Проектная деятельность 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательных потребностей;
- обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
Цели программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы: развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследований;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- основные логические операции, их отличительные особенности;
- правила успешной презентации проекта.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- выделять из текста основные понятия и давать им определения;
- классифицировать предметы, процессы, явления;
- выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
- ранжировать выдвигаемые идеи;
- делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:
- самостоятельно добывать , обрабатывать , хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу общественности.
Тематическое планирование.
№ п/п. | Тема урока | Дата | Тип урока, кол - во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты ( личностные и метапредметные ) Характеристика деятельности | |||
Содержание урока (ученик должен знать) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | ||||
1. | Кто я? Моя семья. | Комбиниро ванный (1 ч) | Понятие о повествовательной речи. Виды повествования. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | ||||
2. | Что такое проект. (Проект? Проект!) | Урок первичного предъявлен ия новых знаний (1 ч) | Понятие о проектной деятельности. Свое исследование. Что значит защитить проект? | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | ||||
3. | Чем я люблю заниматься. | Комбиниро ванный (1 ч) | Понятие о докладе. Виды докладов. Понятие «Хобби» | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | ||||
4. | Что такое портфолио? | Урок первичного предъявлен ия новых знаний (1 ч) | Знакомство с вариантами оформления детского портфолио. | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | ||||
5. | О чем я хочу рассказать | Комбиниро ванный (1 ч) | Понятия «Тема», «Проект» | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. |
Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | |||||
6. | Выбор темы проекта | Комбиниро ванный (1 ч) | Понятия «Тема», «Проект» | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | |
7. | Как собирать материал. Учимся выбирать дополнительную литературу. | Комбиниро ванный (1 ч) | Экскурсия в библиотеку. | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | |
8. | Этап. Твои помощники. Источники. | Урок первичного предъявлен ия новых знаний (1 ч) | Понятия «Этап», «Помощник» | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | |
9. | Подготовка проекта по выбранному предмету | Комбиниро ванный (1 ч) | Формулирование проблемы. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | |
10. | Проблема. | Урок первичного предъявле- ния новых знаний (1 ч) | Рассказ о проделанной работе, какую информацию нашли, что еще предстоит сделать. | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | |
11. | Проверка выполнения работы по проекту. (4 чел.) | Комбиниро ванный (1 ч) | Защита учащимися своих проектов. | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | |
12- 13 | Проблема. Решение проблемы. Защита | Комбиниро ванный | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. |
проекта. (9 чел.) | (1 ч) | Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | |||
14 | Подготовка проекта «Зима в природе». | Комбиниро ванный (1 ч) | Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | |
15 | Цель и задача проекта. | Урок первичного предъявлен ия новых знаний (1 ч) | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | ||
16 | Выбор нужной информации | Комбиниро ванный (1 ч) | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | ||
17 | Экскурсия в зимний парк, на реку. | Комбиниро ванный (1 ч) | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | ||
18- 20 | Подготовка проекта «Зима в природе». | Комбиниро ванный (1 ч) | Формулирование проблемы. Подбор произведений о зиме, загадок , пословиц. Конкурс рисунков и сочинений. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | |
21 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | Урок первичного предъявлен ия новых знаний (1 ч) | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | ||
22 | Практическая | Комбиниро | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы |
работа «Составляем визитку к проекту» | ванный (1 ч) | деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | |||
23- 25 | Презентация проекта «Зима в природе». | Комбиниро ванный (1 ч) | Выступления учащихся по теме. Рассказ о проделанной работе. | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | |
26 | Оформляем портфолио. | Комбиниро ванный (1 ч) | Продолжение знакомства с видами портфолио учащегося. Структура портфолио. | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | |
27 | Гипотеза. Предположение. | Урок первичного предъявлен ия новых знаний (1 ч) | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | ||
28 | Мой портфолио. | Комбиниро ванный (1 ч) | Учащиеся продолжают работу по оформлению портфолио. | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | |
29 | Гипотеза. Играем в предположения. | Комбиниро ванный (1 ч) | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | ||
30 | Мой портфолио. | Комбиниро ванный (1 ч) | Учащиеся продолжают работу по оформлению портфолио. | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. |
31- 32 | Защита портфолио | Закреплени е ЗУН (1 ч) | Выступления учащихся по теме. Рассказ о проделанной работе. | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | |
33 | Твои впечатления от работы над проектом. | Комбиниро ванный (1 ч) | Выступления учащихся по теме. Рассказ о проделанной работе. | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | |
34 | Советы на лето. | Комбиниро ванный (1 ч) | Рассказ о проделанной работе, какую информацию нашли, что еще предстоит сделать. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Проектная деятельность 1 класс.
Рабочая программа....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...