Главные вкладки

    Доклад "Формирование здорового образа жизни младшего школьника"
    материал (2 класс) по теме

    Ивашкина Татьяна Валентиновна

    Доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_zdorove.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

         Формирование здорового образа жизни актуальная проблема, сложившаяся в социально-культурной ситуации начала 21 века   

        Здоровье человека – тема  достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.

          Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

         Поэтому  проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения  учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Федеральный государственный образовательный  стандарт обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и другое.

          В нашей школе разработан ряд отдельных мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение детей - это

    спортивные субботы, традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, спортивно-оздоровительные кружки и секции.

       Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья , с которым ребёнок приходит в первый класс. Однако результаты исследований говорят о том , что здоровыми можно считать менее 25% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья. К сожалению, на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, У половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: заболевания костно- мышечной системы , заболевания органов зрения , болезни органов дыхания. Рост числа этих заболеваний среди школьников набирает темп.

    Социальные исследования показали, что наряду с экологическими и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение , связанное с условиями жизни и обучения , трудности в организации правильного питания и ряд других факторов. В связи с этим остро встал вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Выходом из создавшегося положения должна стать правильная организация оздоровительной работы в начальной школе, направленная на формирование здорового образа жизни .

    Здоровый образ жизни – это образ жизни , основанный на принципах нравственности , рационально организованный , активный ,защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды , позволяющий сохранять нравственное , психическое и физическое здоровье.

    Таким образом , можно говорить о трёх видах здоровья : физическом психическом и нравственном ( социальном ).

    Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

    Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга , оно характеризуется уровнем и качеством мышления , развитием внимания и памяти , степенью эмоциональной устойчивости , развитием волевых качеств.

    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основы социальной жизни человека . Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются сознательное отношение к труду, активное непринятие нравов и привычек , противоречащих здоровому образу жизни.

    Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья -это прежде всего процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для этого необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с экологическими и социальными факторами.

    Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у воспитанников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.

    Для обеспечения готовности младших школьников к полноценной жизни и деятельности необходимо работа, направленная на формирование потребностей и мотивов, способствующих овладению знаниями, умениями и навыками, которые позволят детям самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни. В своей работе я применяю различные методы для создания благоприятного

    психологического климата, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы для отдельных учащихся. У детей значительно снизились тревожность и психическое напряжение, что улучшало успеваемость и повышало сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствовало сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся. Проведение физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, проветривание классной комнаты, соблюдение психологического климата на уроках и во внеурочное время с преобладанием положительных эмоций обеспечивает в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Я учила детей самостоятельности и развивала их творческие способности при проведении физических упражнений и подвижных игр, что повышало интерес к двигательной активности, активизировало мыслительную и эмоциональную сферы. Это всё традиционные и повседневные режимные моменты учебного дня школьника. Важным аспектом также является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и их родителей. Только современный и грамотный комплексный подход поможет решить задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

    Таким образом, одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению здоровья учащихся должно быть гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальные потребности детей.

    Особое внимание в условиях начальной школы должно уделяться благотворному течению адаптации учащихся к школьному обучению, развитию мотивации к ЗОЖ, увеличению двигательной активности.

    Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

    Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

    Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

    Здоровье так же заразительно, как и болезнь.

    “Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремиться школа.

    В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

    Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

    Формирование здорового образа жизни младших школьников

    В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

    Культура здорового образа жизни младшего школьника.

    Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...

    «ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

    Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

    «ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

    Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...