Главные вкладки

    Рабочая программа (1 класс) на тему:
    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1

    Великанова Елена Васильевна

    Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_kapelka_dobroty_1_klass.doc137.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    духовно - нравственной  направленности

    «Капелька доброты»

    класс   1

                   

                  Сроки реализации:    1 год  

                              Составила, отредактировала и реализует программу:                                                                               учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    Великанова Елена Васильевна

    2017 – 2018 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Капелька доброты» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Основной образовательной программы Начального общего образования ГБОУ НШ  с.Красноармейское.

    Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

    Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. В настоящее время школьники подвергаются большому влиянию окружающей среды, то есть телевидение, радио, СМИ. Родители не всегда имеют возможность проводить беседы на  духовно-нравственную тему, так как они стараются обеспечить ребенка материально, а духовная сторона порой остается в тени.

    Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

            Связь с общешкольными программами прослеживается на занятиях где вводится игровая драматургия по изучаемой теме, экскурсии с музыкой, литературой, окружающим миром, изобразительным искусством. Огромное значение имеет  познание  нравственной  культуры  своего народа.

    Новизна программы в том, что она направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

    Цель  программы:   создание условий для развития, сохранения и укрепления духовно-нравственного   здоровья детей.  

    Задачи:

    • формировать первоначальное представление о моральных нормах                и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
    • раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
    • развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения      к истории и культуре народа;
    • воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.

    Ожидаемые результаты реализации  программы  

    Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: дружбы,  милосердия, сострадания,   в стремлении его к добру и неприятию зла.

    Предметные:

    В результате прохождения программного материала  обучающиеся:

    • научатся бережно относиться к своей семье и её родословной, будут толерантны в отношениях с представителями разных национальностей;
    • будут любить свой народ, родной язык, своих родных и близких;
    • сформируют такие  понятия как «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
    • за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
    • получат положительную мотивацию, интерес к учёбе;
    • посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.

    В процессе реализации программы формируются следующие УУД учащихся младших классов:

    Личностные результаты:

    • знание основных моральных норм и стремление к их выполнению;
    • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
    • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий                        с жизненными ситуациями;
    • понимание чувств других людей и воспитание чувства сопереживания им.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • формирование у обучающихся умений ставить учебные цели;
    • использование внешнего плана для решения поставленной задачи и планирование  своих действий в соответствии с поставленной задачей;
    • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

    Познавательные УУД:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
    • составлять сообщения в устной и письменной форме;
    • анализировать объект изучения существенными и несущественными признаками.

    Коммуникативные УУД:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
    • адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с несовпадающими с его собственными;
    • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
    • уметь формировать свою позицию и точку зрения;
    • приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников.

    Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

    Для оценки планируемых результатов освоения программы «Капелька доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

    Для оценки результативности   программы:

    1. Анкетирование во время занятий.
    2. Диагностика психологом рисунков детей.
    3. Наблюдения педагогов за отношениями между детьми.
    4. «Социометрия» Д. Морено
    5. Наблюдение за выполнением  коллективных  заданий детьми.

    Особенности возрастной группы детей 1 – 4 класса: высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, в следствие чего необходим отдых в течении дня; высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях; предпочтение к шумным коллективным играм; в ысокая чувствительность к критике со стороны взрослых; становление независимости; развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы; нередки случаи возникновения различных страхов ( боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих ); желание быть полезным; становление чувства ответственности; стремление научиться общаться с людьми вне семьи.                                                                                                                                                      

    Режим занятий включает в себя: 1 класс – 33 часа в год, 1 час в неделю по 35 минут.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    теоретических занятий

    практических занятий

    всего

    1 класс

    «Друзья познаются в беде»

    «Волшебные слова»

    «Доброму добрая память»

    «Если добрый ты…»

    «Какие бывают  игры?»

    «Отношения в семье»

    «Аккорды музыки»

    Итого:

    11 часов

    22 часа

    33 часа

     

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Программа разделена на 7 разделов.

    1. Друзья познаются в беде.
    1. Волшебные слова.
    2. Доброму добрая память.
    3. Если добрый ты...
    4. Какие бывают  игры.
    5. Отношения в семье.
    6. Аккорды музыки.      

    Каждый раздел несёт в себе соответствующую воспитательную направленность.

    В раздел «Друзья познаются в беде» включены темы на воспитание отношений между сверстниками,  правила поведения в общественных местах, в том числе и в храме,  отрицательное отношение к вредным привычкам.

    В разделе «Волшебные слова» рассматриваются темы: «О силе слова», «Общение между мальчиками и девочками», «Умеешь ли ты прощать?». Во время проведения данных мероприятий детям прививается любовь к родному языку, с помощью специально подобранных форм  работы дети должны осознать значение и силу каждого слова.

