенность художественно-эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" - отмечает О.К. Ожерельева.
Вторая задача художественно-эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими".
Одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
1.2 Структура, средства и методы эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования.
Цели, задачи, содержание, организация и осуществление процесса художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования в нашей стране регулируются соответствующими нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании РФ», Федеральным законом «О дополнительном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (2012 г.), Концепция художественного образования (2001 г.), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.) и др.
На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, нормативно-правовых документов была конкретизирована структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей.
В данную структуру входят:
- художественное воспитание, основанном на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства»;
- эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности».
Усиливает значение составляющих данной структуры их реализация через программы дополнительного образования.
Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.
Задачами художественно-эстетического воспитания являются:
- формирование гармоничной личности;
- развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
- формирование идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
- побуждение к развитию творческих способностей.
Средства художественно-эстетического воспитания:
- эстетическое общение;
- природа;
- искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
окружающая предметная среда;
- самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
- разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
- разные виды труда детей.
Средствами художественно-эстетического воспитания выступают:
- изобразительное искусство (живопись, скульптура);
- драматургия (театр);
- архитектура;
- литература;
- телевидение, СМИ;
- музыка различных жанров;
- природа.
Эффективные методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и к отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
К методам художественно-эстетического воспитания относятся: личный пример, беседы, занятия в кружках, студиях, экскурсии, посещение театра, выставок, музеев, фестивалей и др.
Формами организации эстетического воспитания детей являются игровая деятельность, занятия, экскурсии, праздники, творческая деятельность. Художественно-эстетическая деятельность основана на принципах развития, индивидуальности, творчества и успеха, поддержки и доверия, ответственности, на принципе интеграции, культуросообразности, преемственности, на принципе практикоориентированности, связи с жизнью,
на принципе нравственности, связи обучения и развития.
1.3 Роль художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования.
Необходимо отметить особое значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования, которое представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:
- оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;
- процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;
- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;
- дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации;
- разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре: однопрофильные (на примере художественно-эстетического направления) (музыкальные и художественные школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и т.п.) и многопрофильные учреждения (Дворец творчества юных, центр дополнительного образования и т.п.).
Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание личности, осуществляемое средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.
Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания.
В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы.
Художественно-эстетическое воспитание в учреждениях дополнительного образования детей рассматривается
- как социальное явление,
- как сложный многоуровневый процесс и
- как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.
Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности понимается как социальное явление, многоуровневый процесс и организованная художественно-эстетическая деятельность, направленная на формирование у детей (через «погружение» в этнокультуру) способности к эстетическому преобразованию окружающей действительности.
Художественно-эстетическое воспитание влияет на личность ребенка средствами искусства в совокупности различных его областей, представленными в учреждении дополнительного образования, служащим ключевым фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность учащегося.
Сегодня художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей может и должно функционировать как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в образовании - это не только комплект программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства. Образовательная среда, в особенности в системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.
Качество художественно-эстетического образования определяется общими тенденции и условиями развития и функционирования российской культуры:
- изменение социальной политики государства,
- создание программ, направленных на «инвестиции в человека» и усиление человеческого капитала.
- усиление позиций массовой культуры,
- снижение роли художественно-эстетической подготовки ученика в общеобразовательной школе,
- ослабление роли семьи в нравственном и эстетическом воспитании,
- как следствие упрощение художественного вкуса представителей молодого поколения, выросшего в отлучении от богатейших культурных традиций города и региона.
Развитие художественно-эстетического образования осложняется негативными тенденциями, среди которых:
- отсутствие эффективной системы обновления художественно-эстетических образовательных услуг с учетом инноваций в современном российском образовании;
- устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования,
- отсутствие финансовых нормативных муниципальных услуг в сфере культуры;
- отсутствие эффективной внутренней системы повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования,
- старение кадрового состава, консервативность кадров, отсутствие системы поиска и привлечения творческих инициативных специалистов-новаторов;
- нацеленность дополнительного образования на формирование у детей технических навыков и умений,
- недостаточная направленность содержания и технологий обучения в школах искусств на актуализацию воспитательного потенциала художественно-эстетического материала, формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, становление духовно-нравственных качеств личности;
- недостаточное взаимодействие различных субъектов художественно-эстетической сферы, систем общего и дополнительного образования, учреждений организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки;
- отсутствие научного, методического и информационного сопровождения системы художественно-эстетического образования детей.
Развитие художественно-эстетического воспитания детей позволит:
- сформировать единое художественно-эстетическое образовательное пространство;
- обеспечить оптимальное взаимодействие систем общего и дополнительного образования, учреждений, организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки на развитие системы художественно-эстетического образования детей;
- создать систему непрерывного художественно-эстетического образования «ДОУ, школа, суз, вуз»;
- обеспечить подрастающему поколению свободу выбора и доступности различных сфер направлений художественно-эстетического образования, удовлетворить потребность в самореализации творческого потенциала личности;
- создать востребованную систему художественно-эстетического образования, устойчивую к внешним социально-экономическим воздействиям;
- сохранить и модернизировать систему образовательных учреждений художественно-эстетической направленности;
- повысить профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, работающих в системе художественно-эстетического обучения и воспитания детей;
- актуализировать духовно-нравственный потенциал художественного наследия и культурных традиций территорий, реализовать воспитательный потенциал искусства как средства формирования нравственных принципов и идеалов личности и общества;
- повысить уровень воспитанности подрастающего поколения, создать условия для становления гражданской позиции и самореализации личности средствами искусства в современных социально-экономических условиях;
- совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области культуры искусства;
- обновить содержание и технологии художественно-эстетического образования с учетом развития массовых коммуникаций на основе интеграции традиционных и современных видов искусств, с использованием современных медиасредств и медиатехнологий.
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
2.1 Сущность понятия декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Произведения ДПИ составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.
Они обычно тесно связаны с архитектурно -пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс.
Возникнув в глубокой древности и в течение многих веков развиваясь, ДПИ стало одной из важнейших областей народного творчества, ее история связана с художественным ремеслом, художественно промышленной деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. А с началом XX века с художественным конструированием.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу или по технике выполнения. Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Художественная творческая деятельность – это практическая и теоретическая работа, благодаря которой создаётся нечто новое, неповторимое и оригинальное, соответствующее художественным критериям. Но данную категорию не следует оценивать и измерять лишь конкретными результатами. Творческой является и деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром и потенциалом человек.
Декоративное творчество - процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразование их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.
В народном декоративно-прикладном искусстве выделяют функции:
практическая, обрядовая, эстетическая, воспитательная.
Однако основная функция изделий – быть полезными и красивыми.
Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:
- утилитарность, практическая принадлежность;
- синкретичность или нерасчлененность различных сторон культуры народа
- (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения), сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий;
- коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;
- традиционность характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;
- реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.
Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее: народное искусство — своеобразный катализатор детского творчества; произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Ознакомление обучающихся с народным искусством проходит несколько фаз. Подготовительная фаза- это накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев.
Аналитическая фаза подразумевает активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа. Творческая фаза- самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества. Оценочная предполагает сравнение и оценку произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.
Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:
- стадия целостного изучения. Дети воспринимают целостный образ произведения;
- стадия константности. Дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;
- стадия структурности. Дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;
- стадия осмысленности. Дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;
- стадия избирательности. Каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.
При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи:
двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);
аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;
субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведения народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).
Творчество учащихся может быть выражено тремя уровнями:
воспроизводящая деятельность, воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода, творческая деятельность.
Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе: мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе) ;мотив престижа (учащиеся стараются, занять достойное место в группе, коллективе);познавательный интерес (любознательность); мотив долга (готовность работать в области избранной профессии); мотив влияния уважаемого человека; мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей).
Для реализации художественно-творческой деятельности необходимы следующие условия: окружающая среда (одежда, помещение); насыщенность быта произведениями искусства; самостоятельная активная деятельность детей; осуществления индивидуального подхода к ребёнку.
Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее. Народное искусство — своеобразный катализатор детского творчества, в народном искусстве собран
традиционный художественный опыт поколений, произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Развитие детского декоративно-прикладного творчества проходит в трех направлениях: знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;
обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров; развитие детского декоративного творчества.
Выделяют два направления обучения декоративно-прикладному искусству:
Первое направление преследуют цель «обучения» - снабжение личности знаниями по народному творчеству (его видам, центрам, системам нравственно-эстетических ценностей, мастерам творчества, а также и по теоретическим вопросам судеб художественной культуры, перспектив ее развития). Второе направление ставит цель не столько «обучить», сколько «приучить», т.е. помочь далее развить эстетическую потребность общения с народной художественной культурой.
Задачи по формированию у детей интереса к народно - прикладному искусству ставятся следующие: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, бытом и традициями русского народа; прививать эстетический вкус, способствовать развитию у детей художественно-творческих способностей, усвоению эталонов красоты; развивать мышление, внимание, память, воображение через художественно-творческую деятельность; воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.
В результате освоения декоративно-прикладного искусства у детей развиваются положительные эмоциональные чувства (радость, восхищение, восторг), развиваются образные представления, мышление, воображение,
активизируется созидательная деятельность, формируются художественные и интеллектуальные способности.
Существует многоступенчатая система обучения декоративно-прикладному творчеству:
1 ступень обучения (элементарное образование) - это занятия изобразительного искусства как благодатная почва для развития творческого мышления учащихся и формирования потребности к творческому самовыражению.
2 ступень обучения – школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени обучения, построена на принципе желания учащихся и добровольности посещения.
3 ступень обучения – это элитарное обучение – творческая мастерская как творческая лаборатория, создающая предпосылки для творческого формирования личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий возможность дальнейшего обучения в художественных училищах и вузах.
2.2 Дополнительная образовательная программа «Вязание крючком».
Для успешного обучения в системе дополнительного образования необходима рабочая программа объединения. Многие педагоги разрабатывают авторские программы. На занятиях творческого объединения «Вязание крючком» я использую разработанную мной программу «Вязание крючком».
Пояснительная записка
Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. Учить ребенка этому виду деятельности лучше в раннем возрасте, когда он осваивает множество мелких операций. В это время дети особенно интересуются технологическими процессами, приобретают знания, умения и навыки по выполнению различных трудовых приемов.
В последнее время одежда из трикотажа приобрела особую популярность. Однотонные и меланжевые, ажурные и орнаментированные вещи ручной вязки могут удовлетворить самый изысканный вкус. При этом связанное изделие несет на себе неповторимую индивидуальность, хранит тепло рук мастерицы, что придает ему особую прелесть и нередко поднимает до уровня художественного произведения.
При овладении приемами вязания дети приобретают навыки, необходимые для обучения в школе: развивают образное и пространственное мышление, моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами.
Настоящая программа имеет художественную направленность и разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Вязание крючком» и посвящена знакомству с основными техниками вязания крючком и декорирования готовых изделий.
Актуальность образовательной программы «Вязание крючком» в том, что она разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быструю результативность и творческое развитие детей, что в свою очередь позволит повысить интерес к вязанию и сохранить вновь прибывших детей в объединение.
Новизна программы заключается в том, что обучающийся может проявлять самостоятельность в выборе вариантов изделий для изготовления в рамках каждой темы, что даёт возможность построения индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка в зависимости от его интересов, способностей и первоначальных навыков.
Цель программы –духовно- нравственное, художественно- эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры и народных промыслов.
Образовательные задачи:
- приобщить к народным традициям;
- научить выполнять узор с помощью раппорта;
- научить основным приемам ручного вязания.
- закрепить и расширить знания, полученные на уроках: технологии, ИЗО, природоведения и истории;
- вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие задачи:
- развить у учащихся трудовую сноровку, мелкую мускулатуру пальцев, усидчивость, терпение, потребность доводить начатое до конца;
- развить эстетическое чувство, формировать художественный вкус;
- развитие мышления (логическое мышление, внимание, память);
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
- формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.
Воспитательные задачи:
- привить трудолюбие, как качество личности, независимо от индивидуальных способностей и будущей профессии;
- пробудить глубокий интерес учащихся к процессу работы, приносящего, высшую радость – радость творчества;
- привить детям бережное отношение к оборудованию, инструменту и соблюдение правил ТБ.
