Клубный час на тему: «Птицы - наши друзья».
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Дубинникова Альбина Гальтербаровна

*****

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klubnyy_chas.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час на тему: «Птицы - наши друзья».

«Природу нужно охранять не только потому, что она лучшая защита для человека, но и потому, что она прекрасна».

(Жан Дорст)

Цель: знакомство с многообразием пернатых, экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Задачи:

1. Образовательная: закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку.

2. Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Стенды «Птицы – наши друзья», «Птицы – нашего края».

                           Картинки, фотографии, выставка рисунков птиц.

                           Фонограмма голосов птиц.

                           Презентация «Птицы – наши друзья».

                           Выставка книг.

Форма проведения: учебно-игровое занятие.

Ход  занятия:

I.Организационный момент.

 (Слайд 1, 2)

Создание эмоционального настроя на занятии.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей. Как вы думаете, от кого зависит успех нашего занятия?

Дети: Успех нашего занятия зависит от работы каждого из нас.

Воспитатель: Возьмитесь  за руки и пожелайте себе и всем, кто рядом добра, радости и успеха. Какое у вас настроение?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я желаю, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца нашего занятия. Присаживайтесь на свои места.

II. Работа по теме занятия.

Звучит фонограмма мелодии «Пение птиц». (Приложение 1), слайд 3.

Воспитатель: Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет еще зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел на голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко.

 Ежегодно орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.

Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах, о возвращении птиц в родные края, о заботе птиц о своем потомстве.

А кто это птицы?

Дети: Птицы - это единственные животные, тело которых покрыто перышками.

Воспитатель: А какие птицы бывают?

Дети: Домашние и дикие.

(Слайд 4).

Воспитатель: Назовите домашних и диких птиц?

Дети: Домашние - курица, петух, индюк, утка, гусь;

(Слайд 5).

           Дикие - воробей, синица, сорока, снегирь, грач, кукушка.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами побываем на лесной поляне, где собрались птицы, чтобы рассказать о себе.

(Слайд 6).

Загадка: Озорной мальчишка в сером армячишке

               По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей).

Дети: Воробей: Я – воробей, птичка маленькая, подвижная. У меня короткие сильные ноги, клюв тонкий, твердый. В холодную пору мы сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Живем мы стайками. Воробей – птица оседлая. Питается тем, что найдет: крошки хлеба, семечки. Всем известная нам птичка, ничем не приметная. А вот в США этой птице поставили памятник, за спасение полей, садов и огородов от вредителей.

Звучит фонограмма голоса воробья. (Приложение 2).

Воспитатель:

(Слайд 7).

Загадка: Трещала с самого утра пора – пора. А что пора?

               Такая с ней морока, когда трещит…(Сорока).

Дети: Сорока: Я птица говорливая, самая болтливая. Я – белобока, потому что по бокам перышки у меня белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но очень с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела.

Звучит фонограмма голоса сороки. (Приложение 3).

Воспитатель: Кто это выводит протяжно и звонко свою песенку: «Синь – синь – синь».

Прислушайтесь…

Звучит фонограмма голоса синицы. (Приложение 4).

Дети: Синица: Скинь кафтан, скинь кафтан.

                          Пусть я птичка – невеличка.

                          У меня, друзья, привычка:

                          Как начнутся холода,

                          Прямо с севера сюда!

Воспитатель: Ребята, вы узнали эту птицу? (Синица). 

(Слайд 8).

Дети: Синица: У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Летом я живу в лесу, питаюсь насекомыми. Зимой холодно и голодно я перебираюсь ближе к жилью людей, где больше корма. Я люблю несоленое сало, семена подсолнечника.

Воспитатель:

Загадка: Зимой на ветках яблоки, скорей собери!

               И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …(Снегири).

(Слайд 9).

Дети: Снегирь: Я – снегирь. Я уверен, что вы меня узнали по моей красной грудке.  Я частый гость зимой в ваших лесах. Мое имя связано с первым снегом. У меня толстый, короткий черный клюв, Я люблю расклевывать ягоды рябины, калины, зернышки, охотно поедаю семена клена и липы. Я люблю нырять в снег и купаться в нем.

Звучит фонограмма голоса снегиря. (Приложение 5).

Воспитатель: Какие птицы были на лесной поляне? (Зимующие птицы.)

Все ли птицы зимовали у нас?

Дети: Не все птицы.

Воспитатель: Почему осенью улетают некоторые птицы на юг?

Дети: Исчезает основной корм, замерзают водоемы, земли.

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают с наступлением холодов на юг, возвращаются, когда становится тепло.

