Декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников в детском творческом объединении.
учебно-методический материал на тему

 

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон: 8 (800) 555-30-69

E-mail: www.razvitum.org

                                                                           Дипломная работа

Тема: Декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников в детском творческом объединении.

Программа переподготовки: Педагогика дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)

                                                                                                                                             

Выполнил:                                                                                      

Дедяева Елена Геннадьевна                                                            

Педагог дополнительного образования                                                    

МБУ ДО ДЮЦ «Ритм»                                                                    

                                                                           

САНКТ-ПЕТРЕБУРГ

2016 год

Содержание

Введение

Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся. Основные компоненты системы эстетического воспитания.

       1.1 Сущность эстетического воспитания школьников в дополнительном образовании.

       1.2 Структура, средства и методы эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования.

       1.3 Роль художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования.

Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников с помощью декоративно-прикладного искусства.

       2.1 Сущность понятия декоративно-прикладное искусство.

       2.2 Дополнительная образовательная программа «Вязание крючком».

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические принципы и подходы к эстетическому воспитанию.

Степень научной разработанности. Философской основой для рассмотрения вопросов нравственно-эстетического воспитания явились труды Э.Канта, Н.Бердяева, И.Ильина, В.Соловьева, П.Сорокина, П.Флоренского, раскрывающих смысл творчества, роль и место искусства в жизни человека, человеческих отношений.

Проблемам развития творческих умений учащихся в учебной эстетической деятельности уделено внимание в работах и исследованиях педагогов и психологов (А.Банфи, Н.С.Боголюбова, И.П.Волкова, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьева, В.С.Кузина и др.), в исследованиях по проблемам эстетического развития и воспитания (М.С.Кагана, Т.Я.Шпикаловой и др.).

Все исследователи отмечают большие возможности для нравственно- эстетического развития в художественно- творческой деятельности у детей, различные подходы и возможности при создании художественных образов, выражении своего отношения к окружающему миру. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы.

Цель данной работы – представить и обосновать принципы и подходы эстетического воспитания школьников через призму декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования – эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования – педагогические условия использования средств искусства в целях эстетического воспитания школьников.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

- рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию ведущих исследователей, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;

- изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;

- выявить место декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания школьников;

- представить способы и приемы эстетического воспитания детей в учреждении дополнительного образования.

Методы исследования, применяемые в данной работе, сводятся, прежде всего, к методу сбора информации путем анализа литературы, наблюдения за поведением детей на занятиях и регистрации этих наблюдений.

- анализ литературы по теме исследования;

- изучение опыта учителей практиков в рамках эстетического воспитания;

– проектирование и анализ собственной образовательной практики;

– наблюдение.

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

       1.1 Сущность эстетического воспитания школьников в дополнительном образовании.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль

Среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.

Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры -  одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Существует различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.  Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А. Григорович. Б.М. Неменский придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания".

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: "Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерна сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Эта цель также отражает и особенность художественно-эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" - отмечает О.К. Ожерельева.

Вторая задача художественно-эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими".

 Одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

 1.2 Структура, средства и методы эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования.

Цели, задачи, содержание, организация и осуществление процесса художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования в нашей стране регулируются соответствующими нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании РФ», Федеральным законом «О дополнительном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (2012 г.), Концепция художественного образования (2001 г.), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.) и др.

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, нормативно-правовых документов была конкретизирована структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей.

В данную структуру входят:

- художественное воспитание, основанном на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства»;

- эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности».

Усиливает значение составляющих данной структуры их реализация через программы дополнительного образования.

     Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.

Задачами художественно-эстетического воспитания являются:

- формирование гармоничной личности;

- развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;

- формирование идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;

- побуждение к развитию творческих способностей.

Средства художественно-эстетического воспитания:

- эстетическое общение;

- природа;

- искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;

окружающая предметная среда;

- самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;

- разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;

- разные виды труда детей.

Средствами художественно-эстетического воспитания выступают:

- изобразительное искусство (живопись, скульптура);

- драматургия (театр);

- архитектура;

- литература;

- телевидение, СМИ;

- музыка различных жанров;

- природа.

Эффективные методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и к отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

К методам художественно-эстетического воспитания относятся: личный пример, беседы, занятия в кружках, студиях, экскурсии, посещение театра, выставок, музеев, фестивалей и др.

Формами организации эстетического воспитания детей являются игровая деятельность, занятия, экскурсии, праздники, творческая деятельность. Художественно-эстетическая деятельность основана на принципах развития, индивидуальности, творчества и успеха, поддержки и доверия, ответственности, на принципе интеграции, культуросообразности, преемственности, на принципе практикоориентированности, связи с жизнью,

на принципе нравственности, связи обучения и развития.

       1.3 Роль художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования.

Необходимо отметить особое значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования, которое представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:

- оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;

- процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;

- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;

- дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации;

- разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре: однопрофильные (на примере художественно-эстетического направления) (музыкальные и художественные школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и т.п.) и многопрофильные учреждения (Дворец творчества юных, центр дополнительного образования и т.п.).

Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание личности, осуществляемое средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.

Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания.

В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы.

Художественно-эстетическое воспитание в учреждениях дополнительного образования детей рассматривается

- как социальное явление,

- как сложный многоуровневый процесс и

- как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.

Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности понимается как социальное явление, многоуровневый процесс и организованная художественно-эстетическая деятельность, направленная на формирование у детей (через «погружение» в этнокультуру) способности к эстетическому преобразованию окружающей действительности.

Художественно-эстетическое воспитание влияет на личность ребенка средствами искусства в совокупности различных его областей, представленными в учреждении дополнительного образования, служащим ключевым фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность учащегося.

Сегодня художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей может и должно функционировать как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в образовании - это не только комплект программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства. Образовательная среда, в особенности в системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.

Качество художественно-эстетического образования определяется общими тенденции и условиями развития и функционирования российской культуры:

- изменение социальной политики государства,

- создание программ, направленных на «инвестиции в человека» и усиление человеческого капитала.

- усиление позиций массовой культуры,

- снижение роли художественно-эстетической подготовки ученика в общеобразовательной школе,

- ослабление роли семьи в нравственном и эстетическом воспитании,

- как следствие упрощение художественного вкуса представителей молодого поколения, выросшего в отлучении от богатейших культурных традиций города и региона.

Развитие художественно-эстетического образования осложняется негативными тенденциями, среди которых:

- отсутствие эффективной системы обновления художественно-эстетических образовательных услуг с учетом инноваций в современном российском образовании;

- устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования,

- отсутствие финансовых нормативных муниципальных услуг в сфере культуры;

- отсутствие эффективной внутренней системы повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования,

- старение кадрового состава, консервативность кадров, отсутствие системы поиска и привлечения творческих инициативных специалистов-новаторов;

- нацеленность дополнительного образования на формирование у детей технических навыков и умений,

- недостаточная направленность содержания и технологий обучения в школах искусств на актуализацию воспитательного потенциала художественно-эстетического материала, формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, становление духовно-нравственных качеств личности;

- недостаточное взаимодействие различных субъектов художественно-эстетической сферы, систем общего и дополнительного образования, учреждений организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки;

- отсутствие научного, методического и информационного сопровождения системы художественно-эстетического образования детей.

