Проектная деятельность 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Баранчикова Елена Александровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная  записка

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.


В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
  • младшие        школьники        не        получают        возможности        для        реализации        и        удовлетворения        познавательных потребностей;
  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

Цели программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы: развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:


  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследований;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации проекта.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  • классифицировать предметы, процессы, явления;
  • выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
  • ранжировать выдвигаемые идеи;
  • делать выводы и умозаключения;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:

  • самостоятельно добывать , обрабатывать , хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • работать в коллективе, группе;
  • презентовать работу общественности.


Тематическое планирование.

№ п/п.

Тема урока

Дата

Тип урока, кол - во часов

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты ( личностные и метапредметные )

Характеристика деятельности

Содержание урока

(ученик  должен знать)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

1.

Кто я? Моя семья.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Понятие о повествовательной речи. Виды повествования.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.

2.

Что такое проект. (Проект? Проект!)

Урок первичного предъявлен ия новых знаний

(1 ч)

Понятие о проектной деятельности. Свое исследование. Что значит защитить проект?

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.

3.

Чем я люблю заниматься.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Понятие о докладе. Виды докладов. Понятие

«Хобби»

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.

4.

Что такое портфолио?

Урок первичного предъявлен ия новых знаний

(1 ч)

Знакомство с вариантами оформления детского портфолио.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.

5.

О чем я хочу рассказать

Комбиниро ванный

(1 ч)

Понятия «Тема»,

«Проект»

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.


Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.

6.

Выбор темы проекта

Комбиниро ванный

(1 ч)

Понятия «Тема»,

«Проект»

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.

7.

Как собирать материал. Учимся выбирать дополнительную литературу.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Экскурсия в библиотеку.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.

8.

Этап. Твои помощники. Источники.

Урок первичного предъявлен ия новых знаний

(1 ч)

Понятия «Этап»,

«Помощник»

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

9.

Подготовка проекта по выбранному предмету

Комбиниро ванный

(1 ч)

Формулирование проблемы.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.

10.

Проблема.

Урок первичного предъявле- ния новых знаний

(1 ч)

Рассказ о проделанной работе, какую информацию нашли, что еще предстоит сделать.

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

11.

Проверка выполнения работы по проекту. (4 чел.)

Комбиниро ванный

(1 ч)

Защита учащимися своих проектов.

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

12-

13

Проблема. Решение проблемы. Защита

Комбиниро ванный

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.


проекта. (9 чел.)

(1 ч)

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.

14

Подготовка проекта

«Зима в природе».

Комбиниро ванный

(1 ч)

Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.

15

Цель и задача проекта.

Урок первичного предъявлен ия новых знаний

(1 ч)

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

16

Выбор нужной информации

Комбиниро ванный

(1 ч)

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.

17

Экскурсия в зимний парк, на реку.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.

18-

20

Подготовка проекта «Зима в природе».

Комбиниро ванный

(1 ч)

Формулирование проблемы. Подбор произведений о зиме, загадок , пословиц. Конкурс рисунков и сочинений.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.

21

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Урок первичного предъявлен ия новых знаний

(1 ч)

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

22

Практическая

Комбиниро

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы


работа «Составляем визитку к проекту»

ванный

(1 ч)

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.

23-

25

Презентация проекта «Зима в природе».

Комбиниро ванный

(1 ч)

Выступления учащихся по теме. Рассказ о проделанной работе.

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

26

Оформляем портфолио.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Продолжение знакомства с видами портфолио учащегося. Структура портфолио.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.

27

Гипотеза. Предположение.

Урок первичного предъявлен ия новых знаний

(1 ч)

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

28

Мой портфолио.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Учащиеся продолжают работу по оформлению портфолио.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.

29

Гипотеза. Играем в предположения.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

30

Мой портфолио.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Учащиеся продолжают работу по оформлению портфолио.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности.


31-

32

Защита портфолио

Закреплени е ЗУН (1 ч)

Выступления учащихся по теме. Рассказ о проделанной работе.

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

33

Твои впечатления от работы над проектом.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Выступления учащихся по теме. Рассказ о проделанной работе.

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества  уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

34

Советы на лето.

Комбиниро ванный

(1 ч)

Рассказ о проделанной работе, какую информацию нашли, что еще предстоит сделать.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...