Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Савельева Любовь Сергеевна

         Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки, отсутствие патриотического воспитания, направленная на детей пропаганда разврата, жестокости и насилия.  Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его   самопознания и самовоспитания. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Формирование нравственно-патриотических ценностей у младших школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви к своей стране

Направления в содержании программы связаны между собой логически:         1. « Я - гражданин своей страны»     Содержание этого направления включает:   gjyznbz о ключевых ценностях современного общества России;   -  осознание обучающимися себя гражданами своей Родины,

2.  «Люби и знай свой край» -.Данное направление обеспечивает:  - знакомство с историей родного края, своей страны;  - представления об общей исторической судьбе народов России, об их единстве;                                                                                                                            -

3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны»  - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. 4. «Героическое прошлое моей страны» -.  В содержание данного направления входят: - общие представления о военной истории России, Днях воинской славы, боевых и трудовых подвигах жителей области в годы Великой Отечественной войны.   5. « Гордимся и помним»        Это направление даёт знания^ о талантливых полководцах;   - о подвигах пионеров-героев;   - о  героях ВОВ; о городах- героях                                                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению «Я – патриот России»

3 класс

Пояснительная записка

     Программа  “Я – патриот России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, установленной ФГОС НОО и Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и приурочена к празднованию 70-летнего юбилея Победы над фашистской Германией.

     Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

         Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки, отсутствие патриотического воспитания, направленная на детей пропаганда разврата, жестокости и насилия.                                                                                         Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его                                                                                                         самопознания и самовоспитания. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Формирование нравственно-патриотических ценностей у младших школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви к своей стране.         Программа “Я – патриот России”  предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.                 Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.                 

Цель курса: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения на основе значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о настоящем и будущем времени;  для  воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

    Задачи курса:                                                                                         

-  способствовать пониманию особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;                

 - воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 - развивать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;                                        

  - формировать у каждого ученика чувство верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

 - воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому России, её истории, традициям через поисковую работу, совместную деятельность обучающихся с родителями, ветеранами ВОВ и труда;

 -    формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и нравственных основ личности;                

 -   формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;                                                        

 -    вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

             Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности,  которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания.

Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.

Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания.

Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Ценность традиционных российских религий — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;

Ценность искусства и литературы — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.

Ценность природы — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Общая характеристика курса.

 Содержание программы “Я- патриот России” имеет практико-ориентированную направленность  и предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Главный акцент – реализация системного подхода по формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.  Любовь к Родине, патриотические чувства формируются  у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.                                         

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Большое место в программе уделено событиям ВОВ. Работа ведётся с привлечением ветеранов ВОВ, ветеранов труда, членов педагогического коллектива, родителей. Организуются встречи с ветеранами ВОВ, проводятся экскурсии в музеи, по местам боевой славы.  Педагоги с обучающимися за необходимыми знаниями  обращаются к:                -   истории России, российских народов, своей семьи, к жизненному опыту своих родителей, предков;                                                        

-   к лучшим произведениям отечественной и мировой культуры;                 

-   к фольклору народов России;                

-   к общественно- полезной и личностью значимой деятельности;                

-  к учебным дисциплинам и другим источникам информации и научного знания.         Направления в содержании программы связаны между собой логически:                                                                                                

1. « Я - гражданин своей страны»         - формирование  гражданской и правовой направленности личности. Содержание этого направления включает:                                                                                                         

- представления об  историческом происхождении символов государства и об их социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;                                                                        

 -  осознание обучающимися себя гражданами своей Родины, своего конституционного  долга и знание своих гражданских прав и обязанностей;                 

- знания норм и правил общественного поведения, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.

2.  «Люби и знай свой край» -  воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”.Данное направление обеспечивает:                         - знакомство с историей родного края, своей страны;                                        

 - представления об общей исторической судьбе народов России, об их единстве;                                                         

 - осознание себя частицей многонационального духовного мира жителей страны.

3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны»  - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Содержание данного направления включает в себя:                 

-     интерес к истории нашего Отечества;                                                      

- желание знать  и продолжать героические традиции многонационального российского народа;                        

 - стремление к поиску материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений

 4. «Героическое прошлое моей страны» - формировать знания о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы Великой Отечественной войны.  В содержание данного направления входят:                                                        

- общие представления о военной истории России, Днях воинской славы, боевых и трудовых подвигах жителей области в годы Великой Отечественной войны.