    «Доброму добрая память»-  мероприятия, проводимые в рамках данного раздела, воспитывают уважение к предкам, воинам, к русской культуре гостеприимства.

    «Если добрый ты…»- в разделе запланированы мероприятия практической направленности, помощь и ухаживание за животными, посещение дома ребёнка, что в свою очередь воспитывает сострадание и милосердие к окружающим. В этом же разделе запланировано мероприятие по уборке территории или парковой зоны.

    «Какие бывают  игры» - дети знакомятся с русскими народными играми,  играми разных народов, также проводится целенаправленная работа о вреде и пользе компьютерных игр.

    Знакомство с заповедями, которые известны человечеству две тысячи лет, даёт понять детям, что нельзя жить в мире по законам « хочу» и « можно». Эти мероприятия отведены в раздел «Отношения в семье».  В разделе уделено  внимание отношениям в семье, жизни святых и доброму отношению к хлебу.  

    В современном мире музыка несёт в себе мощную психологическую направленность.  Учёными доказано,  положительное влияние классической и духовной музыки на здоровье и психику человека.  В раздел «Аккорды музыки» включены мероприятия  для ознакомления с культурой духовных песнопений, красотой колокольного звона и необъяснимым задором и весельем русской народной песни.

    УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    программы внеурочной деятельности «Капелька доброты»

    п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    I четверть – 8 часов

    «Друзья познаются в беде»

    6 часов

    Принятие основных правил дружбы.

    Разучивание песни «Дружба крепкая…»

    Мероприятие « Я живу среди людей».  

    Конкурс рисунков « Правила поведения в обществе».

    Мероприятие « Привычки вредные и полезные».

    Анкета « Я и мои друзья». Выявить влияние друзей.

    «Волшебные слова»

    6 часов

    «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» (конкурс стихов, пословиц, рисунков».

    Чтение книг православного автора Б. Ганаго «О силе слова».

    II четверть – 8 часов

    Беседа « О дружбе мальчиков и девочек».

    Просмотр фильма « Приключения Тома Сойэра».

    Конкурс « Знатоки  родной природы».

    Просмотр фильма «Тимур и его команда».

    «Доброму добрая память»

    4 часа

    Презентация на тему: « Их почитают на Руси».

    Просмотр фильма  о детях участвующих в Великой Отечественной войне.

    Презентация «На пути к высотам мудрости». Материал о жизни М.В. Ломоносова.

    Просмотр мультфильмов о школе.

    III четверть – 9 часов

    «Если добрый ты…»

    4 часа

    Фото конкурс «Мы и пернатые».

    Конкурс рисунков « Моё любимое животное».

    Экскурсия в д/сад.

    Инсценирование сказки « Кошкин дом».

    «Какие бывают  игры?»

    6 часов

    Знакомство и  с русскими народными играми.

    Русские народные состязания. Игра« Лапта».

    Беседа « Компьютерные игры - вредные и полезные».

    Конкурс «Игры разных народов».  

    Изготовление русских народных игрушек из любых материалов.

    III четверть – 8 часов

    Знакомство с русскими народными  играми  для девочек и мальчиков.

    «Отношения в семье»

    4 часа

    Мероприятие « Дерево добра».

    Просмотр мультфильмов из серии  «Простоквашино»

    Презентация «Путешествие зёрнышка» (отношение  к хлебу).

    Экскурсия в библиотеку « «Хлеба к обеду в меру бери».

    «Аккорды музыки»

    3 часа

    Знакомство с историей изготовления колоколов.

    Просмотр фильма об искусстве отливания колоколов. « О чём поёт колокол?»

    Музыка в храме.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11
    2. Библиотека « Первое сентября» , « Я иду на урок в начальную школу», « Основы православной культуры».
    3. Газета « Православная народная газета» № 11- 15 июня 2007г.,№ 18-1 октября 2011г.
    4. «Духовно-нравственное воспитание: теоретический аспект».СИПКРО, Самара, издательство «Книга», 2010 год.
    5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: методические рекомендации. // В 2-х ч. // М– «Просвещение» 2011 (Работаем по новым стандартам).
    6. Учебная программа курса « Основы православной культуры» СИПКРО, Самара,  2010 год.
    7. http://pedagog.eparhia.ru/for
    8. http://rusbreg.ru/index.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа внеурочной деятельности танцевальный кружок капельки 2 год

    рабочая программа внеурочной деятельности художественно- эстетического направления танцевальный кружок капельки 2 год...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности", 2 класс

    Программа кружка  «Азбука нравственности» в начальной школе позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием личности младшего школьника. Програм...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

    Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

    Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 1 класс

    Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандар...