Аутизм и АВА - терапия
презентация к уроку по теме

Чернова Ирина Сергеевна
Говоря об обучении детей с ментальными нарушениями, используют метод «АВА-
терапия». АВА-терапия оценивается как эффективнейший инструмент работы с
аутистами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аутизм и ABA – терапия Чернова И.С.

Слайд 2

В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Аутизм - не болезнь, а способ общения с миром

Слайд 4

«АБА –терапия» Поведенческий анализ – это то, как можно изменить то, что вызывает поведение и инструкция как можно изменить непосредственно само поведение.

Слайд 5

Задача поведенческой терапии – -влиять на источник поведения. - Влиять на то, что вызывает поведение. То есть мы анализируем и изменяем окружающую среду.

Слайд 6

Нет таких поведений, которые было бы нельзя исправить. То есть, если нет глубокого медицинского обоснования - шизофрении, биполярного расстройства, то любое поведение можно исправить. ЛЮБОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОРРЕКТИРУЕТСЯ!!!

Слайд 7

ЛЮБОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОРРЕКТИРУЕТСЯ!



Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ

Аутизм – это болезнь, для которой характерны определенные симптомы, но дифференцировать их достаточно сложно, так как уникальны проявления в каждом индивидуальном случае. Некоторые авторы не называют аутические расстройства заболеванием, потому что состояние объясняется лишь искажением восприятия окружающего мира.

Практические исследования показывают на схожесть человеческого мышления с компьютерным процессором, способным выполнять несколько дел одновременно. Мозговая активность аутичного ребенка несколько замедленна, не позволяет выполнять сразу много дел, но определенные «мощности» сохраняются. Если не считать любые отклонения от среднестатистической нормы за болезнь, то логичнее считать аутизм расстройством. Дискуссии продолжаются, но лечить патологию нужно.

АУТИЗМ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Аутизм – это врожденное состояние. Сразу после рождения малыша родители не отмечают патологии, но после формирования определенных навыков отмечаются отклонения от развития сверстников. Неумение правильно вести себя, говорить – это первые признаки расстройства.

Существуют формы, при которых ребенок развивается до определенного возраста нормально, а затем начинает утрачивать приобретенные навыки.

Есть разные проявления расстройства. Некоторые дети не желают разговаривать, что формирует впечатление глухоты. Квалифицированная проверка слуха не определяет отклонений от нормы. По одному этому признаку нельзя верифицировать аутическое расстройство. Для постановки диагноза следует определять дополнительные симптомы. Малыш может быть склонен к постоянному повторению одинакового поведения. У части пациентов развивается привязанность к внешним объектам.

Индивидуальные особенности человека с аутизмом сопровождаются стереотипами поведения:

Склонность к пребыванию в одиночестве;

Частые попытки уединения;

Избегание встречи глазами с близкими людьми;

Периодические эпилептические припадки

Мозговая деятельность аутистов специфична. При тщательном сборе анамнеза не сложно верифицировать патологию. Аутическое расстройство приводит к прямолинейной работе мозга. Пациент не может делать несколько вещей сразу. Одновременное мышление и выполнение действия – это не характерное состояние. К примеру, в ответ на определенную просьбу матери, малыш понимает, что к нему обращается мать, но не может пойти по зову, так как начинает мыслить. Психика аутиста работает определенным образом, поэтому общение с таким ребенком требует определенной психической подготовки родителей, близких родственников.

Большой информационный поток приводит к повышенной раздражительности ребенка, что усиливает уединение малыша.

Чтобы объяснить, что такое аутизм простыми словами, нужно выделить определенные симптомы:

  • Отсутствие улыбки даже при обращении мамы;
  • Не откликается на имя;
  • Не реагирует на любые ласковые эмоции;
  • Паническое поведение при смене привычного поведения;
  • Отсутствие раздражения на мокрую одежду;
  • Любовь к одиночеству;
  • Игры исключительно с вещами, а не окружающими людьми;
  • Повторение схожих фраз;
  • Запоздалая реакция на внешние звуки;
  • Предпочтение одной цветовой гамме;
  • Негативное отношение к новым предметам, еде, маршрутам;
  • Склонность к агрессивному поведению;
  • Испытание объектов на запах.

