Диагностика фонематических нарушений у умственно отсталых школьников.
методическая разработка (2 класс) на тему
Диагностика фонематических нарушений у умственно отсталых школьников.
I этап: Обследование фонематического восприятия.
Задание 1
Различение изолированных звуков.
Учитель проговаривает звуки парами и просит ученика хлопками реагировать на одинаковые звуки.
Речевой материал: | ы-и | ц-ч | ж-ж |
| и-и | Ц-Ц | ж-з |
| и-ы | ч-ч | 3-3 |
| ы-ы | ч-ц | з-ж |
Задание 2 | |||
Различение слогов со сходными звуками. |
| ||
Учитель произносит пары слогов и просит ученика хлопнуть, когда тот услышит одинаковые слоги. | |||
| |||
Речевой материал: | па-ба | ты-ти | су-шу |
| па-па | ти-ти | су-су |
| ба-па | ти-ты | шу-шу |
| ба-ба | ты-ты | шу-су |
|
Задание 3
Узнавание и различение слов близких по звуковому составу.
Учитель произносит пары слов и предлагает ученику внимательно послушать и поднять руку, если услышит одинаковые слова.
Речевой материал:
день – тень
палка –палка
балка – палка
балка - балка
Задание 4
Различение правильно и не правильно произносимых слов.
Учитель просит ученика хлопать в ладоши только тогда, когда слово будет названо правильно.
Речевой материал: Суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Йасладуська, раскйадушка, раскладуска, раскладушка, ласкрадушка, раскладушка.
Задание 5
Отбор слов, которые звучат, похоже.
Учитель просит ученика соединить картинки, названия которых звучат, похоже. Речевой материал: лук, жук, мышка, мишка, дом, ком, бинт, винт.
Задание 6
Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.
Учитель предлагает ученику сказать «да», если заданный звук присутствует в слове, а также «нет», если звук отсутствует в слове.
Речевой материал: флаг, балалайка, груша, гриб, ключ, топор, игла.
Задание 7
Отбор картинок на заданный звук.
Учитель предлагает показать картинки с заданным звуком.
Речевой материал: молоток, вишня, комар, ворона, еж, карандаш, мак.
Задание 8
Выделение слова с заданным звуком из фразы.
Учитель предлагает ученику назвать слово, в котором есть заданный звук: Речевой материал: (м) Маша ела кашу. (з) На полянке заяц.
Мальчик пьет молоко. У Зои розовый бант.
(п) Мама варит суп. (ж) Ира увидела жука.
Паша нарисовал пальму. В лесу живут медвежата.
(ш) Маша купила ленту.
У Лены большой шар.
Задание 9
Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов.
Учитель просит ученика повторить за ним звуковые, слоговые ряды и ряды слов
Речевой материал: ауио оуиа па-ба та-да-та га-ка-га
ма-мя ны-ни-ны ви-вы-ви пух - мех - мох
кот - кит —ток дом - дам — дым бак - бык — бок
копка - кепка – папка
II этап: Обследование анализа состава предложения.
Задание 1
Определение количества слов в предложении.
Учитель предлагает детям посчитать количество слов в предложении.
Речевой материал: Листья падают на землю. Зимой идет снег.
Задание 2
Определение последовательности слов в предложении.
Учитель просит ученика назвать первое, второе и третье слово в предложении. Речевой материал: Кошка крепко спит. Осенью идут дожди.
Задание 3
Определение места слов в предложении.
Учитель просит ученика назвать слова, которые стоят вначале и в конце предложения.
Речевой материал: Мама моет посуду. Дети читают книгу.
III этап: Обследование cлогового анализа и синтеза.
Задание 1
Определение количества слогов в слове.
Учитель произносит слова, а ученик должен посчитать количество слогов в слове. Речевой материал: рак, стол, кошка, ворона.
Задание 2
Отбор картинок с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает ученику картинки, из которых он должен отобрать только те, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).
Речевой материал: молоток, вишня, комар, ворона, еж, карандаш, мак.
Задание 3
Произнесение слитно слов, предложений, сказанных по слогам.
Учитель произносит слово или предложение по слогам, ученик должен повторить его слитно.
Речевой материал: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, те-ле-фон, бу-ма-га. На-сту-пи-ла зи-ма. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.
Задание 4
Составление слов из слогов.
Учитель раскладывает перед учеником слоги в неправильной последовательности и просит составить из них слова.
Речевой материал: КИ, РУ; ЗА, РО; РА, ГО; ШИ, НА, МА.
IV этап: Обследование фонематического анализа.
Задание 1
Выделение звука из состава слова.
Учитель предлагает ученику определить, есть ли звук (м) в предложенных словах. Речевой материал: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.
Задание 2
Выделение звука, стоящего в начале слова (гласного, согласного).
