Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
рабочая программа (3 класс) на тему

Парахина Римма Алексеевна

Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена  в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №273 « Об образовании в Российской  Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 06 октября 2010 г № 373; СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Уставом  ГБОУ лицея №410 г.Санкт-Петербурга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioty_parahina.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 лицей № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию педагогическим советом

Протокол от ________№_____

«Утверждаю»

Приказ от______№_____

     Директор лицея № 410

__________________________

О.И. Ткачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

Мы – патриоты России

для 3  Б класса

Автор-составитель:  учитель начальных классов

Парахина Римма Алексеевна

                                     

                                                                                                         

                                                                        

                                                           Санкт – Петербург

2014г

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена  в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №273 « Об образовании в Российской  Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 06 октября 2010 г № 373; СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Уставом  ГБОУ лицея №410 г.Санкт-Петербурга.

       Обоснование необходимости разработки и внедрения программы.

   Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

         В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской  Федерации.


     
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

   В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекта.

            Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
             
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа

     Практическая значимость


       
 Программа  направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

 Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. 


Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

         Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

      Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

                                Отличительные особенности курса.

Педагогическая идея.

Создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности, которая направлена на достижение результатов освоения основных образовательных программ. Но в первую очередь на достижение личностных и мета предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решение.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей,  культурные учреждения и предприятия города, памятные  и исторические места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

В процессе изучения курса   проводятся лекции, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады. Важная составляющая курса – элементарная поисково-исследовательская деятельность.

Психолого-педагогические принципы.

Организация социально-открытого пространства духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающегося осуществляется на основе:

- социально-педагогического партнерства;

- нравственного примера педагога;

- информационно-личностного развития;

- интегративности программы духовно-нравственного воспитания;

- социальной востребовательности воспитания.

Связь содержания программы с учебными предметами.

 

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).

 

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

 

– экскурсии, например, «Родной край» и др.;  

–беседа «Я выбираю здоровый образ жизни»;

–добровольное участие в подготовке и проведении   праздников,

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;

 

Окружающий мир , 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.  

 

– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии к местам боев и памятникам  участникам Великой Отечественной войны;

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.

 

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

 

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих мастерских;

 - конкурс  Города- герои ;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;

 -экскурсии по улицам города;

- заочные путешествия;

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

 

- посещение театров, филармонии, Художественного музея;

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

                       Особенности возрастной группы школьников.

Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению   «Мы – патриоты России» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН: 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

   Планируемые результаты:

Личностные:

-  чувство любви, осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской  к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные :

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

  Система отслеживания и оценивания результатов обучения

      В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, базовых ценностей повседневной жизни .

Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к обществу, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде .

       Формы  и методы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

   

 Практические занятия :

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная).

Для реализации программы предлагаются следующие  методы : наглядный, словесный, практический.  
Наглядный метод   
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения; 
• экскурсий по городу, целевые прогулки; 
Словесный метод  
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 
Практический метод  
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

                     Содержание и структура курса

Программа “Мы – патриоты России” используется с 1-4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -29 ч., практических – 39ч.

1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Дискуссии. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.  

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.  

4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории .

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Викторина. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Весна в родном городе. Сад на окошке. Наша хрупкая планета Земля

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Экологический календарь.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.   Проект «Мы – патриоты страны».

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

Тематическое планирование

3 класс

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Элементы содержания занятия

теория

практика

план

факт

                                                                     «  Я и я » - 5ч.

1

1неделя

Для чего я рожден?

Обсуждение проблемных ситуаций

1

2

 Кто что любит и умеет делать?

 Ответы на вопросы педагога, рассказы учащихся

1

3

2неделя

Мы все такие разные.

О толерантности.

1

4

Кому нужна моя помощь?

Взаимопомощь и взаимовыручка.

1

5

3неделя

Быть человеком.

Что значит быть настоящим человеком.

1

                                                                      «   Я и семья » – 16 ч.

6

 Откуда я родом.

Архивные раскопки

1

7

4неделя

Почему меня так назвали.

Кто дал имя и в честь кого. Рассказы детей.

1

8

В гостях у предков.

Как жили наши предки. Рассказы детей о своих дальних родственниках.

1

9

5неделя

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

Дискуссия.

1

10

 Моя семья – моя радость.

Конкурс сочинений

1

11

6неделя

Мой папа – мастер на все руки.

Рассказы о профессиях пап. Папа может все, что угодно.

1

12

У моих родителей – золотые руки.

Все своими руками.

1

13

7неделя

Мамины помощники.

Мои обязанности дома

1

14

Золотые бабушкины руки.