Посторонним людям сложно воспринимать аутиста адекватным. У окружающих он вызывает ощущение замкнутости, странности, капризности. Из-за особого отношения близких родственников к ребенку у родителей также возникают комплексы, при которых они прячут малыша от гостей, не ходят вместе с ним на корпоративные вечеринки.

Простыми словами аутизм описать нельзя, так как у каждой возрастной категории проявления болезни уникальны. 

Поскольку аутизм - синдром определенных поведенческих дефицитов и определенных

поведенческих избытков. Именно поэтому эффективным инструментом в работе с ним

является АВС-анализ.  «АБА –терапия»

Поведенческий анализ - это то, как можно изменить то, что вызывает поведение и

инструкция как можно изменить непосредственно само поведение. Если я буду методично

делать так, что в результате моих действий, которые будут ответом на ваше поведение, вы

будете чувствовать неудовлетворение, то ваше поведение сойдет на нет. Если я буду поощрять

какое-либо ваше поведение, то вы будете выдавать его постоянно. Поведение будет улучшаться

и прогрессировать.

Задача поведенческой терапии – влиять на источник поведения. Влиять на то, что вызывает

поведение. То есть мы анализируем и изменяем окружающую среду.

Для анализа используем простой инструмент: АВС-анализ.

A

B

C

ДО

ПОВЕДЕНИЕ

ПОСЛЕ

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ ПОВЕДЕНИЯ

Изучаем поведение.

Влияем на то, что вызывает

поведение.

Анализируем и изменяем

окружающую среду.

В первую очередь, нас интересует ТО, что происходит ДО поведения.

В рамках поведенческого анализа мы рассматриваем поведение аутиста как продукт его

окружения.

РАБОТА С НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ ПОВЕДЕНИЯМИ

Нежелательным поведениями называются поведения, которые мешают ребёнку дома или на учёбе. Нежелательное поведение – это то, что мешает ребёнку быть частью социума.

Мы можем корректировать поведение, создавая ситуацию несовместимости поведения.

Например, если наш ребёнок трогает людей, когда идёт по школьному коридору, то мы можем дать ему что-то в руки (например, любимый планшет) и, таким образом, мы займём его и создадим ситуацию невозможного по совместимости поведения. Или мы можем предложить ему игру, когда он весь учебный день во время перемен держит руки в карманах. Тогда мы будем его хвалить, давать ему звёздочки, и в конце дня он получит какое-то определённое удовольствие.

Или, например, у нас есть нежелательное поведение, когда ребёнок кусает себя за руку.

Причём, он кусает не от злости, а просто ради сенсорных ощущений для зубов. Кусает руку

или, к примеру, воротник.

Тогда мы можем дать ему что-то пожевать: специальный тренажёр. Фигурку на шнурке.То есть, мы поощряем альтернативу поведению .Если мы хотим избавиться от вскакивания во время урока, то мы выбираем сценарий поощрения отсутствия поведения. 10 мин не вскочил - звездочка. Ещё 10 мин - ещё звёздочка. Прямо по часам.

Нет таких поведений, которые было бы нельзя исправить. То есть, если

нет глубокого медицинского обоснования - шизофрении, биполярного

расстройства, то любое поведение можно исправить.

ЛЮБОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОРРЕКТИРУЕТСЯ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»

   Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...

"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".

Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....

Аутизм

Материал для родителей...

Танцевально-двигательная терапия для детей с ОВЗ. Программа по танцевально-двигательной терапии и методическая разработка для детей с ОВЗ.

Приоритет гуманистической концепции и модернизации образования способствует появлению в педагогике новых инновационных технологий.Основной задачей танцевально-двигательная терапии  является обрет...

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991

Данное пособие будет интересно специалистам, работающим с детьми с расстройством аутистического спектра, а так же для выявления и дифференциации причин нежелательного поведения у детей раннего возраст...

Аутизм - что это за болезнь? Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом

Аутизм - что это за болезнь?Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют...