Тексты "новой природы"
статья по теме

Дудакова Наталья Владимировна

Исследования  Т.Г. Галактионовой и Е.И. Казаковой текстов "новой природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты «новой природы»

Ведущие исследователи текстов «новой природы», Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова отмечают, что в настоящее время фиксируется тенденция качественного изменения природы текста: на смену традиционной вербальной конструкции, дополненной иллюстрациями и элементами простейшей графики (таблицы, схемы, диаграммы), приходят тексты, для которых характерны гипертекстуальность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфографики, интерактивной графики, дополненной реальности и других возможностей коммуникации. Наглядность, доходчивость, универсальность визуального языка позволяет более компактно передавать информацию и ускорить процесс ее восприятия и сохранения.

Авторы статьи  текстом новой природы называют мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связанная последовательность разнородных символов (знаков вербальной и невербальной природы).

Тексты новой природы стали для современных педагогов предметом пристального внимания, подчеркивает  Т.Г. Галактионова, не только в связи с форматами международных исследований ученической грамотности, но и из-за возникающего понятия «новая грамотность», которому в Европейской образовательной практике сегодня уделяют большое внимание. Речь идет о том, чтобы научить детей осваивать культурные ценности в процессе образования, анализируя и проектируя тексты новой природы.

Как создаются эти тексты «новой природы»? Можно говорить о сжатии текста и его сборке. Первый способ предполагает наличие текста, выстроенного в традиционной вербальной конструкции – словесной форме. Этот первоначальный текст проходит операции:

- сжатия (из него убираются словесные структуры, обладающие нулевой информативностью или близкой к нулю смысловой значимостью;

- замены словесных конструкций на знаковые (стрелки, рисунки, графики, диаграммы);

- числа в таких текстах практически всегда живут в своей цифровой, а не буквенной ипостаси;

- преобразование текстовых форматов, характеризующих причинно-следственные и другие связи, в схемы;

- дополнение метафор рисунками;

- изменения объема за счет приема гипертекстуальности, т.е. перевода уточнений и расширений (которыми можно пренебречь при анализе ключевых идей текста) в иную плоскость рассмотрения;

- дополнения текста мультимедийными фрагментами (звуковые композиции, видеофрагменты, мультипликация и др.);

- построения новой структуры (композиции) текста, в том числе и отказ от линейности;

- создание новых компонентов текста, помогающих читателю освоить текст (рекомендации к способу чтения текста, тесты, вопросы для самостоятельного анализа).

Е.И. Казакова и Т.Г. Галактионова отмечают, что исследователям предстоит ещё ответить на ряд важных вопросов. В какой мере измененный текст влияет на восприятие традиционного текста, на способность человека понимать и принимать смыслы сообщения, на эмоциональное состояние человека? Какие тексты – классические вербальные или «новые» - перерабатываются человеком более эффективно? Как появление нового текста меняет процесс становления творческого сознания человека: тормозит или стимулирует? Последний вопрос актуален в связи с традицией понимания чтения классических вербальных текстов как основы для развития способности к воображению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...