5. « Гордимся и помним»         - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения. Это направление даёт знания:                                                         

- о талантливых полководцах;                                                                 

- о подвигах пионеров-героев;                                                                 

- о  героях ВОВ;                                                                                

 - о городах- героях                                                                                              

Предполагается  редактирование содержания программы с учетом плана воспитательной работы школы и плана развития классного коллектива.

Формы организации внеурочной деятельности

           Во внеурочной деятельности используется  коллективно-групповая, индивидуальная  формы работы.        

 Методы обучения:                                                                                        

 - объяснительно-иллюстративный;                                                        

 - репродуктивный, проблемный;                                                         

 - частично-поисковый;                                                                        

 - исследовательский

 Теоретическая часть:

 - Беседы, сообщения, обсуждение

- Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране, используя различные виды информации

 - Литературно – музыкальные композиции

 - Просмотр и обсуждение видеоматериала  

 - Заочные путешествия

Практические занятия:

- Встречи с интересными людьми

- Проведение семейных тематических вечеров                                         

 - Защита проектов                                                                                                              

 - Творческие проекты, презентации, короткометражные фильмы

 - Интеллектуально-познавательные игры

 - Трудовые дела

 - Акции благотворительности, милосердия, памяти, волонтёрское движение

- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

- Поездки, походы по историческим и памятным местам

- Посещение музеев, выставок, театров;

  Педагогические приемы:

- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.

Контрольная диагностика:  Виды контроля:                                                                                        

 - текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;                         

-промежуточный – проекты, выставки, выступления перед аудиторией;           

-диагностика ценностных отношений (анкетирование);                                

 -самооценка и самоконтроль учеником своего уровня  знания;                         

 -итоговый – открытые мероприятия , создание короткометражного фильма, альбомов.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования ГБОУ СОШ №2  программа «Я- патриот  России»  в 3 классе составляет 34часа учебного времени (34 недели по 1 часу в неделю).

Планируемые результаты освоения программы

Личностные:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                

-формирование знаний о значимых страницах истории страны;                                                                              

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;                                

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные - это  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

-  учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

-    учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

            -   строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные  УУД:

                  -   уметь планировать, прогнозировать свои действия;

               -   учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

               -  реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

                -  уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

               - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарище;

Коммуникативные УУД:

               -  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

               -  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

              -  формулировать собственное мнение и позицию;

              -  учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

              -  уметь  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге;

              - уметь  понимать чувства других людей и сопереживать им;                                                                                                                            

Предметные: 

              - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;                           - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;                          

            - уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;                            

           - использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных задач;                                  - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории России;                                                                                        

          - умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;                 

            - умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице;                                

          - называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края.

Содержание программы

Включает в себя 5 направлений :

  1. « Я - гражданин своей страны»         - формирование  гражданской и правовой направленности личности.                         2.«Люби и знай свой край» -  воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”                                                                 

3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны»  - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.                                                        

4.«Героическое прошлое моей страны» - формирование знаний о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы ВОВ.                                                    

5. « Гордимся и помним»         - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, свято хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения.

Учебно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 3 классе « Я – патриот России»

Дата

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

 Раздел I  « Я - гражданин своей страны»        ( 3 часа) -

1.

Государственная символика России

1ч.

Беседа об историческом происхождении символов государства, о ключевых ценностях современного общества России                                

Просмотр презентации

Слушание гимна

2.

Основной закон государства

Я гражданин своей Родины

1

Беседа. « Мои гражданские права и обязанности» Раскрытие понятия «закон».

Составление свода правил общественного поведения. Права и обязанности школьника.

3

«Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».

Диспут «Кто пишет законы? Для чего пишут законы? Где хранится закон? ».

Викторина «Что мы знаем о своих  правах?»

Раздел II.    «Люби и знай свой край» ( 7 часов) 

4

Государственные символы Самарской области

1

Обсуждение значения символов

Зарисовка герба, флага

5

Моя «малая Родина»

1

Наблюдение учащихся за событиями в посёлке. Диспут «Что мы называем « малой Родиной»?

Просмотр и обсуждение видеоматериала  

6

История родного края

1ч.

Беседа «Что такое история? Какая история может быть у посёлка?»

Рассмотреть карту 1934 года и сравнить с картой настоящего времени. Сделать вывод.

7

Историческая судьба народов России

1ч.

Проследить связь с общей исторической судьбой народов России, их единстве.

 Осознание себя частицей многонационального духовного мира страны.

Просмотр и обсуждение видеоматериала.  

8

Вклад моего посёлка в копилку Родины. 

1.

Встреча с интересными людьми (Профессор ГСХА, инженер МИС и другие)

Классный час «Все работы хороши»

Презентации. Мастер-класс.

9

Мой посёлок в годы ВОВ.

Сообщения обучающихся.

Представление проектов

10

Памятные места посёлка.

1ч.

Сообщение обучающихся.

«Помним. Гордимся»

Экскурсия к обелиску.  

Раздел III.    «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» ( 7 часов)

11

Я, семья и Отечество

1ч.

Беседа «Как понимаешь причастность своей семьи и себя к судьбе Отечества?»

 

12

Традиции многонационального российского народа

1ч.

Просмотр и обсуждение

 видеоматериала  

13

Моя семья в годы ВОВ

1ч.

Составление плана работы по теме . Определение объёма работы и способы поиска материалов

14-15

Моя семья в годы ВОВ

2ч.

Поиск материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений Систематизация найденного материала. Составление презентаций

16-17

Моя семья в годы ВОВ

Презентации по теме занятия

Раздел IV. «Героическое прошлое моей страны» ( 10 часов)

18

Военная история России

1ч.

Просмотр и обсуждение

 видеоматериала  

19

Дни воинской славы России

1ч.

Составление списка «Дни воинской славы России»

Распределение работы по подготовке материала к Дням воинской славы.

20

День воинской славы. 5 декабря— День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

1ч.

Минута молчания в память о погибших в ВОВ.

Презентация «Битва за Москву»

21

Самара в годы ВОВ. Трудовые подвиги жителей области в годы Великой Отечественной войны.

1ч.

Беседа. Вклад самарцев в Победу.

Просмотр и обсуждение

 видеоматериала  

     22

День воинской славы-27 января — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

1

Дневник Тани Савичевой

 Презентация.  Минута молчания в память о погибших в ВОВ.

     23

День воинской славы.

 2 февраля— День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве(1943год);

1ч.

Минута молчания в память о погибших в ВОВ.

Просмотр и обсуждение

 видеоматериала  

24

23 февраля —День, защитников Отечества;

1

Военно-спортивная игра « Мы отважными мальчишками растём» ( совместно с родителями)

25

Встреча с ветераном ВОВ – бывшем учителе школы Ежовой В.К.

1ч.

Беседа с ветераном ВОВ «Какая она - война?»

Съёмка встречи, монтирование короткометражного фильма « Они живут рядом с нами»

26

27

Читаем книги о войне.

Мы Вас помним!

1

1ч.

Беседа о вечной память погибших на полях сражений. Они живут в книгах, фильмах и в нашей памяти.

Минута молчания в память о погибших в ВОВ.

Обсуждение прочитанных рассказов

Изготовление журавликов. Экскурсия к обелиску. Выпуск шаров с журавликами в память о погибших.

Раздел V. « Гордимся и помним» (7часов)

29

Дети в годы войны. О подвигах пионеров-героев

2ч.

Викторина «Запомни их имена»

Экскурсия в городскую библиотеку. Презентация о пионерах-героях

30

Герои ВОВ Рядовые и офицеры в одном строю.

1ч.

Обсуждение «Кого мы называем героями?»

Презентация о героях рядовых и офицерах- участниках великой отечественной войны

31

Талантливые полководцы. Они планировали победу

1ч.

Беседа. Как ты понимаешь тему занятия?

Рассматривание репродукций картин с батальными сценами. Делимся впечатлениями.

32

Города стояли насмерть. Города-герои.

1ч.

Что это значит: «Города стояли насмерть»

Презентация, Орден и памятник городу-герою.

33

Классный час, посвящённый 70-летию Победы.

1ч.

Минута молчания в память о погибших в великой отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция «Помним и гордимся» Фильм о Ежовой В.К.- участнике ВОВ.

34

Экскурсия в город-герой Волгоград

1ч.

Экскурсия по местам боевой славы города. Дом Павлова.

Посещение Мамаева кургана, панорамы «Сталинградская битва.

                                                                                 Итого   34 часа

Библиография

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

5. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

6. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

7. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

Интернет-ресурсы (ЭОР)

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-

 http://school-collection.edu.ru

2.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru

3.Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su

4.Профессиональное сообщество педагогов . Методисты.

 - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola

Технические средства обучения.

1.Компьютер

 2.Мультимедийный проектор

 3.Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"

Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена  в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1

Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...