Рассказы детей о своих бабушках. Выставка семейных поделок.

1

15

8неделя

Уважения достойны.

Мудрые бабушкины советы

1

16

Пожилые люди – мудрые люди.

Встреча с интересными людьми

1

17

9неделя

Спешите творить добро!

Акция милосердия

1

18

Доброта в стихах и сказках.

Конкурс чтецов

1

19

10неделя

Что такое хорошо, а что такое плохо.

Конкурс рисунков.

1

20

Операция «Красный крест».

Знакомство с народным лечебником.

1

21

11неделя

Панорама добрых дел.

Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

1

                                              « Я и культура» - 10 ч.

22

Мои любимые книги.

Экскурсия в библиотеку

1

23

12неделя

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка

Караоке.

1

24

Люблю тебя, моя Россия.

Викторина

1

25

13неделя

Богатыри земли Русской.    

Чтение и обсуждение книг

1

26

Дети войны.

Встреча с детьми блокадного города

1

27

14неделя

Мастерская по изготовлению новогодних украшений.

Изготовление новогодних украшений

1

28

Экскурсия по новогоднему Петербургу.

Целевая экскурсия с родителями

1

29

15неделя

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

Заочное путешествие

1

30

Новогодние зарисовки.

Конкурс рисунков

1

31

16неделя

Новогодняя сказка.

праздник

1

                                                            “Я и школа”- 11ч.

32

Мой класс – моя семья.

Просмотр классных презентаций

1

33

17неделя

Школьный Устав.

Знакомство со школьным Уставом.

1

34

Мои права и обязанности.

Правила поведения в школе

1

35

18неделя

  По каким правилам мы живем.

Сценки из школьной жизни.

1

36

Ты и твои друзья.

Размышления о дружбе

1

37

19неделя

Вежливая улица.

Сценки из школьной жизни

1

38

Наша школа в будущем.

Конкурс сочинений.

1

39

20неделя

Каков я в школе?

Мнение о себе

1

40

Мой  любимый уголок в школе.

Конкурс рисунков

1

41

21неделя

Десант чистоты и порядка.

Трудовой десант. Высаживание рассады.

1

42

Я люблю свою школу.

Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурс  рисунков. Выставки поделок

1

                                                  Я и мое Отечество” - 18ч.

43

22неделя

Урок милосердия и доброты.

Что такое милосердие и доброта.

1

44

История Отечества.

Заочное путешествие в историю

1

45

23неделя

Наша страна – Россия.

Просмотр фильма

1

46

Знакомства с символами Российского государства.

Исполнение гимна

1

47

24неделя

Город, в котором я живу.

Экскурсия по памятным местам

1

48

История страны в названиях улиц.

Старые и новые названия улиц.

1

49

25неделя

Конституция – основной закон жизни страны.

Знакомство со статьями закона

1

50

Флаги России.

Просмотр и обсуждение фильма

1

51

26неделя

Кто хочет стать знатоком истории .

Викторина

1

52

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

Конкурс рисунков

1

53

27неделя

Вам, защитники Отечества!

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

1

54

О подвигах женщин в военное время.

Чтение книг

1

55

28неделя

Там, где погиб неизвестный солдат.

Экскурсия к памятным местам

1

56

Они служили в армии.

Рассказ детей о родных, служивших в армии.

1

57

29неделя

Путешествие по стране.

Страна на карте.

1

58

Путешествие по стране.

Богатство страны.

Чем богата страна.

1

59

30неделя

Дорогая моя столица.

Достопримечательности столицы.

1

60

Подвиг Ленинграда.

Просмотр фильмов, обсуждение героизма горожан в годы войны.

1

                                                           “Я и планета” - 8ч.

61

31неделя

Наша хрупкая планета Земля.

Вид из космоса.

Просмотр фильмов.

1

62

Животные из Красной книги.

Рассказы о редких и исчезающих животных

1

63

32неделя

Экологический календарь.

Экологические праздники.

1

64

Весна в родном городе.

Конкурсы чтецов и рисунков

1

65

33неделя

Сад на окошке.

Высаживание рассады цветов.

1

66

Чем живет планета  Земля?

Наблюдения за событиями в мире.

1

67

34неделя

Судьба Земли – наша судьба.

Подготовка к проекту.

1

68

Итоговое занятие. Проект.

«Мы – патриоты страны».

Конкурс сочинений, стихов и рисунков

1

29

39

Итого:

              68 часов

Предполагаемая  результативность курса

Освоение детьми программы «Мы – патриоты России» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

 Регулятивные:

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,     осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  • работать в семейных архивах;
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • сравнивать и обобщать факты;
  • узнавать государственную символику своего региона;
  •  описывать достопримечательности родного края;
  • находить на карте, свой регион и его главный город;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные,  прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Школьники приобретут опыт социально значимого действия:

- самообслуживания и самоорганизации, организации совместных дел с другими учениками  класса; опыт ответственности за свои поступки;

-  нравственного взаимодействия с людьми разных поколений, национальностей, вероисповеданий;

     - эмоционального восприятия культурных ценностей; этнокультурных традиций; участия

        в   мероприятиях        художественно-эстетической направленности;

- у учащихся сформируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, способность к организации социально значимой деятельности

У обучающегося будут сформированы:

  • чувство гордости за свой город,  страну ,за успехи своих земляков.
  • этические нормы отношений в семье, между поколениями, между людьми различных национальностей, вероисповеданий;

В результате реализации программы ожидается:

 - развитие творческих способностей;

        - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность

          к деяниям предыдущих поколений;

        - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование

           активной   жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

        - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность

           руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Предполагаемый результат деятельности:

- высокий уровень самосознания, самодисциплины;

-  понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Информационно-методическое обеспечение:

Литература:

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. . Данилюк, А.Я. и др.  Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. М.: Просвещение  – 2011. Методические рекомендации в двух частях.  

3. . Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

4. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

Цифровые образовательные ресурсы:

1.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

2. коллекция цифрового образования, ресурсы, размещённые на офицальном сайте ГБОУ лицея №410

                                                             Приложение к рабочей программе.

                       Основание:

                                                     приказ от _________№ ______

Программа « Мы - патриоты России » духовно-нравственного направления.

3 Б класс

                                                   Тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Элементы содержания занятия

теория

практика

план

факт

«  Я и я » - 5 ч.

1

1неделя

Для чего я рожден?

Обсуждение проблемных ситуаций

1

2

 Кто что любит и умеет делать?

 Ответы на вопросы педагога, рассказы учащихся

1

3

2неделя

Мы все такие разные.

О толерантности.

1

4

Кому нужна моя помощь?

Взаимопомощь и взаимовыручка.

1

5

3неделя

Быть человеком.

Что значит быть настоящим человеком.

1

                                                                      «   Я и семья » – 8 ч.

6

 Откуда я родом.

Архивные раскопки

1

7

4неделя

Почему меня так назвали.

Кто дал имя и в честь кого. Рассказы детей.

1

8

В гостях у предков.

Как жили наши предки. Рассказы детей о своих дальних родственниках.

1

9

5неделя

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

Дискуссия.

1

10

 Моя семья – моя радость.

Конкурс сочинений

1

11

6 неделя

Мой папа – мастер на все руки.

Мамины помощники

Рассказы о профессиях пап. Папа может все, что угодно. Мои обязанности дома

1

12

7 неделя

Уважения достойны.

Пожилые люди – мудрые люди.

Мудрые бабушкины советы

Встреча с интересными людьми

1

13

8 неделя

Панорама добрых дел.

Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

1

« Я и культура» - 3 ч.

14

9 неделя

Мои любимые книги.

Экскурсия в библиотеку

1

15

10 неделя

Люблю тебя, моя Россия.

Богатыри земли Русской.    

Викторина

Чтение и обсуждение книг

1

16

11  неделя

Дети войны.

Встреча с детьми блокадного города

1

“Я и школа”- 3 ч.

17

12 неделя

Школьный Устав.

Знакомство со школьным Уставом.

1

18

13 неделя

Мои права и обязанности.

По каким правилам мы живем.

Правила поведения в школе. Сценки из школьной жизни.

1

19

14 неделя

Я люблю свою школу.

Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурс  рисунков. Выставки поделок

1

“Я и мое Отечество” – 3 ч.

20

15 неделя

Наша страна – Россия.

Знакомства с символами Российского государства.

Просмотр фильма

Исполнение гимна.

Конкурс рисунков

1

21

16 неделя

О подвигах женщин в военное время.

Чтение книг

1

22

17 неделя

Подвиг Ленинграда.

Просмотр фильмов, обсуждение героизма горожан в годы войны.

1

“Я и планета” – 2 ч.

23

18 неделя

Наша хрупкая планета Земля.

Экологический календарь.

Вид из космоса.

Просмотр фильмов. Экологические праздники.

1

24

19 неделя

Итоговое занятие. Проект.

«Мы – патриоты страны».

Конкурс сочинений, стихов и рисунков

1

11

13

Итого:

24 часа

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Юный патриот"

Программа  внеурочной деятельности "Юный патриот" для учащихся 1 - 4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; во...