Развитие художественно-эстетического воспитания детей позволит:

- сформировать единое художественно-эстетическое образовательное пространство;

- обеспечить оптимальное взаимодействие систем общего и дополнительного образования, учреждений, организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки на развитие системы художественно-эстетического образования детей;

- создать систему непрерывного художественно-эстетического образования «ДОУ, школа, суз, вуз»;

- обеспечить подрастающему поколению свободу выбора и доступности различных сфер направлений художественно-эстетического образования, удовлетворить потребность в самореализации творческого потенциала личности;

- создать востребованную систему художественно-эстетического образования, устойчивую к внешним социально-экономическим воздействиям;

- сохранить и модернизировать систему образовательных учреждений художественно-эстетической направленности;

- повысить профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, работающих в системе художественно-эстетического обучения и воспитания детей;

- актуализировать духовно-нравственный потенциал художественного наследия и культурных традиций территорий, реализовать воспитательный потенциал искусства как средства формирования нравственных принципов и идеалов личности и общества;

- повысить уровень воспитанности подрастающего поколения, создать условия для становления гражданской позиции и самореализации личности средствами искусства в современных социально-экономических условиях;

- совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области культуры искусства;

- обновить содержание и технологии художественно-эстетического образования с учетом развития массовых коммуникаций на основе интеграции традиционных и современных видов искусств, с использованием современных медиасредств и медиатехнологий.

ГЛАВА 2.  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.  

2.1 Сущность понятия декоративно-прикладное искусство.

     

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Произведения ДПИ составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

   Они обычно тесно связаны с архитектурно -пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс.

   Возникнув в глубокой древности и в течение многих веков развиваясь, ДПИ стало одной из важнейших областей народного творчества, ее история связана с художественным ремеслом, художественно промышленной деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. А с началом XX века с художественным конструированием.

   Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу или по технике выполнения. Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

   Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Художественная творческая деятельность – это практическая и теоретическая работа, благодаря которой создаётся нечто новое, неповторимое и оригинальное, соответствующее художественным критериям. Но данную категорию не следует оценивать и измерять лишь конкретными результатами. Творческой является и деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром и потенциалом человек.

Декоративное творчество - процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразование их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.

В народном декоративно-прикладном искусстве выделяют функции:

практическая, обрядовая, эстетическая, воспитательная.

Однако основная функция изделий – быть полезными и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:

- утилитарность, практическая принадлежность;

- синкретичность или нерасчлененность различных сторон культуры народа

- (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения), сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий;

- коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;

- традиционность характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;

- реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее: народное искусство — своеобразный катализатор детского творчества; произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

 Ознакомление обучающихся с народным искусством проходит несколько фаз. Подготовительная фаза- это накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев.

 Аналитическая фаза подразумевает активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа. Творческая фаза- самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества. Оценочная предполагает сравнение и оценку произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.

Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:

- стадия целостного изучения. Дети воспринимают целостный образ произведения;

- стадия константности. Дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

- стадия структурности. Дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;

- стадия осмысленности. Дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;

- стадия избирательности. Каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи:

двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);

аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;

субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведения народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).

Творчество учащихся может быть выражено тремя уровнями:

воспроизводящая деятельность, воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода, творческая деятельность.

Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе: мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе) ;мотив престижа (учащиеся стараются, занять достойное место в группе, коллективе);познавательный интерес (любознательность); мотив долга (готовность работать в области избранной профессии); мотив влияния уважаемого человека; мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей).

Для реализации художественно-творческой деятельности необходимы следующие условия: окружающая среда (одежда, помещение); насыщенность быта произведениями искусства; самостоятельная активная деятельность детей; осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее. Народное искусство — своеобразный катализатор детского творчества, в народном искусстве собран

традиционный художественный опыт поколений, произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Развитие детского декоративно-прикладного творчества проходит в трех направлениях: знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;

 обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров; развитие детского декоративного творчества.

Выделяют два направления обучения декоративно-прикладному искусству:

 Первое направление преследуют цель «обучения» - снабжение личности знаниями по народному творчеству (его видам, центрам, системам нравственно-эстетических ценностей, мастерам творчества, а также и по теоретическим вопросам судеб художественной культуры, перспектив ее развития). Второе направление ставит цель не столько «обучить», сколько «приучить», т.е. помочь далее развить эстетическую потребность общения с народной художественной культурой.

Задачи по формированию у детей интереса к народно - прикладному искусству ставятся следующие: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, бытом и традициями русского народа; прививать эстетический вкус, способствовать развитию у детей художественно-творческих способностей, усвоению эталонов красоты; развивать мышление, внимание, память, воображение через художественно-творческую деятельность; воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.

В результате освоения декоративно-прикладного искусства у детей развиваются положительные эмоциональные чувства (радость, восхищение, восторг), развиваются образные представления, мышление, воображение,

активизируется созидательная деятельность, формируются художественные и интеллектуальные способности.

Существует многоступенчатая система обучения декоративно-прикладному творчеству:

1 ступень обучения (элементарное образование) - это занятия изобразительного искусства как благодатная почва для развития творческого мышления учащихся и формирования потребности к творческому самовыражению.

2 ступень обучения – школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени обучения, построена на принципе желания учащихся и добровольности посещения.

3 ступень обучения – это элитарное обучение – творческая мастерская как творческая лаборатория, создающая предпосылки для творческого формирования личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий возможность дальнейшего обучения в художественных училищах и вузах.

       2.2 Дополнительная образовательная программа «Вязание крючком».

Для успешного обучения в системе дополнительного образования необходима рабочая программа объединения. Многие педагоги разрабатывают авторские программы. На занятиях творческого объединения «Вязание крючком» я использую разработанную мной программу «Вязание крючком».

                                Пояснительная записка

Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. Учить ребенка этому виду деятельности лучше в раннем возрасте, когда он осваивает множество мелких операций. В это время дети особенно интересуются технологическими процессами, приобретают знания, умения и навыки по выполнению различных трудовых приемов.

    В последнее время одежда из трикотажа приобрела особую популярность. Однотонные и меланжевые, ажурные и орнаментированные вещи ручной вязки могут удовлетворить самый изысканный вкус. При этом связанное изделие несет на себе неповторимую индивидуальность, хранит тепло рук мастерицы, что придает ему особую прелесть и нередко поднимает до уровня художественного произведения.

   При овладении приемами вязания дети приобретают навыки, необходимые для обучения в школе: развивают образное и пространственное мышление, моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами.

   Настоящая программа имеет художественную направленность и разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Вязание крючком» и посвящена знакомству с основными техниками вязания крючком и декорирования готовых изделий.

Актуальность образовательной программы «Вязание крючком» в том, что она разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быструю результативность и творческое развитие детей, что в свою очередь позволит повысить интерес к вязанию и сохранить вновь прибывших детей в объединение.

Новизна программы заключается в том, что обучающийся может проявлять самостоятельность в выборе вариантов изделий для изготовления в рамках каждой темы, что даёт возможность построения индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка в зависимости от его интересов, способностей и первоначальных навыков.

Цель программы –духовно- нравственное, художественно- эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры и народных промыслов.

Образовательные задачи:

- приобщить к народным традициям;

- научить выполнять узор с помощью раппорта;

- научить основным приемам ручного вязания.

- закрепить и расширить знания, полученные на уроках: технологии, ИЗО, природоведения и истории;

- вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

Развивающие задачи:

- развить у учащихся трудовую сноровку, мелкую мускулатуру пальцев, усидчивость, терпение, потребность доводить начатое до конца;

- развить эстетическое чувство, формировать художественный вкус;

- развитие мышления (логическое мышление, внимание, память);

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

- формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Воспитательные задачи:

- привить трудолюбие, как качество личности, независимо от индивидуальных способностей и будущей профессии;

- пробудить глубокий интерес учащихся к процессу работы, приносящего, высшую радость – радость творчества;

- привить детям бережное отношение к оборудованию, инструменту и соблюдение правил ТБ.

Возраст обучающихся: 6– 15 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Программа обучения рассчитана на 144 часа. Продолжительность занятий – по 2 часа 2 раза в неделю. После каждого занятия 10-ти минутные перерывы.

Количество обучающихся в группе от 12 человек. Эта норма позволяет держать группу в поле внимания и, хотя бы на короткое время, проводить индивидуальную работу с каждым учащимся.  

Ожидаемые результаты:

1.Развитие творческих способностей детей, приобретение ими начальных практических навыков по изготовлению изделий крючком и спицами.