Возраст обучающихся: 6– 15 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Программа обучения рассчитана на 144 часа. Продолжительность занятий – по 2 часа 2 раза в неделю. После каждого занятия 10-ти минутные перерывы.
Количество обучающихся в группе от 12 человек. Эта норма позволяет держать группу в поле внимания и, хотя бы на короткое время, проводить индивидуальную работу с каждым учащимся.
Ожидаемые результаты:
1.Развитие творческих способностей детей, приобретение ими начальных практических навыков по изготовлению изделий крючком и спицами.
2.Приобретение детьми знаний о народных промыслах, развитие интереса к рукоделию и декоративно-прикладному творчеству.
3.Участие детей в конкурсах и выставках декоративно-прикладного
искусства, в творческих отчетах и других мероприятиях УДО.
Формы подведения итогов:
-открытые занятия и мастер-классы;
-участие в региональных, муниципальных выставках и конкурсах;
-результаты регулярного тестирования, проводимого педагогом
II. Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы | Общее количество часов | Теоретическое занятие | Практическое занятие |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Основная техника вязания крючком | 16 | 2 | 14 |
3 | Упражнения из столбиков и воздушных петель | 6 | - | 6 |
4 | Вязание квадратов | 12 | 2 | 10 |
5 | Вязание по кругу | 12 | 2 | 10 |
6 | Вязание подставки под приборы | 12 | 2 | 10 |
7 | Вязание прихватки | 8 | - | 8 |
8 | Вязание сумочки | 14 | 2 | 12 |
9 | Вязание сувениров, игрушек | 18 | 2 | 16 |
10 | Вязание салфеток | 16 | 2 | 14 |
11 | Кружева | 8 | 2 | 6 |
12 | Вязание каймы | 4 | - | 4 |
13 | Вязание декоративных украшений | 10 | - | 10 |
14 | Выставки, ярмарки | 6 | - | 6 |
Итого: | 144 часа | 18 | 126 |
III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел. Тема занятия. | Теоретическое содержание занятия | Количество часов | Практическая деятельность обучающихся | Количество часов | Требования к знаниям и умениям обучающихся по данному разделу (группе тем) | |
Обучающийся должен знать | Обучающийся должен уметь | |||||
Вводное занятие | История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке, расписанием занятий. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Основные приёмы вязания крючком. Демонстрация наглядного материала. . Беседа о правах и обязанностях обучающихся в объединении, о правилах поведения на занятиях. | 2 | - правила поведения на занятиях, -расписание занятий, - названия материалов и инструментов для вязания, - оборудование мастерской, - правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами, правила противопожарной и электробезопасности, - требования к организации рабочего места, | |||
Основная техника вязания крючком | Воздушные петли. Столбик без накида, соединительная петля. Столбик с 1 накидом. Столбики с 2,3,4 накидами. .Группа столбиков из 1 петли. Скрещенные столбики. Объединённые столбики( шишечка). Рельефный столбик | 2 | Предварительная диагностика знаний, умений и навыков обучающихся. Вязание простых изделий: подставка из воздушных петель, цветок ромашка. | 12 | -основные приёмы вязания крючком - названия инструментов и материалов для вязания крючком; - правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, | Четко выполнять основные приемы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, столбик без накида, полустолбик, столбик с 1,2,3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2,3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли. |
Упражнение из столбиков и воздушных петель | Условные обозначения столбиков и воздушных петель. Демонстрация и чтение схем упражнений. | Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем упражнений. Выполнение упражнений. | 6 | -основные приёмы вязания крючком; -способы введения крючка в петлю; -условные оозначения; - правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, | -набрать петли; - выполнять основные приёмы вязания крючком; -пользоваться схемами; -закрыть петли последнего ряда. | |
Вязание квадратов | Демонстрация образцов в виде квадрата, особенности вязания квадрата, знакомство с понятием «раппорт», способы соединения мотивов | 2 | Чтение схем квадратов, вязание основного квадрата, вязание квадратных мотивов, вязание цветных квадратов, соединение мотивов | 10 | условные обозначения ; - понятие «раппорт» | - читать простые схемы и вязать по ним узор; -уметь составить схему рисунка; -соединить мотивы; |
Вязание по кругу | Знакомство с техникой вязания круга, прибавление петель, демонстрация круглых изделий (прихватки, салфетки, подставки), использование круглых мотивов. | 2 | Вязание круга из столбиков с накидом, круглых мотивов из столбиков без накида и столбиков с накидом, соединение круглых мотивов | 10 | Условные обозначения ; - понятие «раппорт»; -способы прибавления петель; | - читать простые схемы и вязать по ним узор; -уметь составить схему рисунка; -соединить мотивы; |
