Деятельность учителя-логопеда по изучению проблем в образовательных отношениях.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кондякова Татьяна Анатольевна

Коррекционно-логопедическая работа учителя-логопеда строится согласно инструктивному письму Минобразования РФ в три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный (результативный).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_uchitelya-logopeda.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Венгеровская СОШ№2 учитель – логопед Кондякова Т.А. ©

Деятельность учителя-логопеда по изучению проблем в образовательных отношениях.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась. Сегодня до 80% новорожденных физически незрелые, около 70% имеют патологию периода беременности и родов, 60% детей не готовы к школьному обучению. Современное исследования развития детей свидетельствует о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, не соответствует возрастной норме, так как у данных детей в первую очередь, страдают нервная система и речь.

Одна из причин нарушения устной речи заключается в том, что в настоящее время современный ребёнок находится в некачественной речевой среде, где мало читают, слушают, нет полноценного общения, ребёнок с рождения практически не слышит грамотной правильной речи окружающих его людей. Следовательно, у такого ребёнка не качественно формируется фонематическое восприятие. При обследовании выявляется, что кроме несформированного фонематического слуха,  нарушено звукопроизношение,  не сформированы или частично сформированы грамматический строй речи, связная речи, высшие психические функции. Всё это в дальнейшем непременно проявится при обучении грамоте в школе, «скрытая патология» расцветает пышным букетом в виде разных форм дислексии и дисграфии. Наличие отклонений в развитии устной речи ведёт к серьёзным проблемам в обучении не только по чтению и русскому языку, но и по другим предметам школьной программы.

Цель коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда: создание оптимальных условий для своевременной  коррекции всех компонентов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.

Основными задачами учителя-логопеда являются:

  • своевременная диагностика аномалий речевого развития у обучающихся;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  • предупреждение и профилактика речевых нарушений;
  • пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей   (законных представителей) учащихся. 

Логопедическая работа строится согласно инструктивному письму Минобразования РФ, которое  определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения ОУ, который «создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) в освоении ими общеобразовательных программ».

Согласно разработанной Программе логопедическая работа выстраивается в III этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этапов имеет свои цели, задачи и технологии.  Продолжительность каждого этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

I этап – диагностический, длится первые две недели сентября. Логопедическая диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду определить вид речевой патологии, её форму и степень тяжести речевого дефекта. Также диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностическая работа включает:

1. своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

2.раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении)  диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

3. комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

4.определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

5.изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

6.изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

7. изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

8.системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

9. анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Для выявления нарушений устной и письменной речи используются методики: Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, О.Б., И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева, О.И. Азовой и т.д. Данные методики дают полную картину о состоянии речевого развития каждого обучающегося, позволяет определить вид речевой патологии, её форму и степень тяжести дефекта. Данные схемы обследования очень эффективны, так как они показывают уровень сформированности устной и письменной речи каждого ребёнка, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны.

При обследовании учитель-логопед использует различные дидактические материалы, отбор дидактического материала зависит от возраста ребёнка, от уровня развития речи, от уровня психического развития, от уровня обученности.  

Выявленные учащиеся с недостатками устной и письменной речи зачисляются в логопедический кабинет. По результатам обследования на каждого ребёнка составляется речевой профиль, индивидуальный коррекционный маршрут и заводится речевая карта, даются рекомендации родителям (законным представителям) и учителям по устранению пробелов в устной и письменной речи.

При проведении стартовой диагностики выявляется уровень сформированности каждого компонента речевой системы: связной речи, грамматического строя речи, словарного запаса, фонематических процессов, звуковой стороны речи и артикуляционного праксиса. Со второго класса проводится обследование письменной речи. Это письмо под диктовку, списывание небольшого текста, самостоятельное письмо (составление нескольких предложений по сюжетной картинке или составление небольшого рассказа). После выполнения небольших по объёму письменных работ ученику предлагается прочитать небольшой текст. В ходе чтения обращается внимание на способность правильно произносить буквы, способ чтения, выразительность, понимание прочитанного и отношение ребёнка к чтению.

