Комбинированный урок «Аквариум – это хитрый прибор» (для обучающихся 7-8 лет, занимающихся по модульной программе «Удивительный мир живой природы», модуль «Мир аквариума»)
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Комбинированный урок «Аквариум – это хитрый прибор» ) представлен для учащихся 1 класса, занимающихся по модульной программе «Удивительный мир живой природы», модуль «Мир аквариума». Программа состоит из 6 модулей по изучению природы с разных сторон. Цель: формирование представлений о конструкции аквариума как о приборе, созданном человеком, через работу в аквариумном зале и конструирование модели аквариума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр» г. Колпашево

Комбинированный урок «Аквариум – это хитрый прибор»

(для обучающихся 7-8 лет, занимающихся по модульной программе «Удивительный мир живой природы», модуль «Мир аквариума»)

Халина Анастасия Михайловна

педагог дополнительного

образования

г. Колпашево

2017г.


Тема занятия: «Аквариум – это хитрый прибор»

Цель: формирование представлений о конструкции аквариума как о приборе, созданном человеком, через работу в аквариумном зале и конструирование модели аквариума.

Задачи:

Образовательные:

Обеспечить усвоение в ходе занятия таких понятий, как: аквариум, фильтр, грунт, обогреватель, термометр; дать представления о конструкции аквариума и возможность для применения знаний на практике; закрепить знания о правилах поведения в аквариумном зале.

Воспитательные:

Воспитывать готовность сотрудничать; способствовать формированию отзывчивости и общительности обучающихся, аккуратности и настойчивости.

Развивающие:
Способствовать развитию любознательности, гибкости, логичности мышления; развивать эстетические чувства.

Тип занятия: комбинированный с практической работой (рассчитан на 2 учебных часа)

Методы обучения: словесные (беседа); метод «Корзины идей»;  наглядные (аквариумы, оборудование для аквариума); практические (практическая работа «Мой аквариум»).

Материальное оснащение:

1.Игра «О правилах в мире аквариума» (Приложение 1). 
2. Изображение корзины (Приложение 2)

3. Смайлики для оценки занятия учащимися (Приложение 3). 

Ход занятия (1 час)

  1. Организационный момент (3 минуты)
  2. Проверочный этап (5 минут)
  3. Актуализация знаний (8 минут)
  4. Объяснение нового материала (15 минут)
  5. Практическая работа (14 минут)

Ход занятия (2 час)

  1. Закрепление знаний (Практическая работа) (29 минут)
  2. Физминутка (3 минуты)
  3. Рефлексия (5 минут)
  4. Подведение итогов (3 минуты)
  5. Информационный этап (5 минут)

Ход занятия (1 час)

  1. Организационный момент (3 минуты)

Приветствие учащихся. Подготовка рабочего места.

  1. Проверочный этап (5 минут)

Ребята выполняют задания викторины на знания правил поведения в аквариумном зале (Приложение 1)

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Итак, ребята, вы получили буквы и слоги, из которых нужно сложить два слова. Ребята выкладывают слова. В итоге должно получиться: аквариум и прибор. Как вы думаете, ребята, есть ли что-то общее между этими словами и как может звучать тема нашего сегодняшнего занятия?

Ребята предлагают свои гипотезы и объяснения. В итоге мы выясняем, что аквариум – это прибор, созданный человеком.

А как вы думаете, ребята, о чём будет ещё наш сегодняшний разговор? Что мы узнаем?

Учитель на доске вывешивает рисунок корзины (Приложение 2) и предлагает высказать свои идеи, все идеи записываются на доску рядом с корзиной.

  1. Объяснение нового материала (15 минуты)

Давайте для начала дадим определение. Что же такое аквариум? Ребята высказывают свои предположения и вместе приходим к единому мнению и записываем термин.

Аква́риум (от лат. aqua вода), сосуд для содержания и разведения водных животных и растений.

Итак, мы с вами узнали, что аквариум – это прибор, созданный человеком. А когда он появился? Какими были первые аквариумы? Сейчас мы немного об этом узнаем. (рассказ об истории возникновения аквариумов с.12-24 М.Д. Махлин / Занимательный аквариум. – М: изд-во Пищевая промышленность, 1967г.)

  1. Практическая работа (14 минут)

Мы с вами узнали немного об истории аквариумов, какими они были раньше. Давайте посмотрим, что изменилось? Как выглядят современные аквариумы?

Ребятам предлагается рассмотреть наглядно все детали аквариума. Показывает и рассказывает учитель, задавая вопросы. Даются определения терминам:

Аквариумный фильтр — устройство предназначенное для очистки аквариумной воды.

Аквариумный термометр — это прибор для измерения температуры воды в аквариуме.

Аквариумный грунт — элемент дизайна аквариума, необходимый для жизни растений, отдельных рыб, беспозвоночных и простейших.

Грунт является важной частью аквариума, выполняющей несколько функций:

Субстрат для прикрепления растений.

Источник питательных веществ для растений.

Буфер для содержания отходов жизнедеятельности рыб и других органических останков.

Субстрат для бактерий, участвующих в азотном и других обменах (функция биофильтра), и других микроорганизмов.

Место обитания для донных видов рыб, и необходимый компонент для рыб, использующих грунт в своей жизнедеятельности (например, для откладывания икры во время нереста).

Декоративный элемент аквариума.

Аквариумный обогреватель — устройство для поддержания стабильной температуры и подогрева воды в аквариуме или террариуме.

В зависимости от размещения в аквариуме, обогреватели делятся на:

внутренние, полностью погружённые в воду;

с частичным погружением, в которых нагреватель находится в воде, а регулирующий элемент в воздухе;

внешние, в которых нагревательный элемент находится на открытом воздухе.

Внутренние обогреватели устанавливают либо на дне аквариума, либо в месте, где есть приток воды от фильтра, протока и тому подобное.

Большинство обогревателей имеют присоску, позволяющую прикрепить устройство к стеклянной стенке аквариума или террариума.

Перерыв 10 минут.

Ход занятия (2 час)

  1. Закрепление знаний (Практическая работа) (29 минут)

Сегодня мы с вами изготовим свой аквариум с водными обитателями. Для этого нам понадобится коробка, цветная бумага, пуговицы, нитки, камешки, ракушки, пластилин. Вы принесли нарисованных и вырезанных рыбок, крабов, осьминогов (это было домашним заданием).

Выполняем работу по оформлению аквариума. (https://www.baby.ru/blogs/post/85419060-222287/)

Затем вырезаем рыбок в стиле оригами (http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-nikolaevna-kosareva/-akvarium-iz-brosovogo-materiala-master-klas-dlja-detei-5-7-let.html).

Все наши принесенные из дома и вырезанные на занятии рыбки привязываем за ниточки к пуговицам прикрепляем на аквариум. Всё, теперь наш аквариум готов! Он будет сопровождать нас на протяжении всех занятий.

  1. Физминутка (3 минуты)

Выполняем весёлые упражнения под морскую физминутку (https://урок.рф/library/morskaya_fizminutka_124415.html)

  1. Рефлексия (5 минут)

Теперь давайте мы вернёмся к нашей корзине идей и посмотрим, что мы узнали сегодня, все ваши вопросы были рассмотрены и предложения оказались верными?

Проводится анализ вопросов и предложений ребят и подводится итог.

  1. Подведение итогов (3 минуты)

Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились и, надеюсь, многое узнали. Я хочу попросить вас оценить наше занятие. И выбрать из тот смайлик, который выражает ваше мнение. Если вам всё понравилось и вы узнали много нового, то выбираем смайлик с весёлой рыбкой http://i47.tinypic.com/ano2lc.jpg, если вы остались недовольны чем-то, то выбираем недовольную рыбкуhttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpg и на обратной стороне пишем, что вам не понравилось. Если вам было совсем неинтересно и ничего не понравилось, то выбираем грустную рыбку http://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifи также пишем на обратной стороне, что не понравилось и что хотели бы изменить в нашем занятии.

Все ответы ребят собираются и анализируются учителем для подготовки к следующему занятию.

  1. Информационный этап (5 минут)

А на следующем занятии мы поговорим с вами об основных правилах начинающего аквариумиста. Как создать для своих рыбок самые комфортные условия и каких рыбок стоит выбрать в первую очередь для заселения в аквариум.

Жду вас на следующем занятии! До свидания!


Приложение 1

Задание 1. Учитель оглашает правила поведения в аквариумном зале, если оно верно, то учащиеся поднимают руку, если нет, то сидят смирно. За каждый ответ получают букву или слоги слов из темы занятия.

Правила:

Запрещено осуществлять фотосъемку с применением фотовспышки. (да)

Разрешено приносить и приводить маленьких животных. (нет)

Разрешено прикасаться к аквариуму, стучать по нему. (нет)

Разрешено кормить рыб. (нет)

Запрещено оставлять открытыми двери в аквариумный зал. (да)

Разрешено смеяться и громко разговаривать. (нет)

Разрешено пускать в аквариум принесённых с собой рыб. (нет)

Разрешено включать и выключать свет в аквариумном зале и аквариумах. (нет)

Запрещено быстро ходить и бегать в аквариумном зале. (да)

Разрешено долить а аквариум чистой воды. (нет)

Раздаточные буквы и слоги: -ак, в, а, -ри, -ум, -пр, и, -бо, р.

Задание 2. Ребята делятся на группы по количеству аквариумов в зале (9 групп), каждая группа экскурсоводов должна рассказать пару слов об аквариуме и его обитателях. Даётся минутка на обсуждение и подготовку. Затем учитель и сами ребята заслушивают сообщения групп-экскурсоводов.


  • Летом в болоте
    Вы ее найдете.
    Зеленая квакушка.
    Кто это? (Лягушка)
  • Кто на свете ходит
    В каменной рубахе?
    В каменной рубахе
    Ходят... (Черепахи)

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)

Все желанья исполняет
К нам из сказки приплывает
Рыбка родом из Китая
Угадали? (Рыбка золотая)


Для прикрепления растений.

Источник питательных веществ для растений.

Место для отходов жизнедеятельности рыб.

Место обитания для донных видов рыб

Декоративный элемент аквариума.


Ак                                 в                                 а        

ри                 ум                        пр  и                                бо                                        р


Приложение 2


http://sarme.ru/fotografii/korzina-73384-large.jpg

Приложение 3http://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpg

http://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpg

http://i47.tinypic.com/ano2lc.jpg

http://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpg

http://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpghttp://i47.tinypic.com/ano2lc.jpg

http://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpg

http://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpg

http://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpg

http://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpg

http://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpghttp://babydeveloper.com/images/family-life/barrcuda.jpg


http://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gifhttp://clipartsegifs.com.br/cliparts/disney/pequena_sereia/linguado_09.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Проект на тему:Пауки-одно из чудес живой природы. 2 класс. Презентация и краткая речь для выступления перед обучающимися начальной школы

Материал адаптирован для обучающихся начальной школы, содержит яркие фотографии, загадки и тест для рефлексии. Презентация может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»

2 класс ОС Школа России»Литературное чтениеТема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»...

Проект по окружающему миру «Аквариум в нашем классе» в рамках раздела «Живая природа» (1 класс)..

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении проектных задач. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается ...

Открытый урок изобразительного искусства во 2 классе УМК «Перспектива» по теме: «Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа»

Конспект урока по ИЗО во 2 классе по теме: "Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа"....

Живая природа: растения. Живая природа: животные. Уроки в 1 классе по УМК Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.

Презентация к циклу уроков по окружаещему миру, включающему в себя уроки по темам: Живая и неживая природа, Живая природа - растения, Живая природа - животные, Зависимость растений от природных услови...