Вязание подставки под приборы | Знакомство с основами материаловедения и дизайном вязаных изделий; Демонстрация способов оформления изделия; | 2 | Вязание круглых подставок. Вязание большой круглой подставки. Декорирование готового изделия. | 10 | - основы материаловедения, -основы дизайна вязаных изделий; - способы оформления изделия; | - рассчитать количество петель; - пользоваться схемами и описаниями; -оформить готовое изделие; |
Вязание прихватки | Вязание круглых и квадратных прихваток, подбор материалов и инструментов для работы, оформление изделия. | 8 | - основы материаловедения, -основы дизайна вязаных изделий; - способы оформления изделия; | -Подобрать крючок и нити, -рассчитать петли, -вывязывать и украшать изделия. | ||
Вязание сумочки | Демонстрация готовых изделий, слайдов и фото из журналов, способы оформления готового изделия. | 2 | Вязание сумочки по схеме, подбор материалов и инструментов для работы, оформление изделия, анализ выполненных работ. | 12 | -условные обозначения; -терминологию вязания крючком; -основы дизайна вязаных изделий | Подобрать крючки и нити, -рассчитать петли, -вывязывать и украшать изделия. - пользоваться схемами и описаниями; |
Вязание сувениров, игрушек | Беседа «Роль игрушек в нашей жизни», виды игрушек, демонстрация образцов вязаных игрушек, слайдов и фотографий. Убавление и прибавление петель. Оформление готового изделия. | 2 | Вязание игольницы, карандашницы, игрушек. Убавление и прибавление петель. Сборка игрушки. Оформление готового изделия. | 16 | способы и приёмы вязания игрушки; - способы убавления и прибавления петель; | Подобрать крючки и нити, рассчитать петли, работать со схемой и описанием модели, -вывязывать, собирать и украшать изделия. |
Вязание салфеток | Беседа «Декоративные изделия в нашем доме», виды салфеток(круглые, овальные, из мотивов, квадратные), демонстрация образцов, техника вязания салфеток, чтение схем по условным обозначениям. | 1 | Выбор модели для вязания, подбор материалов и инструментов, чтение схемы, вязание круглых и квадратных салфеток | 17 | способы и приёмы вязания круглых и квадратных салфеток; - условные обозначения | Подобрать крючки и нити, рассчитать петли, -вывязывать и украшать изделия. - пользоваться схемами и описаниями; |
Кружевное вязание | Презентация «Из истории кружева», демонстрация образцов, техника вязания кружева, последующая обработка изделия (способы крахмаления ) | 1 | Выбор модели для вязания, подбор материалов и инструментов, чтение схемы, вязание кружевных воротничков, пояса, | 7 | -способы и приёмы вязания кружева; - способы убавления и прибавления петель; -условные обозначения | Подобрать крючки и нити; -рассчитать петли, -вывязывать и украшать изделия; - пользоваться схемами и описаниями; накрахмалить готовое изделие |
Вязание каймы | Виды каймы, использование каймы в быту, техника вязания , чтение схем по условным обозначениям. | 1 | Выбор модели для вязания, подбор материалов и инструментов, чтение схемы, вязание каймы, декорирование изделий с помощью каймы. | 3 | способы и приёмы вязания кружева; - способы убавления и прибавления петель; -условные обозначения; | Подобрать крючки и нити; -рассчитать петли, -вывязывать и украшать изделия; - пользоваться схемами и описаниями; |
Вязание декоративных украшений | Выбор модели для вязания, подбор материалов и инструментов, чтение схемы. Вязание кулонов, подвесок, цветов. | 10 | способы и приёмы вязания декоративных украшений; - способы убавления и прибавления петель; -условные обозначения; | Подобрать крючки и нити; подобрать модель,подходящую по цвету и форме к костюму, -рассчитать петли, -вывязывать и украшать изделия; - пользоваться схемами и описаниями; | ||
Выставки, ярмарки | Выбор моделей для выставок и ярмарок, оформление стендов, награждение обучающихся. | 6 | Оформить свою работу, представить её зрителям. |
IV. ПЛАН МАССОВОЙ РАБОТЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ
№ Название мероприятия Количество часов
1 Экскурсии в районную детскую библиотеку 4
2 Мастер-классы лучших обучающихся 4
3 Дни именинника 4
ВСЕГО 12 часов
V. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№ Название мероприятия
Сроки проведения
1 Родительские собрания
Сентябрь, май
2 Индивидуальные консультации для родителей В течение года
3 Организация участия родителей, обучающихся в массовых мероприятиях ДЮЦ «Ритм» в течение года согласно плану работы ДЮЦ «Ритм»
4 Открытые занятия для родителей в течение года согласно плану работы ДЮЦ «Ритм»
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- комплект мебели (столы, стулья, шкафы, полки)
- компьютер с выходом в интернет для обзора публикаций и поиску материала по темам программы;
- видеопроектор, экран;
- фотоаппарат для съёмки этапов изготовления изделий и готовых изделий, мероприятий с участием обучающихся и их родителей;
- методический и дидактический материал для организации занятий;
- инструменты, приспособления (ножницы, иглы, крючки вязальные, кисти, карандаши, проволока, линейки,);
- текстильные и природные материалы (нитки для шитья и вышивания, пряжа и шнуры различной толщины, тесьма, кружево, ленты, пуговицы, бисер, пайетки и др. фурнитура, вата, синтепон
Заключение
Значительными возможностями в решении задач эстетического воспитания детей обладает система дополнительного образования, призванная удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. Дополнительное образование компенсирует школьные неудачи, выполняя культурообразующую, психотерапевтическую и информационную функции.
Для эффективной методики развития и художественно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства предполагает следующие педагогические условия:
- раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического, воспитания при выделении регионального компонента образования;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учащихся.
Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают:
- готовность к продуктивной творческой деятельности;
- социальной адаптации;
- способность легко ориентироваться в решении творческих задач;
- национальное самосознание.
Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.
Декоративно-прикладное искусство, способствующие формированию эстетического отношения к действительности, это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, создавать.
При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в художественной школе ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентации. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.
Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность учащегося, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия.
Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного. В декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народного мировоззрения.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.
В настоящее время в педагогических исследованиях проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культуре.
Актуальность изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству - надежный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.
Процесс познания и радость творчества в народном искусстве неотделимы друг от друга, тесно переплетены. Именно поэтому его роль в эстетическом, трудовом, нравственном воспитании подрастающего поколения велика.
Сегодня художественно-эстетическое воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни.
Одним из средств решения задач художественно-эстетического воспитания являются занятия детей декоративно-прикладным искусством.
Декоративно-прикладное искусство является преобразующим искусством, художественно изменяющим окружающую материальную среду. Оно имеет два направления: образное воспроизведение действительности и декоративное ее преобразование. Как и любой другой вид искусства, декоративно-прикладное искусство выполняет двойную функцию: с одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой оно эффективно развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.
Выбор в качестве средства воспитания художественно–эстетической культуры декоративно–прикладного искусства объясняется тем, что по своей эстетической особенности и условности оно очень близко детям («самое близкое искусство»), по своей наглядно-образной специфике оно доступнее восприятию ребенка, чем профессиональное искусство, а практичность и разнообразие его многих жанров вызывает особый интерес и желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Занимаясь декоративно-прикладной деятельностью, учащиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению их творческих способностей. О важности выявления и развития творческих способностей Н.А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосмос, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутреннее раскрывается». Влияние декоративно-прикладного искусства на сознание учащихся основывается на закономерностях эстетического воспитания и художественного образования личности.
Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству определяется степенью проникновения художественных ценностей в поведение и деятельность детей, в индивидуальный опыт, мировоззрение, поведение. Исследования по проблеме детского художественного творчества доказывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывают творческий потенциал личности.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Список использованной литературы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)
2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Москва, 2013. - 238 с.
4.Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методич. пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, A.B. Шушпанова; под науч. ред. С.В.Астраханцевой. -Ростов-н /Д: Феникс, 2006. 347 с.
5. Барадулин В. А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла / В.А. Барадулин, О.В. Танкус. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.
6.Баскин Е.Я. Психология художественного творчества / Е.Я. Баскин. М.: Знание, 1985.-64 с.
7. Басова Н.В. Педагогика и практическая' психология / Н.В. Басова. -Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-416 с.
8. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термины и понятия: Учеб. пособие / Ю.К. Беджанов. Майкоп.: 1997. -178 с.
9. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство / Ю.К. Беджанов. -Карачаевск.: Карачаево-Черк. гос. пед. ун-т., 1994. 100 с.
10. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать / A.C. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 246 с.
11.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И: Божович. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
12.Буров А.И. Эстетическое воспитание школьников / А.И. Буров, Б: Т. Лихачев. М.:,Педагогика, 19,74. - 303 с.
13. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. М.: Феникс, 2007. - 380 с.
14. Ванслов В. В. Что такое искусство / В.В. Ванслов. М.: Изобраз. искусство, 1989. -328 с.
15. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: Просвещение, 1970. – 260 с.
16. Велишкевич Н.А. От простого к сложному // Тэхналагічная адукацыя. – 1998. – № 4. – С.75–79.
17Волков И: П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
18. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. М.: Педагогика, 1982. -86 с.
19. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / JI.C. Выготский. M. : 1991. — 96 с.
20. Горяева H.A. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству для 5 класса общеобразоват. учреждений / H.A. Горяева, И.П. Островская.; Под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
21. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя / H.A. Горяева. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
22. Гройсман А. Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний / А.Л. Гройсман. М.: NB Магистр), 1993.-120 с.
23. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. O.E. Лебедева. М.:
24.Евладова Е. Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы / Е. Б. Евладова // Педагогика, № 5, — М.: Педагогика, 1995. С. 33-39.
25. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. М.: МПСИ, 2001. - 200 с.
26. Жемчугова П.П. Декоративно-прикладное искусство / П.П. Жемчугова. — СПб.: Литера, 2006. 128 е.: ил.
27. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. – М.: Знание, 1984. – 112 с.
28. Кудрявцев В. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей // Начальное образование. – 2005. - № 4. – С.65-74
29. Куревина О.А. Искусство и целостная картина мира. – М.: АПК и ПРО, 1998. – 105 с.
30. Лейбсон В.И. Искусство, слово и эстетическое воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1996. – 227 с.
31. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение,1985. – 354 с.
32. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
33. Макаренко, А.С. Воспитание в советской школе - М.: Просвещение, 1966. - 255 с.
34. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Начальное образование. – 1998. - № 4. – С.16-22
35. Программа курса «Трудовое обучение» IІІ класс // Пачатковая школа. – 2006. - № 6. – С.4-11
36. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – 255 с.
37. Неменский, Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. – 190 с.
38. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6. – с.58-63.
39. Печко, Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. – 1976. - №6. – С. 92-102.
40. Сахута Е.М. Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии. – Мн.: Полымя, 1982. – 96 с.
41. Скворцов К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труду // Школа и производство. – 2005. – № 1. – С. 52–58.
42. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - № 4. – С.24-35
43. Сухоленцева E.H. Методическая система эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства Автореф. дис. канд. пед. наук / E.H. Сухоленцева. -М., 2005. -16 с.
44. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. -М., 1961.-С.71.
45. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
46. Шахова А.И. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителя. – М.: Педагогика, 1986. – 127 с.
47. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: АПН РСФСР, 1955. – 181 с
48. Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека. – Киев: Раданська школа, 1980. – 104 с.
49. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
50.Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И.Бурова. – М.: Педагогика, 1984. – 164 с.
51. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сборник статей / Под ред. В.Сомова. – М.: Просвещение, 1994. – 160 с.
52. Яковлев А. В. Элементы прикладного искусства на уроках технологии // Школа и производство. – 2001. – №5. – С. 40–43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24713.jpg)
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках интеграции
Выступление на МО начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47956.jpg)
Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"
Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...
«Эстетическое воспитание младших школьников»
Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-157507-1355227323.jpg)
Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".
Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...