Методический семинар
материал на тему

Методический семинар в рамках конкурса "Учитель года 2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_uchitel_goda_2017.pptx843.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс «Учитель года 2017» Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель начальных классов I квалификационной категории Газизова Оксана Аркадьевна МБОУ « Бетькинская СОШ» Тукаевского муниципального района

Слайд 2

Газизова оксана Аркадьевна Образование: высшее, НГПИ Учитель начальных классов I квалификационной категории Стаж работы 21 год Педагогическое кредо: «Стать первым учителем не по счету, а по уважению!»

Слайд 3

Тема: Современные образовательные технологии на уроках в начальных классах Актуальность: Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности . Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Слайд 4

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, посещая открытые уроки своих коллег, районные семинары, мастер – классы ведущих учителей, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, здоровьесберегающие , игровые, проектного обучения.

Слайд 5

Использование современных технологий обучения. Наименование технологии Обоснование выбора Способы применения Технологии здоровьесберегающие . Создание психологически-комфортных условий для учащихся в процессе обучения и внеурочной деятельности. Формирование культуры здоровья, мотивации к здоровому образу жизни В ежеурочной практике проводятся физминутки, зрительная гимнастика, рациональная смена видов деятельности Развивающие технологии Обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Развитие каждого ребёнка (сильного и слабого.) Разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых учащиеся сами открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются в виде готовых правил, а исследуются в течение всего урока Дифференцированный подход при разноуровневом преподавании Основной аспект делается на дифференциацию постановки и достижения целей обучения В ежеурочной практике на уроках математики и русского языка применяю разноуровневые задания Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) Достижение уровневой дифференциации обучения учащихся. Наглядность учебного материала. Активизация обучения младшего школьника. В процессе обучения русскому языку, окружающему миру, литературному чтению использую мультимедийные хрестоматии, словари. Обучающие программы позволяют отрабатывать полученные знания, осуществлять дифференцированный подход. Применяю интерактивные тесты по предметам. Проектно-исследовательская деятельность Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска Учащиеся показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Слайд 6

В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую задания: с наличием образца выполнения; со вспомогательными вопросами с инструкциями; с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу). Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

Слайд 7

Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре , в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Слайд 8

Востребована мною технология работы в группах , так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Слайд 9

Работая по УМК «Начальная школа 21 века», ученики уже с первого класса учатся создавать свои мини – проекты и презентовать результаты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей. Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию своего продукта.

Слайд 10

На уроках литературного чтения и окружающего мира использую интегрированные уроки . Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний. Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. --на каждом уроке 2 – 3 динамические паузы --двигательные упражнения на снятие усталости глаз --подвижные игры на перемене --обязательное проветривание класса --контроль за питанием Используя элементы технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера. Стараюсь урок строить таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Слайд 11

Использование ИКТ. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word , Microsoft Office PowerPoint , Microsoft Office Excel , Киностудия Windows , Media Интернет и др., с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Использую уже готовые мультимедийные презентации на уроках, а также и во внеклассных занятиях. Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования ИКТ: - ведение рабочей документации в электронном формате; - использование Интернет-ресурсов; - создание собственных мультимедийных презентаций; - использование ИКТ во внеурочной работе; - выступления с опорой на мультимедиапрезентацию . При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: - электронные учебники и пособия; - электронные энциклопедии и справочники; - тренажеры и программы тестирования; - образовательные ресурсы Интернета; - DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; - видео и аудиотехника; - интерактивные карты и атласы. Так, например, на уроке обучения грамоте мне помогают звуковые фильмы о буквах и звуках.

Слайд 12

На уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где и как пишут дети. Мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать "рассеивания” внимания первоклассников. А на уроках математики ребята любят играть в «Математический конструктор» , благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки, тренажёры с героями сказок делают урок эмоционально насыщенным, способствуют развитию интереса к предмету. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point , может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Слайд 13

Приемы и методы ТРИЗ - технологий для начальной школы. На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку? Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей. Рассмотрим приемы и методы ТРИЗ , которые используются в педагогической деятельности в логике конструктора урока :

Слайд 14

ЭТАП УРОКА Приемы ТРИЗ для достижения поставленных целей Самоопределение деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». Нестандартный вход в урок Отсроченная отгадка Ассоциативный ряд Удивляй! Фантастическая добавка Необъявленная тема и др. Актуализация опорных знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Цепочка признаков Я беру тебя с собой Да - нет Корзина идей, понятий, имен (со шляпой по кругу) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Стратегия «ИДЕАЛ» Целое—часть. Часть—целое Изобретательская задача и др. Открытие новых знаний Цель: построение проекта выхода из затруднений. Лови ошибку Послушать-сговориться-обсудить Хорошо - плохо Первичное закрепление Ситуационные задачи Самостоятельная работа Создай паспорт Включение нового знания в систему знаний Хочу спросить Толстый и тонкий вопрос Рефлексия деятельности Цель : осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. «Телеграмма» Синквейн До - после Рюкзак и др.

Слайд 15

Краткие характеристики приёмов : Приём “Нестандартный вход в урок” Направлен на включение учащихся в активную мыслительную- деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Приём “Отсроченная отгадка” Направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. 1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Приём “Удивляй!” Направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. “ Элемент - имя признака - значение признака ” Прием используется для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, русский язык (составление лексического значения слова) “ Морфологический ящик / копилка ” Прием служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:

Слайд 16

на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; окружающий мир – копилки различных видов животных и растений; литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. Приём “Цепочка признаков“ Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков; умение определять по заданным частям модели скрытые части; умение составлять внутренний план действий. Приём “Целое-часть. Часть-целое” Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.

Слайд 17

“ Создай паспорт ” Направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений; на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма; на математике – геометрических фигур, математических величин; на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов. “ Составление плана/ раскадровка ” Используется для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения. «Метод противоречий» Противоречие – ситуация, при которой любое изменение системы и её частей и хорошо и плохо одновременно. Метод учит смотреть на проблему с разных точек зрения. Пасмурная погода хорошо или плохо? Поступок героя: хорошо или плохо? Именно с этого метода начинается разбор любой проблемной задачи. После таких игр дети легко ориентируются в окружающем мире, находя во всем противоречие.

Слайд 18

Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках. Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...