Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Здебская Елена Владимировна

    внеурочная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon masterskaya_obshcheniya-1_klass.doc164 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заревская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов

                                                                                                         «Утверждаю»

                                                                                                                      Директор МАОУ Заревской СОШ с УИОП                                                                                                                                                                                                                           _________ Е.П.Федорова

                                                                                            « __»  ___________ 2013 г

    Рабочая программа

     внеурочной деятельности

    духовно - нравственное направление

     на тему:

    «Мастерская общения»

    для  обучающихся 1 класса

    Руководитель:

    Здебская Елена Владимировна

    учитель начальных классов

    Срок  реализации  программы - 2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

        Данная рабочая программа  на тему «Мастерская общения» реализует  духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1  классе и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения в соответствии с учебным планом МАОУ Заревской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов на 2013 – 2014 учебный год.

      Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

      Объем  нагрузки:

    Участники образовательной программы:    учащиеся  1 классов.

    Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

    Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.

     Цель курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

        

    Задачи:

    • обучение навыкам общения и сотрудничества;
    • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
    • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
    • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

     

       Основные разделы программы:

    • я среди людей;
    • речевой этикет;
    • культура поведения;
    • в мире сказок.

    Воспитательные идеи программы:

    • Старайся делать добро!
    • Бойся обидеть человека!
    • Люби и прощай людей!
    • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
    • Познай мир и себя!
    • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

      Ожидаемые результаты:

    • обогащение личного опыта общения детей;
    • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
    • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

                   

    Учебно-тематический план на год

     №

     п/п

     Содержание программы

      Всего    часов

     Теория

     Практика

    1.

     Вводное занятие

    1

    1

    -

    2.

     Я среди людей

    6

    3

    3

    3.

     Речевой этикет

    6

    2

    4

    4.

     Культура поведения

    12

    6

    6

    5.

    В мире сказок.

    6

    -

    6

    6.

     Заключительное занятие

    2

    -

    2

    Итого:

    33

    12

    21

    Содержание курса:

    1раздел (1ч.)

    Вводное занятие.

    Знакомство с планом работы на год.

    2 раздел (6ч.)

    Я среди людей.

    Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

    Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

    3раздел ( 6ч.)

    Речевой этикет.

    Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

    4 раздел ( 12ч.)

    Культура поведения.

    Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

    5 раздел (6ч.)

    В мире сказок.

    Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

    Ожидаемые результаты реализации программы

    Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

    Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

    Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    Тематическое планирование курса.

    Раздел программы

    № п/п

    Тема занятия

    Содержание, методические приемы

    Кол-во часов

    Дата

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Вводное занятие

    (1ч)

    1

    Давайте познакомимся.

    Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

    1

    02.09-06.09.13

    Я среди людей

    (6 ч)

    2

    Кто я и как выгляжу?

    Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

    1

    09.09-13.09.13

    3

    Что в нашем имени?

    Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

    1

    16.09-20.09.13

    4

    Плохо одному.

    Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

    1

    23.09-27.09.13

    5

    Товарищи и друзья.

    Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

    1

    30.09-04.10.13

    6

    Как завоевывать друзей.

    Правила общения с товарищами и друзьями.

    1

    07.10-11.10.13

    7

    Бескорыстие в дружбе.

    Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

    1

    14.10-18.10.13

    Речевой этикет

    (6 ч)

    8

    Что такое этика и этикет.

    Роль мимики, жестов и позы в общении.

    Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

    Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

    1

    21.10-25.10.13

    9

    О вежливых словах и их применении.

    Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

    1

    28.10-01.11.13

    10

    Правила знакомства, представления  и обращения.

    Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

    1

    11.11-

    15.11.13

    11

    Правила приветствия и прощания.

    Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

    1

    18.11-

    22.11.13

    12

    Правила извинения и просьбы.

    Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

    1

    25.11-

    29.11.13

    13

    Правила благодарности и отказа.

    Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.

    1

    02.12-06.12.13

    Культура поведения

    (12 ч)

    14

    Отношение к старшим.

    Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

    1

    09.12-

    13.12.13

        15

    Отношение к учителю.

    Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

    1

    16.12-

    20.12.13

    16

    Отношение к малышам.

    Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

    1

    23.12-

    27.12.13

    17

    Как вести себя в школе, на переменах.

    Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

    1

    13.01-

    17.01.14

    18

    Правила поведения в столовой, за столом.

    Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

    1

    20.01-24.01.14

    19

    Правила поведения с гостями, в гостях. приглашение гостей

    Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

    1

    27.01-

    31.01.14

    20

    Искусство делать подарки.

    Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

    1

    03.02-07.02.14

    21

    Как правильно разговаривать по телефону.

    Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

    1

    17.02-

    21.02.14

    22

    Правила поведения в общественном транспорте.

    Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.

    Ролевая игра «В автобусе».

    1

    24.02-

    28.02.14

    23

    Как вести себя  в общественных местах.

    Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

    1

    03.03-

    07.03.14

    24

    Правила поведения в театре и кино.

    Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

    1

    10.03-

    14.03.14

    25

    Поведение в библиотеке и музее.

    Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

    1

    17.03-

    21.03.14

    В мире сказок

    (6 ч)

    26

    Добро и зло в сказках.

    Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

    1

    31.03-

    04.04.14

    27

    Добро и зло в сказках.

    Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

    1

    07.04-

    11.04.14

    28

    Сказки – волшебство, чудо и правда.

    Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

    1

    14.04-

    18.04.14

    29

    Сказки – волшебство, чудо и правда.

    Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

    1

    21.04-

    25.04.14

    30

    Сказка – ложь, да в ней намек

    Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

    1

    28.04-

    02.05.14

    31

    Сказка – ложь, да в ней намек.

    Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

    1

    05.05-

    09.05.14

    32

    Что мы узнали и чему научились.

    Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

    Праздник вежливых ребят.

    1

    12.05-

    16.05.14

    Итоговые занятия

    (2 ч)

    33

    Что мы узнали и чему научились.

     Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

    Праздник вежливых ребят.

    1

    19.05-

    23.05.14

    ИТОГО:  33 часа

    Учебно – методическое  обеспечение.

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
    2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
    3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
    4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
    5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
    6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
    7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
    8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
    9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания

    МО учителей начальных классов

    от «___»__________2013 г. №__

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    ___________/Солохина Г.Г./

    «___»__________2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"

    Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена  в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

    Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1

    Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

    Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.

    Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...