Интегрированный коллективный проект по теме "Птицы - наши друзья"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Макарова Ирина Валерьевна
  • название УМК – «Гармония», «Школа России»,

 

  • название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир; Б.М. Неменский, Изобразительное искусство,

 

  • название предмета – окружающий мир, изобразительное искусство,

 

  • тема урока –

окружающий мир: «Птицы – наши друзья», 2 урок в теме « Птицы – наши друзья»,

изобразительное искусство:  «Украшения птиц»,  урок 10 в теме «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»,

 

  • класс, в котором проводился урок  - 1  класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта проекта99.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

г.Владимира

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением иностранных языков»




600027 г. Владимир,

ул. Соколова-Соколенка, 18а

тел. (4922) 21-34-41

факс (4922) 21-34-41

E-mail: vl10school@yandex.ru

http:// school10.myvladimir.ru



№______________  от __________________

Ф.И.О. автора  

Чуркина Ирина Валерьевна

Хромова Елена Викторовна

стаж работы

8 лет

23 года

квалификационная категория

первая

высшая

электронная почта

irina.saulova2009@ya.ru

strekoza-53@ya.ru

  • название УМК – «Гармония», «Школа России», 

  • название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир; Б.М. Неменский, Изобразительное искусство,

  • название предмета – окружающий мир, изобразительное искусство,

  • тема урока –

окружающий мир: «Птицы – наши друзья», 2 урок в теме « Птицы – наши друзья»,

изобразительное искусство:  «Украшения птиц»,  урок 10 в теме «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»,

  • класс, в котором проводился урок  - 1  класс.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

УМК – «Гармония», «Школа России»

Учебник «Окружающий мир» в двух частях  под редакцией О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина

Тетрадь «Окружающий мир» в двух частях под редакцией О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина

Учебник  «Изобразительное искусство» под редакцией  Б.М. Неменской,

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»

Цель: 

Формирование функционального навыка проектной деятельности  как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе, стремление к её созиданию;

2) развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

3) воспитание бережного  отношения к птицам;

4) формирование умения анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1) формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы

достижения результата;

2) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3) развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;

4) закреплять умения и навыки детей в компьютерной графике;

5) закреплять навыки детей пользоваться "мышкой", стилусом;

6) развивать умения анализировать рисунки;

7) учиться делать выводы;

8) развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1) учиться различать птиц по их отличительным признакам;

2) учиться рассказывать о своих наблюдениях;

3) расширить представление о разнообразии птиц, их значении для природы и человека;

4) учиться применять полученные знания о цвете (холодные и теплые цвета) в практической работе.

Оборудование урока:

1) интерактивная доска, проектор,  документ-камера,  нетбуки на каждого ученика,

2) звукозапись пения птиц, видеозаписи индивидуальных семейных проектов, презентация,

3) лупы, пальчиковые краски, стакан с водой для опыта, ножницы, цветные карандаши, клей-карандаш,

4) фото птиц, перья, книжка-раскладушка, шапочки учёных-орнитологов,  инструкционные карты для работы в группах.

ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЕКТ

Основополагающий вопрос

Почему птицы такие разные?

Чем обусловлено их разнообразие?

Проблемные вопросы

Почему клювы у птиц разные?

Почему перья у птиц разные?

Почему лапы у птиц разные?

Почему гнёзда у птиц разные?

Почему птицам надо помогать?

 Почему птицы – наши друзья?

Почему птицы поют?

Учебные вопросы

Какие  особенности внешнего вида птиц?

Как помочь птицам?

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

                       

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Добрый день!

Начинаем нашу первую научную конференцию.

На неё приглашены видные учёные-исследователи, гости (родители, учитель изобразительного искусства)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

2.

Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися через разгадывание загадки и соотнесение  слов названий частей тела птиц с соответствующей ей частью

 (Смарт- презентация)


Научная конференция посвящена  нашим друзьям, а кому, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.

                                           (Птица)

Правильно.  Подумайте, а как отличить птиц от других животных?  Назовите признаки птиц.  Какие части тела птиц вы знаете?

Перед вами слова - названия частей тела птицы.

Голова, хвост, перья, лапы, клюв.  

Соедините слово с соответствующей ей частью.










Называют части тела птиц.






Один ученик работает на интерактивной доске - перемещает слово-название части тела к соответствующей части на птице. Все остальные  дети оценивают плюсиками правильность выполнения задания.



Регулятивные

Умение представлять образ предмета по его описанию





Познавательные

Развивать умение выделять существенные признаки птиц.  

Различать части тела птиц. Описывать особенности внешнего вида.




Коммуникативные

Оценка деятельности своего одноклассника

3.

Разбиение на группы

Ребята, посмотрите, а какая часть птицы досталась вам при входе на эту конференцию?

Предлагаю вам занять место  в группе ученых в соответствии с вашей карточкой.


Покажите карточку, которая вам досталась ученым своей группы.

Сравните карточки  и попробуйте ответить на вопрос, чем они похожи и чем различаются?

(в 1 группе лапы, во 2 –клювы, в 3 – перья, в 4 – гнёзда)

Сравнив карточки, подумайте, какой вопрос вы бы хотели задать ученым своей группы?

