русский язык
материал на тему

Мещерякова Лидия Сергеевна

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_rasteniy.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мир растений

Цели урока: 

  • создать условия для ознакомления с признаками, на основе которых растения делятся на группы;
  • показать роль растений в поддержании жизни на Земле;
  • содействовать формированию  навыков работы в парах, воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, бережного отношения к природе.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.

- Сначала нам надо настроиться на работу.

- Итак,

 1 - 2 – выше голова!

3 – 4 – плечи шире!

5 - 6 – ровно сесть!

7 – 8 – лень отбросим!

9 – глубоко вдохнём….

И работать мы начнём.

- Мир природы  нам надо познать.

Тайны, загадки его отгадать. (Слайд 1)

- Вы готовы это делать вместе со мной? Если да, покажите открытые ладошки.

- Отлично!

- Посмотрите, что это за предмет? Как он называется?  (Лупа – слайд 2)

- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? Для чего нужна лупа?  (Поможет всё рассмотреть, ничего не упустить)

- Мы будем исследователями. А исследователи должны быть внимательными. Лупа будет напоминать нам об этом.

- Проведём исследование №1. Определим тему урока. (Слайд 3) 

- Предлагаю вам, ребята,

Отгадать мои загадки.

- Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

- Что это?   (Подснежник).

- Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (Ель)

- Этот куст такой колючий!

Ты его не трогай лучше.

Подстрижет его садовник,

Буйно зацветет… (Шиповник)

- Подснежник, ель, шиповник….. А как их можно назвать одним словом? (Растения).

- Какой же будет тема нашего урока? О чём пойдёт сегодня разговор?   (Слайд 4)

- Вы, наверное, слышали выражение: «Растения – зелёная одежда Земли»?      - Как вы это понимаете?

- И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. (Слайд 5)

- Скажите, а из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена) (Слайд 6)

- А что нужно растениям для жизни? (Вода, свет, тепло) (Слайд 7)

- Как вы думаете, вы уже всё знаете о растениях? (Нет)

- Какую цель поставим? (Слайд 8)

- Сегодня мы пополним запас знаний о царстве растений.

- Рассмотрите внимательно этот кластер. (Слайд 9)

- Оказывается, растения можно поделить на группы иначе.

- Какие группы растений здесь выделены? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

- Проведём исследование №2. Выявим их особенности. (Слайд 10)

- У вас на столах лежат карточки - телеграммы. Их прислали растения.

- Поработайте в парах, прочитайте внимательно текст, а затем, совещаясь вполголоса, заполните таблицу. Поставьте плюс, если этот признак присутствует и минус, если его нет. В последней колонке впишите нужное слово.

- Приступайте к работе. Работайте дружно. Если нужна моя помощь, подавайте сигнал поднятой рукой. (самостоятельная работа)

- Кто готов, сигнал, руки домиком.

- Проверяем, что получилось.

- От кого вам пришла телеграмма? (От водорослей) (Слайд 11)

- Выясним всё про водоросли.

- Почему они так называются?

- Есть ли у них корни?

- Стебли?

- Листья?

- Как они размножаются?

- Кто получил телеграмму от мхов? (Слайд 12)

- Есть ли у них корни?

- Стебли?

- Листья?

- Как они размножаются?

- От кого вам  пришла телеграмма? (От папоротников)

- Где обитают папоротники? (Слайд 13)

- Что вы ещё о них узнали?

- У кого была телеграмма от хвойных растений? (Слайд 14)

- Приведите примеры хвойных растений.

- Как вы заполнили таблицу о них?

- О каких растениях ещё не рассказали? (Слайд 15)

- Кто изучал особенности этих растений?

- Как вы заполнили таблицу?

- Что можете добавить об этой группе растений?

- Проведём сравнение. (Слайд 16)

- Чем похожи водоросли, мхи и папоротники? (Размножаются спорами)

- У каких растений нет корня? (У водорослей и мхов)

- Что общего у хвойных и цветковых растений?

-  А чем отличаются?

- Проведём исследование №3. Выясним, какую роль играют растения                       в природе и жизни людей? (слайд 17)

- Попробуйте дать ответ, пользуясь материалом своих телеграмм.

- Растения оказывают большую пользу для нас, а что мы можем сделать для них?

- Вспомним, какую цель  ставили перед собой в начале урока. (Слайд 18)

- Кто считает, что мы выполнили эту задачу и пополнили свои знания о растениях? Покажите раскрытые ладошки.

- Хочу всё-таки убедиться, что это так.

- Вернёмся к началу урока. (Слайд 19)

- Пользуясь новыми знаниями, скажите, на какие ещё группы вы теперь можете разделить эти растения.

(поработаем с учеником, рассмотрим картинки, приведите примеры растений)

- Молодцы. Оценим свою работу. У вас на столах лежат разноцветные листья. (слайд 20)

- Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, выберите зелёный листочек.

- Если у вас  остались некоторые непонятные  моменты, выберите жёлтый листочек.

- Если вы не поняли, на какие группы ещё делятся растения, выберите красный листок.  (Ученики показывают листики или размещают их на дереве).

- Посмотрите, наше дерево зазеленело среди осени. Это случилось благодаря вашей активной работе.

- Молодцы! Спасибо всем за активную работу.  (слайд 21)

Водоросли

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.  Корни им не нужны, так как живут они в растворе питательных веществ                  и могут поглощать их всей своей поверхностью. Размножаются они спорами.

Морские водоросли используются в пище людей и  животных, как удобрение, из них делают лекарства, так как они богаты йодом.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Папоротники

        Эти растения  любят влагу и тень. У них  нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. А мы видим только листья.   Листья достигают порой до полутора метров. Папоротники — очень красивые, поэтому многие сажают их дома, на дачах.  Размножаются спорами.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

   

Хвойные растения

       Они вам хорошо знакомы. Это сосна, ель, пихта и многие другие. Узнать  хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. У хвойных есть корень и стебель, листья, преобразовавшиеся в иголки. Но они никогда не цветут. Их семена помещаются в шишках. Этими семенами они и размножаются.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

                                         Мхи

Это низкорослые растения, стелются  по земле. У мхов нет корней, но есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.

Мох является пищей для многих животных. Например, северные олени питаются мхом ягелем.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Цветковые растения

         Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их можно встретить по всюду.  У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами, которыми они размножаются.

 

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Сообщение

Разнообразие цветов просто ни счесть, несмотря на схожесть строения. Места, где растут цветковые растения, удивят даже самых изысканных цветоводов. Они могут поселиться как на заснеженных пустынях Арктики, так и в тропических лесах Южной Америки. Их можно встретить в воде, песчаных пустынях и даже в степи, которую может покрывать прекрасный цветок маргаритка.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...