2.Приобретение детьми знаний о народных промыслах, развитие интереса к рукоделию и декоративно-прикладному творчеству.

3.Участие детей в конкурсах и выставках декоративно-прикладного

искусства, в творческих отчетах и других мероприятиях УДО.

Формы подведения итогов:

-открытые занятия и мастер-классы;

-участие в региональных, муниципальных выставках и конкурсах;

-результаты регулярного тестирования, проводимого педагогом

II. Учебно-тематический план

№п/п

Наименование темы

Общее количество часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основная техника вязания крючком

16

2

14

3

Упражнения из столбиков и воздушных петель

6

-

6

4

Вязание квадратов

12

2

10

5

Вязание по кругу

12

2

10

6

Вязание подставки под приборы

12

2

10

7

Вязание прихватки  

8

-

8

8

Вязание сумочки

14

2

12

9

Вязание сувениров, игрушек

18

2

16

10

Вязание салфеток

16

2

14

11

Кружева

8

2

6

12

Вязание каймы

4

-

4

13

Вязание декоративных украшений

10

-

10

14

Выставки, ярмарки

6

-

6

Итого:

144 часа

18

126


III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

Раздел.

Тема занятия.

Теоретическое содержание занятия

Количество

часов

Практическая деятельность обучающихся

Количество часов

Требования к знаниям и умениям обучающихся по данному разделу

(группе тем)

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

Вводное занятие

История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке, расписанием занятий.

 Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

 Основные приёмы вязания крючком.

Демонстрация наглядного материала.

. Беседа о правах и обязанностях обучающихся в объединении, о правилах поведения на занятиях.

2

- правила поведения на занятиях,

-расписание занятий,

- названия материалов и инструментов для вязания,

- оборудование мастерской,

- правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами, правила противопожарной и электробезопасности,

- требования к организации рабочего места,

Основная техника вязания крючком

Воздушные петли.

 Столбик без накида, соединительная петля.

Столбик с 1 накидом.

 Столбики с 2,3,4 накидами.

.Группа столбиков из 1 петли.

 Скрещенные столбики.

 Объединённые столбики( шишечка). Рельефный столбик

2

Предварительная диагностика знаний, умений и навыков обучающихся.

Вязание простых изделий: подставка из воздушных петель, цветок ромашка.

12

-основные приёмы вязания крючком

- названия инструментов и материалов для вязания крючком;

- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами,

Четко выполнять основные приемы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, столбик без накида, полустолбик, столбик с 1,2,3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2,3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

Упражнение из столбиков и воздушных петель

  Условные обозначения столбиков и воздушных петель.

Демонстрация и чтение схем упражнений.

Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель.

Запись и зарисовка схем упражнений.

Выполнение упражнений.

6

-основные приёмы вязания крючком;

-способы введения крючка в петлю;

-условные оозначения;

- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами,

-набрать петли;

- выполнять основные приёмы вязания крючком;

 -пользоваться схемами;

-закрыть петли последнего            ряда.

Вязание квадратов

Демонстрация образцов в виде квадрата, особенности вязания квадрата, знакомство с понятием «раппорт», способы соединения мотивов

2

Чтение схем квадратов, вязание основного квадрата, вязание квадратных мотивов, вязание цветных квадратов, соединение мотивов

10

условные обозначения ;

- понятие «раппорт»

- читать простые схемы и вязать по ним узор;

-уметь составить схему рисунка;

-соединить мотивы;

Вязание по кругу

Знакомство с техникой вязания круга, прибавление петель,

демонстрация круглых изделий (прихватки, салфетки, подставки), использование круглых мотивов.

2

Вязание круга из столбиков с накидом, круглых мотивов из столбиков без накида и столбиков с накидом, соединение круглых мотивов

10

 Условные обозначения ;

- понятие «раппорт»;

-способы прибавления петель;

- читать простые схемы и вязать по ним узор;

-уметь составить схему рисунка;

-соединить мотивы;

Вязание подставки под приборы

Знакомство с  основами материаловедения и

дизайном вязаных изделий;

Демонстрация  способов оформления изделия;

2

 Вязание круглых подставок. Вязание большой круглой подставки. Декорирование готового изделия.

10

- основы материаловедения,

-основы дизайна вязаных изделий;

- способы оформления изделия;

- рассчитать количество петель;

- пользоваться схемами и описаниями;

-оформить готовое изделие;

Вязание прихватки

Вязание круглых и квадратных прихваток, подбор материалов и инструментов для работы,

 оформление изделия.

8

- основы материаловедения,

-основы дизайна вязаных изделий;

- способы оформления изделия;

-Подобрать крючок и нити,

 -рассчитать петли,

-вывязывать и украшать изделия.

Вязание сумочки

Демонстрация готовых изделий, слайдов и фото из журналов, способы оформления готового изделия.

2

Вязание сумочки по схеме, подбор материалов и инструментов для работы,

 оформление изделия, анализ выполненных работ.

12

-условные обозначения;

-терминологию вязания крючком;

-основы дизайна вязаных изделий

Подобрать крючки и нити,

-рассчитать петли,

-вывязывать и украшать изделия.

- пользоваться схемами и описаниями;

Вязание сувениров, игрушек

Беседа «Роль игрушек в нашей жизни», виды игрушек, демонстрация образцов вязаных игрушек, слайдов и фотографий. Убавление и прибавление петель. Оформление готового изделия.

2

Вязание игольницы, карандашницы, игрушек. Убавление и прибавление петель. Сборка игрушки. Оформление готового изделия.

16

способы и приёмы вязания игрушки;

- способы убавления и прибавления петель;

Подобрать крючки и нити, рассчитать петли, работать со схемой и описанием модели,

-вывязывать, собирать  и украшать изделия.

Вязание салфеток

Беседа «Декоративные изделия в нашем доме», виды салфеток(круглые, овальные, из мотивов, квадратные), демонстрация образцов, техника вязания салфеток, чтение схем по условным обозначениям.

1

Выбор модели для вязания, подбор материалов и инструментов, чтение схемы, вязание круглых и квадратных салфеток

17

способы и приёмы вязания круглых и квадратных салфеток;

- условные обозначения

Подобрать крючки и нити, рассчитать петли,

-вывязывать и украшать изделия.

- пользоваться схемами и описаниями;

Кружевное вязание

Презентация «Из истории кружева», демонстрация образцов, техника вязания кружева, последующая обработка изделия (способы крахмаления )

1

Выбор модели для вязания, подбор материалов и инструментов, чтение схемы, вязание кружевных воротничков, пояса,

7

-способы и приёмы вязания кружева;

- способы убавления и прибавления петель;

-условные обозначения

Подобрать крючки и нити;

-рассчитать петли,

-вывязывать и украшать изделия;  

- пользоваться схемами и описаниями; накрахмалить готовое изделие

Вязание каймы

Виды каймы, использование каймы в быту, техника вязания , чтение схем по условным обозначениям.

1

Выбор модели для вязания, подбор материалов и инструментов, чтение схемы, вязание каймы, декорирование изделий с помощью каймы.

3

способы и приёмы вязания кружева;

- способы убавления и прибавления петель;

-условные обозначения;

Подобрать крючки и нити;

-рассчитать петли,

-вывязывать и украшать изделия;  

- пользоваться схемами и описаниями;

Вязание декоративных украшений

Выбор модели для вязания, подбор материалов и инструментов, чтение схемы.

Вязание кулонов, подвесок, цветов.

10

способы и приёмы вязания декоративных украшений;

- способы убавления и прибавления петель;

-условные обозначения;

Подобрать крючки и нити; подобрать модель,подходящую по цвету и форме к костюму,

-рассчитать петли,

-вывязывать и украшать изделия;  

- пользоваться схемами и описаниями;

Выставки, ярмарки

Выбор моделей для выставок и ярмарок, оформление стендов, награждение обучающихся.

6

Оформить свою работу, представить её зрителям.


IV.        ПЛАН МАССОВОЙ РАБОТЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ

№        Название мероприятия        Количество часов

1        Экскурсии в районную детскую библиотеку        4

2        Мастер-классы лучших обучающихся         4

3        Дни именинника        4

ВСЕГО        12 часов

V.    ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

№        Название мероприятия

        Сроки проведения

1        Родительские собрания

        Сентябрь, май

2         Индивидуальные консультации для родителей        В течение года

3        Организация участия родителей, обучающихся в массовых мероприятиях ДЮЦ «Ритм»         в течение года согласно плану работы ДЮЦ «Ритм»

4        Открытые занятия для родителей в течение года согласно плану работы ДЮЦ «Ритм»

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

-       комплект мебели (столы, стулья, шкафы, полки)

-        компьютер с выходом в интернет для обзора публикаций и поиску материала по темам программы;

-        видеопроектор, экран;

-        фотоаппарат для съёмки этапов изготовления изделий и готовых изделий, мероприятий с участием обучающихся и их родителей;

-        методический и дидактический материал для организации занятий;

-        инструменты, приспособления (ножницы, иглы, крючки вязальные, кисти, карандаши, проволока, линейки,);

-    текстильные и природные материалы (нитки для шитья и вышивания, пряжа и шнуры различной толщины, тесьма, кружево, ленты, пуговицы, бисер, пайетки и др. фурнитура, вата, синтепон

Заключение

Значительными возможностями в решении задач эстетического воспитания детей обладает система дополнительного образования, призванная удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. Дополнительное образование компенсирует школьные неудачи, выполняя культурообразующую, психотерапевтическую и информационную функции.

Для эффективной методики развития и художественно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства предполагает следующие педагогические условия:

- раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического, воспитания при выделении регионального компонента образования;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учащихся.

Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают:

- готовность к продуктивной творческой деятельности;

- социальной адаптации;

- способность легко ориентироваться в решении творческих задач;

- национальное самосознание.

Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Декоративно-прикладное искусство, способствующие формированию эстетического отношения к действительности, это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, создавать.

При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в художественной школе ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентации. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.

Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность учащегося, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия.

Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного. В декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народного мировоззрения.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

В настоящее время в педагогических исследованиях проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культуре.

Актуальность изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству - надежный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.

Процесс познания и радость творчества в народном искусстве неотделимы друг от друга, тесно переплетены. Именно поэтому его роль в эстетическом, трудовом, нравственном воспитании подрастающего поколения велика.

Сегодня художественно-эстетическое воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни.

Одним из средств решения задач художественно-эстетического воспитания являются занятия детей декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство является преобразующим искусством, художественно изменяющим окружающую материальную среду. Оно имеет два направления: образное воспроизведение действительности и декоративное ее преобразование. Как и любой другой вид искусства, декоративно-прикладное искусство выполняет двойную функцию: с одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой оно эффективно развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Выбор в качестве средства воспитания художественно–эстетической культуры декоративно–прикладного искусства объясняется тем, что по своей эстетической особенности и условности оно очень близко детям («самое близкое искусство»), по своей наглядно-образной специфике оно доступнее восприятию ребенка, чем профессиональное искусство, а практичность и разнообразие его многих жанров вызывает особый интерес и желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Занимаясь декоративно-прикладной деятельностью, учащиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению их творческих способностей. О важности выявления и развития творческих способностей Н.А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосмос, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутреннее раскрывается». Влияние декоративно-прикладного искусства на сознание учащихся основывается на закономерностях эстетического воспитания и художественного образования личности.

Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству определяется степенью проникновения художественных ценностей в поведение и деятельность детей, в индивидуальный опыт, мировоззрение, поведение. Исследования по проблеме детского художественного творчества доказывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывают творческий потенциал личности.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Список использованной литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)

2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Москва, 2013. - 238 с.

          4.Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методич. пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, A.B. Шушпанова; под науч. ред. С.В.Астраханцевой. -Ростов-н /Д: Феникс, 2006. 347 с.