Дети: Птицы, которые улетают с наступлением холодов и возвращаются в теплое время, называют перелетными.

(Слайд 10).

Воспитатель: А когда к нам прилетают перелетные птицы?

Дети: Весной.

(Слайд 11, 12).

Стихи:

1.С песенкой веселой,

  С громким звоном ручейков.

   К нам пришла с листвою,

   С шумом голосов.

2.Полюбуйся: весна наступает,

   Журавли караваном летят.

   В ярком золоте день утопает,

   И ручьи по оврагам шумят.

3.Все чернее с каждым днем

   Стежки и дорожки

   И на вербах серебром

   Светятся сережки.

4.Возвращаются скворцы-

   Наши старые жильцы.

   Воробьи у лужицы

   Шумной стайкой кружатся.

Появляется весна, читает стихотворение. (Слайд 13).

Весна: Я – Весна красна

            Бужу землю ото сна,

            Наполняю соком почки,

            На лугах ращу цветочки.

            Прогоняю с речек лед,

            Светлым делаю восход

            Всюду в поле и в лесу

            Людям радость я несу.

Воспитатель: В природе бывает 3 весны.

Весна света – март.

Весна воды – апрель

Весна зеленой травы – май.

(Слайд 14).

Воспитатель: В народе март называют протальник. А знаете почему?

Дети: Потому, что в марте снег становиться Рыхлым, темнеет и появляются первые проталины. Проталины – это место, где растаял снег, и появились первые островки земли.

Пословицы о марте:

1.В марте день с ночью меряется, равняется.

2. И в марте мороз на нос садится.

3.Март – березень, протальник, капельник.

4.Март – зимобор, с зимой борется.

5. Март – грачевник, грачей пригнал.

(Слайд 15).

Воспитатель: Апрель – снегогон. Это слово сложное, в нем спрятано два слова «снег» и « гнать», значит, апрель гонит снег.

Пословицы об апреле.

1.Апрель – батюшка в поле зовет.

2. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

3. Апрель – месяц говорливой весны, хранитель вешнего шума.

4. В апреле хоть семь раз дождь иди, а платье все сухо.

5. Мокрый апрель – хорошая пашня.        

(Слайд 16).

Воспитатель: Май – травень. Появляется зеленая травка, распускаются листья на деревьях, все вокруг зелено.

Пословицы о мае.

  1. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
  2. Дождь в мае хлеба подымает.
  3. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
  4. Май – пора сева.
  5.  Май – под каждым кустиком рай.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы узнаем, что происходит в природе. Что такое природа?

Дети: Природа - это солнце, воздух, растения, вода, животные, птицы.

Воспитатель: А что нельзя назвать природой?

Дети: То, что сделано руками человека.

Воспитатель: А какая бывает природа?

Дети: Живая и неживая.

Воспитатель: Скажите, что мы с вами наблюдаем сейчас весной в неживой природе?

Дети: Солнце не только светит, но и греет, поэтому тает снег и лед. Дни становятся длиннее.

Воспитатель: Как вы думаете, что повлияло на эти изменения?

Дети: Потепление.

Воспитатель: А что происходит в живой природе?

Дети: На лиственных деревьях набухают почки. Землю покрывает зеленая травка. Многие растения начинают цвести. Звери просыпаются после зимней спячки. Появляются насекомые. Возвращаются перелетные птицы в родные края.

Воспитатель: И так, птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц происходит в строгом порядке, отрядами. Первыми прилетают грачи. Следом за ними скворцы, зяблики, жаворонки,  затем - трясогузки и водоплавающие, потом - соловьи, ласточки, стрижи, а в последнюю очередь - кукушка.

Физминутка-игра  «Летает - не летает».

Иногда говорят: «животные и птицы». Птица- это тоже животное. Но…

- Чем отличается от других животных?

- Если животное, которое я называю, летает, поднимаете руки вверх и машите, если нет - топаете.

Синица, утка -

Мышь -

Воробей -

Снегирь -

Кошка -

Пингвин -

Зяблик -

Журавль -

Лошадь -

Вывод: а все ли птицы летают?

Неподалеку от нашей лесной поляны, прямо на дереве видны первые весенние гнезда. В одном из них я нашла записку.

(Слайд 17).

Всех приметней птиц, черней,

Враг личинок, друг полей

Взад - вперед по пашне вскачь,

А зовется птица... (грач)

Звучит фонограмма голоса грача. (Приложение 6).

Грач: Грач - вестник весны, прилетаю к вам первым. Я - черная птица перышки с

отливающим блеском. Я строю на деревьях новые, ремонтирую старые гнезда. Грач - полезная птица, уничтожаю вредных насекомых.

Воспитатель: Да, грач прилетает самым первым. Недаром говорят: «Увидел грача - встречай весну».

Записка: На шесте дворец, во дворце певец. А зовут его ... (скворец)

(Слайд 18).

Скворец: Прилетаю за грачами. Красивая птица с блестящими черными перышками. Клюв желтый, острый и длинный. Живу в светлых лесах. Гнезда устраиваю в дуплах. Правда, человек помог нам, стал развешивать для нас скворечники. Я оберегаю наши поля, сады, огороды. Уничтожаю гусениц, жуков.

Воспитатель: Есть народная примета, связанная со скворцом: «Увидел скворца – значит весна у крыльца».

Звучит фонограмма голоса скворца. (Приложение 7).

Записка: Желанный гость с далекого края под окном живет.

(Слайд 19).

Ласточка: Маленькая, быстро летающая птица с длинными острыми крыльями. Гнезда устраиваю на обрывах, под карнизом дома. Уничтожаю крошечных насекомых.

Воспитатель: Народная примета, связанная с ласточкой.

«Ранняя ласточка - к счастливому году».

Звучит фонограмма голоса ласточки. (Приложение 8).

Записка: Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу: «Ку - ку!» (кукушка).

(Слайд 20).

Кукушка: К вам я прилетаю в мае. Крылья и хвост длинные, перышки белые, серые и черные. Не строю гнезда, подкладываю в чужой уютный домик свое яйцо, а хозяйское - выбрасываю. Но кукушка - очень полезная птица, за час способна съесть до ста гусениц.

Воспитатель: Народная примета: «Кукушка стала куковать - морозу не бывать».

Звучит фонограмма голоса ласточки. (Приложение 9).

Почему же все - таки кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

Может, она такая ленивая, что не хочет кормить своих детей? Нет, кукушки тоже заботливые матери. Но они сами птенца выкормить не могут, так как кукушка питается жирными мохнатыми гусеницами. А у птенчиков горло нежное, маленькое и глотать мохнатых гусениц не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили их нежными мошками и комарами. А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то кукушки начинают сами питаться гусеницами.

Ребята, посмотрите,  наше дерево почему - то безжизненное. Ему грустно, потому что никто не радует птичьими голосами, своими песнями. На прошлом занятии мы с вами сделали птичек-оригами. Давайте оживим дерево своими птицами. И вот оно расцвело. (Дети прикрепляют птичек на нарисованное дерево).

Звучит запись голосов птиц. (Приложение 10).                                 Воспитатель: Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас своими звонкими и красивыми песнями.

Ребята, давайте вспомним правила бережного отношения к птицам.

Дети: 1. Не разорять гнезда птиц.

  1. Не стрелять в птиц из рогаток.
  2. Мастерить скворечники и кормушки для птиц.
  3. Подкармливать их зимой.

(Слайд 21).

III. Заключение. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Что понравилось?

- Что интересного узнали о птицах?

- Будем помогать птицам?

Воспитатель: Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, загрязняется воздух, реки. Очень печально – растет и число птиц в «Красной книге». Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе. Птицы – достояние всего человечества, драгоценность всей Земли. Всем их нужно любить и беречь. Природу может спасти только наша любовь.

Наше занятие хотелось бы закончить стихотворением.

Стихотворение  Н. Заболоцкого «Просьба».

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится!

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы, звери в душу к людям смотрят

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

А земля без зверей - не земля.

Люди - человечки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как - то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный коллективный проект по теме "Птицы - наши друзья"

название УМК – «Гармония», «Школа России», название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир; Б.М. Неменский, Изобразительное искусство, название предмета – ок...

Внеклассное мероприятие на тему: "Птицы - наши друзья"

Данный конспект внеклассного мероприятия позволит провести занятие, посвященное Дню птиц...

Беседа на тему: Птицы - наши друзья

Беседа для учащихся начальной школы о многообразии птиц ( о кукушке, клесте и др.)...

Тематическая работа группы продлённого дня. Тема: Птицы наши друзья.

Тематическая работа группы продлённого дня 2-4 классов.Тема: Птицы наши друзья. Цель - Познакомить детей с жизнью птичьего мира зимой.  Воспитывать бережное отношение к природе.Задачи - сист...

ТЕМА: « Птицы-наши друзья»

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера", так как именно 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. Международный де...

Классный час на тему : "Птицы - наши друзья"

Классный час на тему : «Птицы – наши друзья » Цели: проверить знание птиц, обитающих в России;           повторить пословицы о птицах...