Приёмы организации рефлексивной деятельности на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками
материал на тему

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.  Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы организации рефлексивной деятельности на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками

Слово рефлексия происходит от лат. reflexio – обращение назад.

 Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. (Словарь иностранных слов). 

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.  Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Также рефлексия может осуществляться не только по итогам  урока, но и по итогам других временных отрезков (изучения темы, учебной четверти, года и т. п.)

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

Виды учебной рефлексии:

  • физическая  (успел – не успел);
  • сенсорная  (отражает самочувствие учащегося: комфортно - дискомфортно);
  • интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие    затруднения испытывал);
  • духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия по форме деятельности:

  • индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу;  беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
  • групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
  • коллективная

Рефлексия по содержанию:

  • Символическая (ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.)
  •  Устная (предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции)
  •  Письменная (самая сложная и занимает больше всего времени; уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы).

В психологии различают несколько видов рефлексии:

  • Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
  • Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
  • Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения;

2 этап  - анализ своих успехов;

3 этап – анализ работы одноклассников;

4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме занятия.

Приемы организации рефлексии на занятии:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Смайлики. Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального или дорисовывание улыбки «смайлику».
  • Использование различных изображений (например, грустная девочка - весёлая девочка)
  • Букет настроения. Если ребенок чувствует себя комфортно, если понравилось на уроке, то прикрепляет на доску красный цветок, если нет - синий.
  • Солнышко и тучка. Сравнить свое настроение.
  • Музыкальная рефлексия.  Звучат два фрагмента музыки (тревожная и радостная/спокойная), учащиеся выбирают один из фрагментов, соответствующих настроению и объясняют свой выбор. Можно ответить на вопросы: Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь? Почему?
  • Комплимент.  Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения  (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок; такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Данный вид рефлексии удобнее проводить после завершения очередного этапа занятия: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

Рефлексия деятельности

  • Незаконченное предложение. В  конце учебного занятия обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"

"Я похвалил бы себя…"

"Особенно мне понравилось…"

"После урока мне захотелось…"

"Сегодня мне удалось…"

"Я сумел…"

"Было интересно…"

"Было трудно…"

"Я понял, что…"

"Теперь я могу…"

"Я научился…"

"Меня удивило…" и т. п.

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы; чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Листочки прикрепляются на дерево, изображенное на доске. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Поезд. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Посадить человечков (животных, положить жетон) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вышеперечисленные приемы рефлексии способствуют развитию следующих универсальных учебных действий: 

  • Личностные (умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, развитие мотивов учебной деятельности личностного смысла учения, развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей и эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность слушать собеседника, уважать его мнение, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою)
  • Познавательные (формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера)  
  • Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
  • Регулятивные (обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.

Общие методические рекомендации по развитию эмоциональности и артистичности у детей....

Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников с ТНР средствами краеведо-туристской деятельности

формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание ус­ловий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития...

Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников

Статья "Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников"...

Конспект занятия с применением ИКТ технологий "Школа добрых дел" для дошкольников и младших школьников

Представляю Вам конспект занятия на тему "Школа добрых дел".Целью данного занятия является раскрытие понятия «доброта» как нравственной ценности.Также ставятся такие задачи как...

Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»

Занятие   формирование  целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...

Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.

Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников...