Здоровьесберегающие технологии учебно-воспитательного процесса в условиях Альметьевской школы-интерната для детей с ОВЗ
презентация к уроку (4 класс) по теме

Талипова Альфия  Кручевна

Описание учебно воспитательной работы в Альметьевской школе интернат АШИ с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель начальных классов

Талипова А.К.

ГБОУ

«Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии учебно-воспитательного процесса в условиях Альметьевской школы-интерната для детей с ОВЗ» 

         

       

        Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и неотъемлемое право человека. Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ является одной из важнейших задач нашего образовательного учреждения. Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

        В создавшейся обстановке естественным стало активное использование  педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

•   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

•   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

5.        Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

6.        Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

7.        Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.

8.        Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

9.        Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

10.        Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здорвоьесберегающие  технологии.

Следует отметить, что все здорвоьесберегающие  технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия                                             образовательного процесса;

2.  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3.  разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

         

         В нашей школе выстроилась чёткая система оздоровительной и профилактической работы среди воспитанников, направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание и развитие здоровой среды, которая реализуется в трех направлениях:

1.Физкультурно-оздоровительное. 

      В своих классах педагоги на каждом уроке  проводят физкультминутки для предупреждения переутомления детей, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.  Инструктор по физкультуре проводит занятия три раза в неделю в зале с использованием мягкого оборудования. Дети не имеющие противопоказания три раза в неделю посещают плавательный бассейн.            Невозможно полностью реализовать принцип здорового образа жизни, не опираясь на помощь родителей. В целях организации единого здоровьесберегающего пространства школы-интернат и семьи, мы используем разнообразные формы работы: педагогические беседы с родителями, общие и групповые собрания, выставки совместных творческих работ, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью школы.  Широко используется информация в родительском уголке, в информационных стендах медработников. Наши воспитанники активно участвуют в городских соревнованиях по бочче, где занимают призовые места.

        Воспитанники и учащиеся школы-интернат целенаправленно занимаются плаванием. Помимо основных занятий по обучению приемам и стилям плавания проводятся занятия гидроаэробикой, аэробикой. Спартакиады, большие и малые Сабантуи, мини-олимпиады стали традициями  школы. Кроме того, наши дети принимают активное участие в спортивных соревнованиях города и республики.

2.Лечебно- профилактическое 

       В нашей школе-интернате работает большой штат медицинского персонала, узкие специалисты: педиатр, ортопед, невролог, психиатр, окулист. Работает процедурный кабинет, где детям делают прививки и уколы. Дети получают бесплатное медикаментозное лечение. Функционирует  солевая комната (галокамера),  физиотерапевтические кабинеты, где детям проводятся озокеритопарафинолечение, электрофарез, магнитотерапия, СМТ, МРТ, УФО, УВЧ, лечение ультразвуковыми волнами (фонофарез),  ингаляции через небулайзер, Дорсонваль, гидромассажные ножные ванны. Дети получают курс лечебной физкультуры и массажа три раза в год. В школе организовано полноценное пятиразовое питание.

3.Коррекционно-развивающие

В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников на занятиях и в режимных процессах используем следующие виды деятельности:

  1. Дыхательная гимнастика. 

Для того, что бы дети могли владеть своим голосом и речевым аппаратом, они должны овладеть приёмами правильного дыхания. Дыхание важно для разборчивого произношения звуков, так как подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани. В результате выполнения дыхательной гимнастики возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мыш. Совместно с учителем-логопедом проводим артикуляционную гимнастику.

Правильная артикуляция звуков необходима для внятной, чистой речи. Гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, увеличивает их подвижность, объем выполненных движений, быстроту переключения.

  1. Пальчиковая гимнастика. 

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

  1. Гимнастика для глаз.

У большинства детей нашей школы существуют проблемы со зрением: близорукость, косоглазие, астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва. Поэтому регулярная тренировка глаз очень важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики заболеваний глаз.

  1. Самомассаж рук предметами. 

Игровой самомассаж рук предметами – это уникальная тактильная гимнастика, биологический стимулятор, взаимодействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами. А также средство повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.

  1. Релаксация. 

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы.

Учитель-логопед в своей работе по коррекции речи использует нетрадиционные здоровьесберегающие технологи.

      Также в нашей школе имеется «сухом бассейне», механотерапия, интерактивный пол, комнату песочной терапии,

        Таким образом, рассмотрев все виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в нашей работе, можно сделать вывод о том, что их использование благотворно влияет на состояние физического и психического здоровья детей. Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Степень оснащенности школы-интерната новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого воспитанника.

Литература

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната....

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В  статье  сообщается о  необходимости  сохранения и укрепления здоровья  воспитанников образовательного учреждения  интернатного типа во внеурочное время....