Классный час "Хлеб всему голова"
классный час (3 класс) на тему

Манаенкова Любовь Александровна

Данный материал позволяет узнать детям о трудной работе хлебороба, о пользе хлеба, воспитывает к нему бережное отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час в начальной школе.20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Хлеб  -  всему голова»     

Цель:

Создать условия для формирования знаний о хлебе.

Задачи:

Образовательная: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, их словарный запас.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу.     

Ход занятия:

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

О чем это стихотворение?

-Почему так нельзя обращаться с хлебом?

-Как вы поступаете с недоеденным хлебом?

 -Что вы знаете о хлебе?

-Как вы думаете, о чем будет наш урок?

-Давайте сегодня наш урок посвятим хлебу и  узнаем, почему люди так берегут и ценят хлеб?  В народе говорят «Хлеб -  всему голова».     

А поможет нам в этом  герой русской народной сказки, которую вы угадаете сами. 

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? …. (Колобок)

Колобок много мог бы рассказать о хлебе, но он не умеет разговаривать,  поэтому он будет направлять нас и помогать.

Ребята,  а вы знаете,  как появился хлеб?

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но однажды  человек принес  в корзинке несколько зернышек. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия. Ученые предполагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет,  

Почему хлеб стал называться именно так?

Слово «хлеб» произошло от старонемецкого языка и  сохранилось слово «хлайб», специальный посуд  для выпечки  (Работа со словарем)

1 задание   

  Как делали хлеб  на Руси в  древние  времена? Составьте правильную цепочку (работа на интерактивной доске)

-Пахали землю

-Сеяли зерно

-Косили косой

-Молотили цепами

-Мелят на мельнице муку

-Пекут хлеб

Заметьте, что все делалось руками, без помощи различной техники.

Так как в изготовление хлеба было вложено много труда, в народе сложились разные традиции, связанные с хлебом.  Сегодня было д/з на опережение. О традициях на Руси нам расскажет 1 группа.

                                                    Традиции

Хлебом- солью встречали самых дорогих гостей

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.

Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель, чтобы малыш рос здоровым и счастливым, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути,

Хлеб выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы.

Хлеб брали с собой, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях.

Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее.

В день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зернами, чтобы жизнь их была богата.

 С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны.

Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

Наше поколение живет в мирное время. Но еще живы те люди, кто испытал ужасы войны, что в голодающем городе люди в поисках хотя бы крошки хлеба вскрывали дощатые полы. Между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В музее Ленинграда сохранился тоненький ломтик блокадного хлеба. Посмотрите на такой же ломтик. Его выдавали людям на весь день. Это был не просто хлеб – это была сама жизнь.

В годы войны муки не хватало, в тесто добавляли  отруби, жмых, солод и даже обойную муку. кору деревьев, семена лебеды в целях экономии. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда, даже маленький кусочек, не выбрасывают.

В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

125 грамм!

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Видеоролик  О. Воронец «Хлеб всему голова».

Знаете, как хлеб называется у разных народов?   Об этом нам расскажет 2 группа  ( хала - Израиль, симит – Турция, лаваш - Армения, фокачча - Италия, бриош,  багет - Франция, пумперникель - Германия,  калач -  Россия.

Физкультминутка

А вы знаете, как хлеб приходит к нам на стол?

Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом. Мы каждый день его видим на столе. Без него не представляем обед или завтрак. А ведь и в наше время  непросто приходит он к нам на стол.

 Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

Из каких злаков делают хлеб? (Пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, просо)

Как вы  думаете,  сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба?  Это люди  120 профессий.

  Основные профессии  вы назовете сами. На столах у вас кроссворд. Разгадайте его самостоятельно.

 Ключевое слово - хлебороб

Кто такой хлебороб - крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб.

Как пекут хлеб  (видео)

В настоящее время  много споров о том, вреден или  полезен хлеб? В мире  сейчас множество полных людей и считается, что от хлеба полнеют. На самом деле, он вреден в больших количествах и при малоподвижном образе жизни.  В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место.

 Так, белки, содержащиеся в хлебе, нам дают иммунитет, отвечают за рост организма; углеводы – энергию, а минеральные вещества берегут здоровье.

Он еще содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

 Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет? 
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.

Хлеб воспевали многие поэты  писатели   музыканты,  художники и об этом нам расскажет  3 группа

 Картины:

Сказки и рассказы: Паустовский «Тяжелый хлеб»

Сказка «Колобок»

К.Д.Ушинский «Хлеб»

Белорусская сказка  « Легкий хлеб»

Стихи о хлебе

Пословицы и поговорки про хлеб.

 Кроме традиций, придуманных людьми, есть очень много пословиц о хлебе. У вас на столах есть карточки, из них надо собрать пословицу.

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и

взаимовыручке. Вот несколько из них.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Будет хлеб, будет и песня!

Без хлеба куска везде тоска.

Давайте вернемся к теме урока

Объясните смысл пословицы  Хлеб - всему голова.

   (Хлеб главный на столе, ни один стол - ни богатый, ни бедный - не обходится без хлеба. Люди выживали  благодаря хлебу.)

Что нового узнали на уроке?

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба, многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

Давайте вспомним стихотворение, которое я прочитала в начале урока. А теперь скажите, чтобы вы сказали такому мальчику?

А автор вот что говорит:

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Вы согласны с автором?


 На столах у вас лежат колобки

 Если вам понравился урок – нарисуйте улыбку.

Если не очень - мордочку без эмоций.

Если было неинтересно – грустный ротик.

Отправим наших колобков на полянку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Хлеб-всему голова. А, каша? Классный час.

В мероприятиии говорится о бережном отношении к хлебу. Рассказывается о разновидностях каш и полезности этих продуктов....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....