Подумайте, на какой вопрос вам предстоит ответить на сегодняшней научной конференции?

Смотрят на карточку, определяют свою группу и пересаживаются. У кого в руках изображение лапы садятся в группу с изображением лапы, у кого – клювы,  садятся в группу – клювы и т.д.


Учащиеся взаимодействуют в группе, сравнивают карточки, находят общее и различия и  

определяют, что все эти части  (1 группа – лапы, 2 – клювы, 3 – перья, 4 – гнёзда) принадлежат птицам, но они все разные.


Почему у птиц разные лапы, клювы, перья и гнёзда? Отчего это зависит?


Совещаются в группе. Высказывают свои предположения. Почему перья, лапы, клювы и гнёзда у птиц разные?










Регулятивные

Умение наблюдать, описывать свои наблюдения.






Регулятивные

Обобщать наблюдения делать выводы.

Познавательные

Умение задавать вопросы. Умение ставить познавательную задачу.

4.

Организация диалога с уч-ся, основанного на предположениях детей.

А правильно ли ваше предположение, вы узнаете, если посмотрите  на  карточку, обозначающую название вашей группы.

Подтвердились ли ваши предположения?

Правильно, ребята, именно на эти вопросы  нам предстоит  ответить на сегодняшней конференции (открывает соответствующие карточки с вопросами  на доске).

Сегодня на научной конференции ученые  будут работать в группах,  и отвечать  на вопрос - ПОЧЕМУ?

В ходе конференции мы будем готовить к печати книгу. Кто из вас догадался, как она будет называться, если главный вопрос, стоящий перед учеными ПОЧЕМУ?

Правильно, назовём нашу книгу «Почемучка о птицах».

Итак, ребята, вы готовы найти ответ на вопросы и создать свою страничку в нашей общей книге?

Снимают скрепку с карточки- названия группы (ЛАПЫ, КЛЮВ, ПЕРЬЯ, ГНЁЗДА).

Читают написанный на ней вопрос  

1 группа:  Почему лапы у птиц разные?

2 группа:  Почему клювы у птиц разные?

3 группа:  Почему перья у птиц разные?

4 группа:  Почему гнёзда у птиц разные?
















Высказывают предположения

Коммуникативные

Умение высказывать свои суждения


Познавательные

Желание открывать новые знания. Ставить учебно-познавательные задачи.

5.

Вспоминаем правила работы группы

Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

В вашей работе вам помогут консультанты – ваши родители. Консультантом в первой группе будет Кристина Сергеевна, во  2- Маргарита Сергеевна, 3 – Ольга Александровна,  4 – Юлия Валерьевна

Покажите готовность группы к работе.

Называют правила работы в группе











Берутся  за руки и произносят: «Мы группа, значит, мы способны действовать»

Коммуникативные

Умение работать в группе.

6.

Работа в группах постоянного  состава

Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха.

Учащиеся с помощью родителей-консультантов выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом.  Работают с разрезными карточками, анализируют рисунки, рассказывают,   что на них изображено, извлекают нужную информацию, сравнивают предметы по способу питания, называть среду обитания птиц, соотносят клювы, лапы, перья, гнёзда с соответствующей им птицей, делают выводы, оформляют лист  книги.

Познавательные

Развитие умения моделировать, развивать умение работать с разными материалами. Обобщать найденную информацию и делать выводы. Действовать согласно составленному плану.

Коммуникативные

Умение работать в группе.

Умение сотрудничать. Познавательные

Умение находить ответы на вопросы. Умение проводить наблюдения и описывать их. Умение анализировать рисунки. Выполнять простые опыты. Обобщать и   систематизировать информацию.

7.

Презентация групповых проектов.

Представить результаты своей работы предоставляется 1 группе ученых.

Учитель организует презентацию результатов каждой группы, принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты.  Просит детей оценить работу своей группы по трём критериям: дружно, правильно, красиво.

Презентуют свою работу. Учащиеся осуществляют защиту проекта. Рассказывают о проделанной работе, показывают картинки, пользуются при необходимости документ-камерой, слушают рассказ и смотрят видеофрагмент того, как ласточка свила гнездо на подоконнике квартиры своей одноклассницы, прикрепляют полученную страницу к книге  и проводят рефлексию результата групповой деятельности по трём критериям (дружно, правильно, красиво)

Познавательные

Составлять небольшое сообщение.

Коммуникативные, личностные

Умение презентовать результаты своей работы.

8.

Самостоятельная творческая работа

После отчета третьей группы «Перья»,  учитель изобразительного искусства предлагает сделать фотографии двух птиц для книги «Почемучка о птицах», украсив перья одной птицы – холодными цветами, а другой  - теплыми),

даёт пошаговую инструкцию  для выполнения самостоятельной работы на компьютере в графическом редакторе.  

Учащиеся готовятся  к сознательному восприятию материала.

Выполняют работу на компьютере осваивая  навыки  заливки контура двух птиц, выбирая холодные и теплые цвета в технике  компьютерной графики.

Учащиеся сами оценивают и комментируют свои работы, работы одноклассников.





Формирование ИКТ-компетентности.




Регулятивные

Формирование умения анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

9.

Подведение детей к презентации семейных проектов

Ребята, а почему  птиц называют  нашими  друзьями?

А теперь ребята, слово предоставляется родителям, которые хотят обратиться к вам с призывом. «Помоги зимующим птицам».

Ребята, а хотите узнать,  как ваши одноклассники уже начали заботиться о птицах?

10.

Презентация семейных проектов

Представляем вашему вниманию семейные проекты Сечиной Вероники, Селивёрстовой Анастасии, Мысевой Валерии «Помоги зимующим птицам».

Детям показываются видеофрагменты семейных проектов на интерактивной доске.








Ребята, посмотрите (держит в руках полученную книжку-раскладушку),  наша книга практически готова.

Но остался ещё один вопрос, на который мы с вами не ответили. Когда так говорят и почему их так назвали? 

Учитель предлагает дома вместе с родителями найти материал к последней страничке книги.  (Почему снегиря, синичку, глухаря, кукушку так назвали? Когда так говорят: белая ворона, воробью по колено, сорока на хвосте принесла?)

Поднимите руки те ребята, кто хотел бы  продолжить работу по этой теме.

А когда так говорят «Сейчас вылетит птичка»  поможет разобраться наш фотограф Максим Евгеньевич.

Фотограф предлагает сделать на память  о конференции

фотографию ученых.

Смотрят на экран и слушают результаты долгосрочного семейного проекта своих одноклассников. Оценивают аплодисментами  выступление своих одноклассников.


В это время родители учащихся пытаются ответить на вопрос, сколько человек мы обеспечим кислородом, принося  зимой корм на одну кормушку?


Выражают  своё  желание поднятием руки.



















Дети фотографируются и отвечают на поставленный вопрос.

Познавательные

Готовить небольшие сообщения.

Коммунникативные

Представлять полученную информацию.

11.

Оценивание эмоциональной сферы учащихся; (хвост жар-птицы)

И наконец, осталось  внести последний штрих в нашу книгу и можно считать, что она готова к печати.  

Обратите внимание, на то, что у нашей птицы не раскрашен хвост.

Давайте раскрасим его с помощью наших пальчиков и пальчиковых красок.

Если вам понравилась  научная конференция,  и у вас всё получилось,   окуните пальчик в красную краску,

если понравилось, но не всё получилось – в жёлтую краску ,

и если не понравилось  - в зелёную краску.

Учащиеся окунают пальчик в тот цвет пальчиковых красок, который соответствует их эмоциональному состоянию.


Регулятивные

Формирование готовности оценивать свой  и группы учебный труд.

12.

Презентация семейного проекта "Почему и как поют птицы?»

Ребята, птичка говорит вам спасибо, за то, что подарили её хвостику цвет, и ей сразу же захотелось петь.

А знаете ли вы, как птички поют и почему они это делают?

 А вот Варя Володина вместе со своей мамой Ольгой Александровной  искали и  нашли ответ на этот вопрос и сейчас готовы поделиться с нами этой информацией.

Учащаяся вместе со своей мамой рассказывает о том, почему и для чего птицы поют. Играют с одноклассниками в игру «Угадай, кто так поёт?», слушают записи звуков, издаваемые птицами, узнают птиц по голосам.

Регулятивные

Умение использовать дополнительную информацию.

Коммуникативные

Представлять полученную информацию.

13.

Подведение итогов конференции.

На этом наша конференция подошла к концу. Прошу вас выстроиться на общее фото.

Внимание! «Сейчас вылетит птичка»

Дети строятся на общее фото. Слушают ответ на вопрос, почему так говорят фотографы «Внимание, сейчас вылетит птичка».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • умение делать выводы о зависимости  вида части тела птицы от условий обитания и питания;
  • проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • умение работать с источниками информации;
  • умение вести монолог, диалог;
  • создание книжки- раскладушки  «Почемучка о птицах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Наше творчество"

Цель: Коллективное создание альбома произведений детей....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Птицы – наши друзья»

Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;умение их различать, группировать, устанавливать причинно-сле...

Коллективный проект "Наша Азбука"

Презентация к проекту...

Проект "Комнатные растения-наши друзья"

Нет ничего прекраснее цветовПришедших в наши тихие жилищаОни пришли из глубины вековЧтоб сделать жизнь возвышенной и чище.          Школа - наш  дом. ...

Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру "Птицы - наши друзья,зимой их забывать нельзя!"

Открытый урок во 2 “М» классе прошёл на высоком методическом уровне, в соответствии с требованиями по ФГОС, с использованием ИКТ.Урок прошёл под  девизом «Птицы – наши друзья, зимой их забывать н...

Коллективный проект "Наши друзья - дорожные знаки"

Основное направление деятельности - формирование основ безопасной жизнедеятельности. Проект предполагает публичное выступление....

Интегрированная коллективная работа над проектом в 3 классе

Проектно- исследовательская работа «Яблоко»Предмет: Интеграция ( окружающий мир, литература, музыка, ИЗО, технология, ОБЖ, история, внеурочная работа)Класс: 3Классный руководитель: Гусева ...