Проект портфолио
методическая разработка на тему

Ведерникова Оксана Александровна

выступление на мо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_portfolio.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология портфолио»

Автор: Ведерникова О.А.

Учитель начальных классов

Г. Вязьма

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях………………….…………………….…………………………….…..3

II. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»

2.1 Смысловое значения термина «портфолио»……………………………………….…..4

2.2. Педагогическая идея создания и использования портфолио………………..……......6

2.3. Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении...………………………………………………………………………………..…..7

2.4.  Технология «Портфолио», как ведущий показатель целостной системы оценки качества образования…………………………………………………………………….......9

2.5. Классификация портфолио: обязательные элементы, виды, типы портфолио……………………………………………………..………………………….…10

2.6. Примерные продукты деятельности обучающегося и педагога…............................13

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….................................................…………………………...…....15

IV. ЛИТЕРАТУРА..……………………………………………………………….………..16

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях.

В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые позволяют повысить качество обучения.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся, осуществляя переход от отдельных частных методик к современным педагогическим технологиям.

Внедрению современных педагогических технологий препятствует педагогический консерватизм и иные причины:

1) отсутствие конкретизированного для педагога технологического описания;

2) недостаточность дидактического сопровождения и его преемственность;

3) отсутствие качественной подготовки педагога по внедрению выбранной технологии в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.

Внедрение современных педагогических технологий становиться своего рода модой что, с одной стороны, является позитивным свидетельством стремления к инновациям, а с другой стороны – тревожным фактом: не зная отчетливо, какой инструмент используется, невозможно получить желаемый результат.

В настоящий момент в массовой практике выбор современных педагогических технологий происходит чаще всего из-за простого стремления ко всему новому, а критериями являются следующие условия их реализации:

1) педагог, прошедший курс обучения данной технологии;

2) в технологии разработан комплект методических пособий для всех ступеней образования;

3) подготовлено большое количество учебных пособий (учебники, рабочие тетради, задачники и т.д.);

4) в данной технологии представлены учебники для большинства предметов.

Для правильного выбора и применения технологии необходимо иметь представление о современных педагогических технологиях, их классификации.

Исследователями данной области выявлено большое количество современных педагогических технологий применяемых в процессе обучения и предприняты попытки обобщить, классифицировать и систематизировать большую часть современных педагогических технологий.

«Педагогическая технология» – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (анализ интерпретации понятия «педагогическая технология» различных авторов  Б.Т. Лихачева, И.П. Волкова, В.П. Беспалько, В.М. Монахова).

II. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»

2.1. Смысловое значения термина «портфолио».

Чтобы узнать глубину и значимость сущностного значения «портфолио» как педагогической технологии необходимо понять:

– Что такое «Портфолио»?

– Для чего и зачем создавать «Портфолио»?

– В чем заключается важность и значимость «Портфолио» как технологии, образующей целостную систему оценки качества образования в учебном заведении?

Наряду с этим также важно понять, что есть технология «Портфолио» – банк достижений или технология формирования системы этого банка?

Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время термин «портфолио» достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы.

У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.

В повседневной жизни «портфолио» представляют как:

  • визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении);
  • досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах);
  • портфель учебных и профессиональных достижений человека.

Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина «портфолио» позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено.

2.2. Педагогическая идея создания и использования портфолио. 

Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI века идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника «на выходе» конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в «портфеле» («папке специалиста»).

В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченковой термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ обучающихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом.

Таким образом «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при определенных условиях.

Современное российское образование трактует данный термин как «папку индивидуальных достижений обучающегося или педагога».

Педагогическая идея портфолио предполагает:

  •  смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
  •  интеграцию количественной и качественной оценок;
  •  доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

2.3. Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении.

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.

Конечная цель учебного портфолио – доказательство прогресса обучения результатами учебной деятельности.

Именно технологический подход позволяет рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.

Технология «Портфолио» способствует решению педагогических задач:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.

2. Формировать у обучающихся умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

3. Поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения.

4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку.

5. Содействовать персонализации образования.

6. Определять количественные и качественные индивидуальные достижения.

7. Максимально развивать познавательные и креативные способности обучающихся, реализовывать их творческие способности и познавательные интересы.

8. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации обучающихся.

Технология «Портфолио» организация педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой (Стефановская Т.А.).

Технология «Портфолио» есть «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» (Г.К. Селевко).

Технология «Портфолио» это целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности

(Мейер Д.).

Технология «Портфолио» - система конкретных выдающихся результатов обучающегося, выпускника студента, педагога, которые были получены в совокупности последовательных действий взаимосвязи данных субъектов с целью получения образования, развития и формирования личности каждого из них.

Кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования привели к тому, что количественные показатели знаний приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций.

Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию «Портфолио», с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат.

С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века (Дутко Н.П.).

Наиболее значимые и востребованные компетенции:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

2.4.  Технология «Портфолио», как ведущий показатель целостной системы оценки качества образования.

В связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений обучающихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию технологию «Портфолио» необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.

Учебное портфолио представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучающегося, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного обучающегося и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом.

Результатом представления портфолио, как правило, является итоговая оценка. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам.

В практике оценивания портфолио, как продукта деятельности выпускников, имеется достаточно большой опыт, представленный на всех ступенях образования (школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это показатель успешных достижений выпускника в процессе конкретного временного периода, фиксирование и накопление им индивидуальных достижений собственного прогресса. Такой подход позволяет говорить о некоторой уже сложившейся системе, которая должна иметь преемственные связи на всех ступенях обучения.

В связи с этим, следует отметить, что достаточно важно и целесообразно начинать работу с портфолио еще в школе. Именно там начинает формироваться первый опыт обучающегося по созданию своего «шедевра успеха» как части личностной траектории развития выпускника и будущей карьеры начинающего специалиста. Представление им своих результатов с помощью портфолио позволяет проанализировать не только процесс, но и результат конкретной образовательной деятельности, проделанной в конкретные временные сроки, оценить степень сформированности его личностных качеств. При этом понятно, что на каждом из этапов должны стоять свои задачи, максимально способствующие повышению качества образования в целом, а значит и продукта – конкурентоспособного специалиста.

2.5. Классификация портфолио: обязательные элементы, виды, типы портфолио.

Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии «Портфолио» опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др..

Для любой технологии и технологии «Портфолио» в том числе характерны наличие и взаимосвязь ведущих компонентов:

  • целевой,
  • содержательный,
  • организационный,
  • экспертно-оценочный,

которые и образуют целостную систему.

Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения.

Все разнообразие видов портфолио определяется разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания:

  • цель формирования самого портфолио;
  • возрастная категория исполнителей участников, которой предстоит его создать;
  • тип и вид учебного заведения, которое представляет свой продукт предметного и/или профессионального образования обществу;

и целью его использования.

Одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации.

По целям она может быть: стратегической и/или тактической.

Во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.

Типы и виды портфолио:

 - по ведущим субъектам образования: портфолио обучающегося, педагога, семьи;

- по видам деятельности каждого субъекта:

  • портфолио обучающегося с конкретной профильной направленностью;
  • портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью;
  • портфолио классного руководителя;
  • портфолио педагога дополнительного образования;
  • портфолио педагога-организатора;
  • портфолио социального педагога;
  • портфолио-методист,
  • портфолио-исследователь,
  • портфолио по работе с одаренными детьми.

- в зависимости от конкретных целей обучения:

  • портфолио документов;
  • портфолио достижений;
  • рефлексивный портфолио;
  • комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)

После определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения.

Структура портфолио должна быть логичной, содержательной, целесообразной, состоять из нескольких разделов, оставаться разнообразной и легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста.

Ведущие структурные компоненты, образующие технологию портфолио: целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный.

Портфолио должен включать три обязательных элемента: 

1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели,

предназначения и краткого описания данного документа.

2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов

3. Самоанализ и прогноз или план на будущее,

для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: педагогами, родителями, другими обучающимися, администрацией и др.

Варианты использования портфолио могут быть самыми различными и широкими по назначению:

  • инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития обучающегося среди других обучающихся, родителей, педагогов;
  • подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного обучающимся;
  • документ, индивидуальная карта обучающегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения;
  • показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа;
  • сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.

2.6. Примерные продукты деятельности обучающегося и педагога.

В учебные портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности:

  • работы обучающегося (классные самостоятельные и домашние работы);
  • оригинальные решения или выполнение сложных занимательных учебных заданий по конкретной теме (по выбору обучающегося);
  • выполнение заданий самостоятельно сверх учебной программы;
  • рефераты различной направленности и сложности;
  • наглядные пособия, изготовленные по конкретной тематике;
  • краткие эссе или резюме о прочитанных книгах по данной педагогом теме;
  • дневник личностного роста обучающегося;
  • задания, составленные самим обучающимся по конкретной теме;
  • фотографии, представленные по направления деятельности;
  • описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ;
  • аудио и видеоматериалы с выступлениями обучающегося;
  • работы, имеющие интегративные связи со смежными дисциплинами;
  • дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным

предметам.

В профессиональные портфолио могут быть включены категории и наименования продуктов педагогической деятельности:

  • индивидуально-творческие работы педагога;
  • эвристические задания для классных и домашних самостоятельных работ

учащихся;

  • методические рекомендации для решения (выполнения) сложных

занимательных заданий по конкретной теме, предлагаемой обучающимся;

  • подбор и разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся сверх учебной программы;
  • примерная тематика реферативных работ по различной направленности и

сложности;

  • разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной

тематике;

  • дневник личностного профессионального роста педагога;
  • фотографии, представленные по направлениям деятельности;
  • описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ с

обучающимися;

  • аудио и видеоматериалы с выступлениями педагога на различных уровнях;
  • дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным

предметам;

  • мониторинг оценки качества образования по конкретной учебной дисциплине;
  • пакет диагностических процедур для отслеживания результатов личностного роста обучающегося и самого педагога.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение технологии «Портфолио» в учебном заведении требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности в вопросах образования. Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

Кардинально меняющиеся  условия современного рынка труда вносят существенные коррективы по отношению к человеку к его профессионально-квалификационным характеристикам и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. В связи с этим основными морально-психологическими качествами работника становятся инициативность, самостоятельность, креативность, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими субъектами общества, высокая мотивация к карьерному росту, повышению квалификации и профессиональному переобучению. Именно эти качества позволяют человеку быть мобильным и конкурентоспособным, а технология «Портфолио» как эффективный инструмент и ведущий показатель системы оценки качества образования позволяет наглядно представить целостную картину о степени сформированности личности как успешного, компетентного и делового человека.

IV. ЛИТЕРАТУРА

  1. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров, М., издательский центр «Академия», 2001.

Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации, М., 2004.

  1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.
  2. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем/ Г.К. Селевко «Школьные технологии», №6, 1996.
  3. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио, / Методист,  №5, 2005.
  4. Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки/ Естествознание в школе, №2, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Портфолио младшего школьника" Проект "Шаг в будущее"

Не так давно мы услышали незнакомое слово «портфолио», заинтересовались и выяснили, что это такое. Оказалось, что  это слово многозначное. Одно из значений заинтересовало...

Проект«Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов»

Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни....

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе» помогает формировать умение  учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную дея...

проект "Портфолио семьи-послание будущим поколениям"

Изучение  семьи, родословной, способствует близкому общению членов семьи, так как помощниками будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков. Способству...

Проект «Портфолио как новая система оценки образовательных результатов»

Проект «Портфолио как новая система оценки образовательных результатов»...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...