          5. Барадулин В. А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла / В.А. Барадулин, О.В. Танкус. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

           6.Баскин Е.Я. Психология художественного творчества / Е.Я. Баскин. М.: Знание, 1985.-64 с.

           7. Басова Н.В. Педагогика и практическая' психология / Н.В. Басова. -Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-416 с.

           8. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термины и понятия: Учеб. пособие / Ю.К. Беджанов. Майкоп.: 1997. -178 с.

          9. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство / Ю.К. Беджанов. -Карачаевск.: Карачаево-Черк. гос. пед. ун-т., 1994. 100 с.

10. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать / A.C. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 246 с.

11.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И: Божович. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

12.Буров А.И. Эстетическое воспитание школьников / А.И. Буров, Б: Т. Лихачев. М.:,Педагогика, 19,74. - 303 с.

13. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. М.: Феникс, 2007. - 380 с.

14. Ванслов В. В. Что такое искусство / В.В. Ванслов. М.: Изобраз. искусство, 1989. -328 с.

15. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: Просвещение, 1970. – 260 с.

16. Велишкевич Н.А. От простого к сложному // Тэхналагічная адукацыя. – 1998. – № 4. – С.75–79.

17Волков И: П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

18. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. М.: Педагогика, 1982. -86 с.

19. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / JI.C. Выготский. M. : 1991. — 96 с.

20. Горяева H.A. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству для 5 класса общеобразоват. учреждений / H.A. Горяева, И.П. Островская.; Под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2008. - 175 с.

21. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя / H.A. Горяева. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

22. Гройсман А. Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний / А.Л. Гройсман. М.: NB Магистр), 1993.-120 с.

23. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. O.E. Лебедева. М.:

24.Евладова Е. Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы / Е. Б. Евладова // Педагогика, № 5, — М.: Педагогика, 1995. С. 33-39.

25. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. М.: МПСИ, 2001. - 200 с.

26. Жемчугова П.П. Декоративно-прикладное искусство / П.П. Жемчугова. — СПб.: Литера, 2006. 128 е.: ил.

27. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. – М.: Знание, 1984. – 112 с.

28. Кудрявцев В. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей // Начальное образование. – 2005. - № 4. – С.65-74

29. Куревина О.А. Искусство и целостная картина мира. – М.: АПК и ПРО, 1998. – 105 с.

30. Лейбсон В.И. Искусство, слово и эстетическое воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1996. – 227 с.

31. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение,1985.  – 354 с.

32. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.

33. Макаренко, А.С. Воспитание в советской школе - М.: Просвещение, 1966. - 255 с.

34. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Начальное образование. –  1998. - №  4. – С.16-22

35. Программа курса «Трудовое обучение» IІІ класс // Пачатковая школа. – 2006. - № 6. – С.4-11

36. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – 255 с.

37. Неменский, Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. – 190 с.

38. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6. – с.58-63.

39. Печко, Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. – 1976. - №6. – С. 92-102.

40. Сахута Е.М. Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии. – Мн.: Полымя, 1982. – 96 с.

          41. Скворцов К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труду // Школа и производство. – 2005. – № 1. – С. 52–58.

42. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - № 4. – С.24-35

43. Сухоленцева E.H. Методическая система эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства Автореф. дис. канд. пед. наук / E.H. Сухоленцева. -М., 2005. -16 с.

44. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. -М., 1961.-С.71.

45. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.

46. Шахова А.И. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителя. – М.: Педагогика, 1986. – 127 с.

47. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: АПН РСФСР, 1955. – 181 с

48. Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека. – Киев: Раданська школа, 1980. – 104 с.

49. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

50.Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И.Бурова. – М.: Педагогика, 1984. – 164 с.

51. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сборник статей / Под ред. В.Сомова. – М.: Просвещение, 1994. – 160 с.

52. Яковлев А. В. Элементы прикладного искусства на уроках технологии // Школа и производство. – 2001. – №5. – С. 40–43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших                       школьников....

Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...

Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".

Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...