Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Мир загадок"
рабочая программа (1 класс) на тему

Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_mir_zagadok.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

2.Пояснительная записка

             Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир загадок» для 1 «А» класса (духовно-нравственная направленность) составлена на основе ФГОС НОО, Примерной программы начального общего образования и авторской программы внеучебного курса «Мир загадок» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ автора С.Гин («Школа креативного мышления» 2013 год издания); в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу, дисциплине) в МАОУ СОШ № 50, утверждённому приказом директора школы № 141-о от 01.09.2014 г.

        Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение кружка по внеурочной деятельности «Мир загадок» в 1 классе отводится  32 часа в год (количество часов в неделю – 1).

Программа курса «Мир загадок» предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире.

Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занижает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни пояс презентации творческих достижений, стимулирования ого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений. Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной  деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Если бы можно было прочитать мысли маленького ребёнка, то, наверное, мы бы услышали нечто похожее на песенку Винни – Пуха: «Везде и повсюду, опять и опять меня окружают загадки!»

Процесс взросления можно представить, как постепенное отгадывание загадок природы, науки, языка, отношений и т.д. Первоклассник приходит в школу уже с достаточно ощутимым объёмом знаний. Вспомним слова Льва Толстого: «От новорождённого до пятилетнего – громадное расстояние, от пятилетнего до меня – один шаг». Но этот «один шаг» во многом делается именно в школе.

Школа сегодня старается развивать интеллект, но игра и фантазия, выдумка и творчество нередко остаются «за бортом». Нам, взрослым, часто всё это кажется лишним и ненужным, но дети думают иначе. Они не могут сказать: «Хотим сочинять, хотим придумывать, хотим радоваться!», они говорят иначе: «В школе скучно, неинтересно», «Скорей бы каникулы!», «Можно я сегодня не пойду?» и т.д.

Нельзя все уроки сделать творческими. Но работать в первом классе так же, как в четвёртом или десятом – тоже неправильно. Выход есть: путешествие по Стране загадок позволяет ребёнку не только научиться сочинять загадки, но и узнавать много нового и полезного. А ещё, изучая загадки, дети начинают знакомиться с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Методологическую основу курса составляют приёмы нахождения новых идей, приёмы развития творческого мышления и воображения.

Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале урока можно было «отправиться в дорогу».

Вместе с детьми на занятии  путешествует  Игрушка, желательно необычная, ранее незнакомая детям; это может быть оригинальная мягкая или надувная игрушка, перчаточная кукла. Она не только позволит привлечь внимание детей, но и поможет вести урок, ведь она умеет спрашивать и отвечать, сомневаться и ошибаться, придумывать игры и загадки.

На каждом уроке необходимо иметь небольшой мячик, с помощью которого увлекательно и динамично проводятся упражнения, предполагающие множество ответов. Ребятам для занятий необходим альбом для рисования.

Несмотря на то, что в первом классе домашние задания не задаются, занятие «Мир загадок» предусматривает домашнюю работу: рисунок или поделку. Задание всегда носит творческий характер, может выполняться вместе с родителями.

Планирование составлено так, что темы образуют логическую последовательность, материал одних занятий является опорой для последующих.

Темы курса, как и способы их подачи, доступны и интересны. А главное – они помогут учащимся осваивать любые, в том числе и традиционные предметы. Все задания имеют различные варианты сложности, позволяющие каждому учителю согласовать содержание занятий с уровнем подготовки детей. Они повышают у детей мотивацию к учению, позволяют им творчески использовать свой жизненный опыт.

Обучение строится с учётом возрастных особенностей младших школьников, что позволяет детям проявить свою активность. Занятия проводятся в деятельностном режиме.

3.Общая характеристика курса

Цель курса по выбору «Мир загадок»:

ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.

У первоклассников заметно развивается делается грамотной речь, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, развиваются коммуникативные способности, проявляются познавательные интересы, учащиеся приобретут навыки системного и диалектического мышления.

Задачи:

  1.  Познакомить со свойствами предметов, возможностями органов чувств.
  2.  Знакомить с  понятиями теории решения изобретательских задач.
  3.  Учить правильно отгадывать и сочинять загадки.
  4.  Развивать коммуникативные способности.
  5.  Воспитывать уважительное отношение к людям, их желаниям и потребностям.

4. Место курса в обучении.

В соответствии с планом внеучебной деятельности курс реализуется по

 направлению духовно-нравственного воспитания в форме кружковых занятий познавательно-творческого характера. Курс изучается в 1 классе по 1 часу в неделю. Общий объём времени составляет 32 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса.

             Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Мир загадок» отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • Формирование у обучающихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
  • Развитие у обучающихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самореализации;
  • Формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности.
  •       Формирование креативности: открытости к новому опыту, умению находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческому отношению к действительности.

          С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

5. Предполагаемые результаты

В ходе реализации программы  происходит формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные действия:

- целеполагание;

- планирование;

-прогнозирование;

- контроль;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные универсальные действия:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

 • ценностно-смысловые:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
  • умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;

 • общекультурные:

  •  расширение кругозора;
  •  повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;

• учебно-познавательные:

  •  умения организации учебно-познавательной деятельности;
  •  овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

• информационные:

—        умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;    

• коммуникативные:

  •  овладение навыками работы в группе;
  •  владение различными социальными ролями в коллективе;
  •  развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;

• социально-трудовые:

— поддержка и стимулирование социальной активности;

• личностные:

  •  освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
  •  овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
  •  формирование культуры мышления и поведения

6.Содержание программы курса (32 часа)

№  п/п

Тема

Всего часов на тему,  ч

Форма контроля

1.

Путешествие в Страну загадок

1

Отзыв

2.

Город самых простых загадок. Улица «Цвет»

3

Загадка, рисунок

3.

Город самых простых загадок. Улица «Форма»

4

Рисунок, поделка

4.

Город самых простых загадок. Улица «Размер»

3

Рисунок, сказка

5.

Город самых простых загадок. Улица «Вещество»

4

Загадка, рисунок

6.

Город пяти чувств

5

Рисунок, рассказ

7.

Город загадочных частей

4

Рисунок, рассказ

8.

Город загадочных мест

2

Обсуждение, буклет

9.

Путешествие на машине времени

3

Рассказ, описание

10.

Подведение итогов обучения

3

Защита творческих работ. Отзыв

Итого

32

Формы подведения итогов реализации программы курса «Мир загадок».

С учётом социально-культурных особенностей и потребностей региона в содержание курса внесены изменения: организовано посещение Областной Филармонии, Драмтеатра, организованы выездные экскурсии зоопарка Калининграда, экскурсионно-познавательные поездки по родному краю, городу Калининграду. Дети принимают участие в областных региональных, городских, школьных выставках творческих работ, фестивалях проектов, конференциях, соревнованиях («Хранители природы», «Областные Бианковские чтения», «Поиск и творчество», «Я-исследователь», «Муравьишка» и др.)  


7.Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Формы деятельности

Формы контроля

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1.   Путешествие в Страну загадок    

1.1

Знакомство со Страной загадок

Изучение нового

материала

Беседа, игра, фантазирование

Отзыв

1

2.   Город самых простых загадок. Улица «Цвет»      

2.1

Улица «Цвет»

Формирование новых умений

Практическая работа, создание творческих продуктов

Загадка

1

2.2

Изменение цвета в природе

Изучение нового

материала

Игра, проблемный диалог

Обсуждение

1

2.3

Цвет в рукотворном  мире

Обобщение и систематизация

Фантазирование, беседа, практическая работа

Рисунок

1

3.   Город самых простых загадок. Улица «Форма»      

3.1

Улица «Форма»

Изучение нового

материала

Беседа, сравнение

Игра

1

3.2

Изменение формы

Комбинированное

Проблемный диалог

Поделка

1

3.3

Замок похожестей-непохожестей

Формирование новых умений

Создание творческих  продуктов

Загадка

1

3.4

Геометрические головоломки

Практическое применение знаний

Практическая работа, фантазирование

Рисунок

1

4.   Город самых простых загадок. Улица «Размер»      

4.1

Улица «Размер»

Обобщение

и систематизация

Беседа,

проблемный диалог

Обсуждение

1

4.2

Относительность

размера

Закрепление знаний

и умений

Проблемный

диалог

Рисунок

1

4.3

Противоречия  в размере

Комбинированное

Проблемный диалог,  фантазирование

Сказка

1

5.   Город самых простых загадок. Улица «Вещество»      

5.1

Улица «Вещество»

Практическое применение знаний

Практическая работа

Обсуждение

1

5.2

Агрегатное состояние вещества

Изучение нового

материала

Игра,  беседа,  инсценировка

Загадка

1

5.3

Вещества в изобретательских ситуациях

Формирование новых

умений

Решение изобретательских ситуаций, фантазирование  

Загадка

1

5.4

Сочинение загадок

Формирование новых умений

Создание  творческих продуктов

Рисунок

1

6. Город пяти чувств        

6.1

Улица

«Зрение»

Обобщение

и систематизация

Игра,

беседа, решение изобретательских ситуаций

Обсуждение

1

6.2

Улица «Слух»

Комбинированное

Беседа, игра, практическая работа

Описание

1

6.3

Улица «Осязание»

Комбинированное

Игра, практическая работа, создание творческих продуктов

Рассказ

1

6.4

Улица «Обоняние». Улица «Вкус»

Комбинированное

Проблемный диалог, фантазирование

Сказка

1

6.5

Решение изобретательских задач «на обнаружение»

Практическое применение знаний

Игра, анализ, решение изобретательских задач

Обсуждение

1

7.   Город загадочных частей        

7.1

Знакомство с Городом загадочных частей

Изучение нового

материала

Игра, обсуждение

Рисунки

1

7.2

Сочинение загадок

Формирование новых умений

Создание творческих продуктов

Рисунок

1

7.3

Игры и упражнения со словами

Практическое применение знаний

Игра, проблемный диалог, фантазирование

Рассказ

1

7.4

Придумывание необычных предметов

Формирование новых умений

Игра, практическая работа

Рисунок

1

8.   Город загадочных мест                                                                                                                                                        2                                          

8.1

Знакомство с Городом загадочных мест

Изучение нового

материала

1    

Игра, проблемный диалог, фантазирование

Обсуждение

1

8.2

Сочинение загадок

Формирование новых умений

Проблемный диалог, фантазирование

Буклет

1

9.   Путешествие на машине времени  3ч

9.1

Путешествие в прошлое

Обобщение и систематизация

Игра, беседа

Обсуждение

1

9.2

Путешествие в будущее

Обобщение и систематизация

Игра, фантазирование

Рассказ

1

9.3

Путешествие в Город загадочных дел

Комбинированное

Игра, беседа

Описание

1

10. Подведение итогов обучения        3ч

10.1

Подготовка творческих работ (проектов)

Практическое применение знаний

Практическая работа

Рисунок

1

10.2

Защита творческих работ (проектов)

Контроль

Презентация

Защита проекта

1

10.3

Праздник «Прощание во Страной загадок»

Обобщение и систематизация

Праздник

Отзыв

1

8.Материально-техническое обеспечение курса

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература

  1. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей/Н.К. Винокурова. –М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Гин С.И. Первые дни в школе/С.И. Гин, И.Е. Прокопенко. — М.: ВИТД-ПРЕСС, 2008.
  4. Литература и фантазия / сост. Л.Е. Стрельцова. — М.: Просвещение, 1991.
  5. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В. Межиева. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  6. Нестеренко А.А. Страназагадок/А.А. Нестеренко. —ростов н/Д.: РГУ, 1995.
  7. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д- Родари. — М.: Самокат, 2011.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А.Э,,|?щманов-ский. — Ярославль: Гривзрр, 1996.
  9. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка/ Ю.Г. Тамберг. — СПб.: Речь, 2002.
  10.  Шустерман М.Н. Новые приключения Колобка/М.Н. Шустерман. — М.: Педагогика, 1993.
  11.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  12.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е   изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  13. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  14.  Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  15.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы

  1. info@metodkabinet.eu 
  2. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52
  3. http://festival.1september.ru/articles/subjects/15
  4. http://www.uroki.net/docnach.htm
  5.  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
  6. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25575
  7. http://www.n-shkola.ru/
  8. http://russmag.ru/pgroup.php?id=3
  9. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  10. http://nachalka.info/
  11. http://www.uchportal.ru/dir/5
  12. http://bobrdobr.ru/group/3213347/
  13. http://www.nachalka.com/
  14. http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
  15. http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12566
  16. http://www.solnet.ee/
  17. http://pochemu4ka.ru/index/0-402
  18. http://viki.rdf.ru/

9. Требования к уровню освоения курса

К концу 1 класса учащиеся

будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению е чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).

Контроль: обучение предполагает продуктивную творческую деятельность — сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...