Диагностические работы с анализом
материал на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Личностные УУД

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (см. табл. 1).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7—10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_raboty_s_analizom.rar116.8 КБ

Предварительный просмотр:

Личностные УУД

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (см. табл. 1).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Ниже представлены:

— семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

— семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);

— четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).

Таблица 1

Виды социальных норм

Категории социальных норм

Мини-ситуации

нарушения социальных норм

Конвенциональные

Моральные

Ритуально-этикетные:

— культура внешнего вида,

— поведение за столом,

— правила и формы обращения в семье.

Организационно-административные:

— правила поведения в школе,

— на улице,

— в общественных местах

Альтруизм:

- помощь,

- щедрость.

Ответственность, справедливость и законность: — ответственность за несение материального ущерба

— не почистил зубы,

— пришел в грязной одежде в школу,

— накрошил на столе,

— ушел на улицу без разрешения

— встал без разрешения на уроке,

— мусорил на улице,

— перешел дорогу в неположенном месте

- не предложил друзьям помощь в уборке класса,

- не угостил родителей конфетами,

- взял у друга книгу и порвал ее

Анкета

Оценка поступка в баллах

Инструкция: поставьте оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делать можно

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

Так делать нельзя ни в коем случае

1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.

5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни оценивания:

1 уровень. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более чем на 4 балла.

2 уровень. Суммы равны (±4 балла).

3 уровень. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более чем на 4 балла.

В таблице результатов необходимо ставить цифры: 1 или 2, или 3.

Регулятивные УУД

Задание «Проба на внимание»

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 8-9 лет.

Метод оценивания: фронтальный или индивидуальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.). Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте необходимы внимание и самоконтроль.

Текст

Мы учимся вновой школе. Пят лет назад учиники нашей школы посадили яблани. Теперь школой большой яблоневый сад. летом ребята соврали хорошый урожай яблок. За школой огород. Дти там сажают овощи: помидоры, огурцы, сливу, капусту.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, и т. п.

Уровни сформированности внимания:

3 балла: 0-2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.

2 балла: 3-4 - средний уровень внимания.

1 балл: более 5 пропущенных ошибок - низкий уровень внимания.

В таблице результатов необходимо ставить цифры: 1 или 2, или 3

Познавательные УУД

Исключение понятия

Цель: исследовать категориальное мышление, выявить уровень сформированности обобщения.

Оцениваемые УУД: обобщающие операции ребенка, возможность отвлечения, способность выделять существенные признаки предметов и явлений и на их основе производить необходимые суждения.

Описание задания: Найдите лишнее слово в каждой строке и зачеркните его.

  1. Яблоко, морковь, капуста, перец, огурец
  2. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, кроссовки
  3. Ручка, бумага, карандаш, фломастер, маркер
  4. Корова, коза, лось, лошадь, овца
  5. Термометр, врач, учитель, медсестра, санитар
  6. Кресло, палас, диван, стол, кровать
  7. Бокал, тарелка, миска, посуда, салатник
  8. Сковорода, кастрюля, половник, скатерть, нож
  9. Белка, олень, жираф, зубр, волк
  10. Ромашка, тюльпан, мак, василек, бабочка

Уровни:

3 балла - высокий уровень - найдены все лишние предметы.

2 балла - средний уровень – 1-3 ошибки.

1 балл - низкий уровень - более 4 ошибок.

В таблице результатов необходимо ставить цифры: 1 или 2, или 3

Диагностика универсального действия общего приема решения задач

(по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.

Оцениваемые универсальные учебные действия: прием решения задач; логические действия.

Возраст: 6,5—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей.

Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.

Критерии оценивания: умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

Уровни сформированности общего приема решения задач:

1. При анализе задачи выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.

2. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности (допускают ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.

3. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.

А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова предложили набор задач с постепенно усложняющейся структурой, который дает возможность диагностировать сформированность обобщенного способа решения задач.

1. Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа  a  +  b  =  х  или  a– b =х.

2. Простые инвертированные задачи типа  a – х = b  или x – a = b, существенно отличающиеся от задач первой группы своей психологической структурой.

3. Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа  a  + (a + b) =  x  или a  + (a – b) =  x.

Задачи

1. Коля собрал 10 грибов, а Маша — на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?

2. У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?

3. У Маши 5 яблок, а у Кати на 2 яблока больше. Сколько яблок у них обеих?

Уровни или Критерии оценивания:

3 балла – высокий уровень - все задачи решены правильно.

2 балла – средний уровень – решены все задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки или правильно решены 2 задачи.

1 балл – низкий уровень – решены 2 задачи, но допущены вычислительные ошибки или решено менее 1 задачи.

В таблице результатов необходимо ставить цифры: 1 или 2, или 3.

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6,  а), другому — карточку с ориентирами - точками (рис. 6,  б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.

Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6,  в).

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности:

позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

В таблице результатов необходимо ставить цифры: 1 или 2, или 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ входной диагностической работы

Представленный материал позволяет проанализировать: уровень выполнения работы в баллах; качественные показатели успешности выполнения заданий; отследить уровень стартовых возможностей....

анализ комплексной диагностической работы

Материал содержит рекомендации к анализу комплексной диагностической работы в 1-4 классах. Поможет педагогам построить шкалу уровней, заполнить таблицы УУД....

Программа анализа выполнения стартовой диагностической работы (1 класс)

Данная программа будет полезна заместителям директора по УВР для быстрого и качественного анализа выполнения стартовой диагностической работы первоклассниками. Достаточно внести в таблицу баллы, набра...

Анализ диагностических работ.

Анализ руководителя ШМО начальных классов по итогам проведения диагностических работ по предметам....

Анализ входной диагностической работы

Анализ входной диагностики 1 класс...

Анализ содержания и структуры диагностической работы (из опыта работы)

Секционное заседание на Региональной научно – практической конференции « Методическое обеспечение мониторинга ключевых компетенций младших школьников на основе УМК «Школа России» ...