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный длится с сентября по май. Это самый продолжительный и содержательный этап работы. Длительность данного этапа коррекционного обучения зависит от степени и характера выраженности речевого нарушения, также от динамики коррекции каждого конкретного обучающегося. В этот период решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

1.формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры;

2.развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

3.формирование лексико-грамматического строя речи;

4.совершенствование связной речи;

5.предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

Коррекционно-развивающая работа с учащимися с нарушением устной речи проводится индивидуально, а с нарушением письменной речи по подгруппам согласно утверждённому расписанию. Обучение на данном этапе организуется с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности подачи материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные маршруты с учётом структуры речевого дефекта конкретного ученика. Подгрупповые и индивидуальные занятия, направлены:

  • на развитие артикуляционной моторики;
  • на постановку, автоматизацию, дифференциацию дефектных звуков;
  • на развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза;
  • на пополнение словарного запаса за счёт словообразования слов суффиксальным и префиксальным способами;  
  • на развитие грамматического строя речи: умения строить предложения, выделять границы, согласовывать слова в предложении; на развитие самостоятельной связной речи;
  • на развитие памяти и внимания, и на активизацию мыслительной деятельности т.д.

Логопедические занятия делятся по типам:

  • Обучающие занятия целью,  которых являются овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведёт к формированию понятий.
  • Закрепляющие занятия, на которых у учащихся совершенствуется, и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей.
  • Комбинированные занятия, целью которых являются решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся чаще, чем другие.

Коррекционно-развивающая работа включает:

1.выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

2.системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекции отклонений в развитии;

3.коррекцию и развитие высших психических функций;

4.развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

С целью предупреждения и коррекции нарушений чтения и письма, имеющихся  у младших школьников используются методики и рекомендации  различных авторов: И.Н. Садовниковой, Л.Ф. Спировой, О.В. Елецкой, Н.Ю. Горобочевской, Л.Н. Ефименковой, М.С. Грушевской, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой и др.

Положительных результатов невозможно достичь без помощи учителей. Взаимодействие логопеда и учителя – это ежедневный процесс, чем теснее взаимодействие, тем больше результативность в решении проблемы качества образования. В одиночку ни учителю, ни логопеду не справиться, не добиться желаемого результата. Результатом содружества учителей и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников.

Без помощи родителей или законных представителей невозможно достичь положительной динамики. Поэтому задача учителя-логопеда, прежде всего, объяснить,  донести до родителей:

1.без логопедической помощи сами проблемы не решатся;

2.привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе устранения пробелов;

3.дать определённые знания, позволяющие им проводить занятия в домашних условиях.

Только  совместная работа – учителя, родителя, логопеда, психолога и ученика принесёт желаемый результат.  

III этап – оценочный. Данный этап реализуется  в последние две недели мая. На данном этапе проводится работа:

  • подведение итогов коррекционной работы за учебный год;
  • проведение анализа коррекционной работы;
  • выводы и рекомендации на основе анализа;
  • определение перспективы дальнейшей деятельности.

 Устная речь учащихся отслеживается по результатам диагностики на начало и конец учебного года. Письменная речь отслеживается по результатам проверочных работ в классе так и в логопедическом кабинете (это диктанты, списывание и написание самостоятельных рассказов). Прослеживается количество и качество специфических ошибок в письменных работах.  

Работа учителя-логопеда это кропотливый, титанический труд,  и требует профессионализма, творчества, большого заряда энергии, выдержки, умения заинтересовать и вовлечь в работу учащихся.  Труд учителя-логопеда дарит детям и их родителям радость полноценного общения и, самое главное, даёт почувствовать уверенность в своих силах, ведь уверенный человек всегда успешен.

«Наш особый долг заключается в том, что если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».        

Цицерон 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

В данном материале собраны нормативно-правовые документы регулирующие деятельность учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении....

Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.

Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....

Программно – методическое обеспечение коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса с фонетико – фонематическими нарушениями

Программно – методическое обеспечениекоррекционно – развивающей деятельностиучителя – логопеда с обучающимися 1-го классас фонетико – фонематическими нарушениями...

Самоанализ деятельности учителя- логопеда МБОУ СОШ №1 г. Советский за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет учителя-логопедаМОУСОШ № 1  Срещиковой В. В. за 2014-2015 уч. год.   “… Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… ” Сущность органи...

Самоанализ деятельности учителя- логопеда МБОУ СОШ №1 г. Советский за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет учителя-логопедаМОУСОШ № 1  Срещиковой В. В. за 2014-2015 уч. год.   “… Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… ” Сущность органи...

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...