Учитель просит назвать ученика первый звук в слове.
Речевой материал: астра, удочка, осень, мухомор, соловей, труба, кран.
Задание 3
Выделение звука, стоящего в конце слова (гласного, согласного).
Учитель просит назвать ученика последний звук в слове.
Речевой материал: мак, карандаш, дом, аист, палец, танкист, радуга.
Задание 4
Выделение звука, стоящего в середине слова (гласного, согласного).
Учитель просит назвать ученика звук в середине слова.
Речевой материал: рак, дом, лук, сом, сыр; лампа, белка.
Задание 5
Определение количества (гласных и согласных) звуков в слове.
Учитель предлагает посчитать количество гласных и согласных звуков в односложном слове.
Речевой материал: нос, дом, кот.
Задание 6
Выделение одинаковых звуков в двух названных словах.
Учитель просит назвать ученика звуки, которые есть и в том и в другом слове. Речевой материал: лопата, самолет, стакан, мишка, метла, корова.
Задание 7
Определение места звука в слове.
Учитель спрашивает ученика, где слышится звук (р): в начале, в конце или в середине слова.
Речевой материал: ракета, арбуз, самовар, паркет, рак, двор.
Задание 8
Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
Учитель просит ученика посчитать, сколько звуков в слове.
Речевой материал: дым, кот, сок, шапка, кошка.
Задание 9
Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).
Учитель просит ученика определить, какой по счету звук (р) в словах.
Речевой материал: рыба, трава, пароход, рак, арка.
После этого просит назвать соседей звука (ш) в словах.
Речевой материал: кошка, ушки, смешно.
Задание 10
Определение последовательности звуков в слове.
Учитель просит ученика назвать первый, второй и третий звук в слове.
Речевой материал: мак, дом, сом.
V этап: Обследование фонематического синтеза.
Задание 1
Составление слов из заданного количества звуков.
Учитель произносит отдельно каждый звук слова, а потом просит ученика отгадать, что за слово он сказал.
Речевой материал: К,О,Т М,А,К Р,У,К,А 3,И,М,А Ш,А,П,К,А
Задание 2
Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Учитель предлагает детям буквы, данные в нарушенной последовательности, и просит ученика составить из них слово.
Речевой материал: У,М,Ш А,Р,К З,О,Р,А И,Ш,А,Н
VI этап: Обследование фонематических представлений.
Задание 1
Подбор слов определенной тематики на заданный звук.
Учитель предлагает ученику придумать слова так, чтобы они начинались на заданный звук.
Речевой материал: | Одежда | к | Овощ п |
| Дерево | д | Время года о |
| Фрукт | б | Гриб с |
|
Задание 2
Называние слов, в которых есть заданный звук.
Учитель просит ученика назвать слова, в которых есть звук (ш).
Задание 3
Подбор слов на заданный звук с указанием его места в слове (начало, конец, середина).
Учитель просит ученика назвать слово так, чтобы заданный звук был бы, например, в середине слова (начале, конце).
Речевой материал: Звуки (т), (р), (с), (к).
Задание 4
Подбор слов, которые должны начинаться на тот же звук, что и названное.
Учитель называет слово, а ученик должен определить с какого звука начинается это слово и придумать свое на этот же звук.
Речевой материал: Стол - Сумка Полка- ... Шапка- ...
Зима - Зебра Каша- ... Лужа-…
Задаиие 5
Составление схемы к односложным словам.
Учитель предлагает ученику составить схему к слову.
Речевой материал: кот, дом, шар, рак.
Задание 6
Отбор картинок к данной схеме.
Учитель предлагает ребенку картинки и просит отобрать те, которые подходят к данной схеме.
Речевой материал: схема: синий кружок, красный кружок, синий кружок.
картинки: мак, рыба, слон, дом, осы, нос.
Задание 7
Придумывание слов на заданное количество звуков.
Учитель просит ученика назвать слова, в которых 3 эвука, 4звука.
Задание 8
Отбор картинок, в названии которых определенное количество звуков. Учитель просит ученика отобрать картинки, в названии которых 3 звука.
Речевой материал: сом, кот, стул, ноты, лимон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_neyu.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика фонематических нарушений у умственно отсталых школьников.
I этап: Обследование фонематического восприятия.
Задание 1
Различение изолированных звуков.
Учитель проговаривает звуки парами и просит ученика хлопками реагировать на одинаковые звуки.
Речевой материал: | ы-и | ц-ч | ж-ж |
и-и | Ц-Ц | ж-з | |
и-ы | ч-ч | 3-3 | |
ы-ы | ч-ц | з-ж | |
Задание 2 | |||
Различение слогов со сходными звуками. | |||
Учитель произносит пары слогов и просит ученика хлопнуть, когда тот услышит одинаковые слоги. | |||
Речевой материал: | па-ба | ты-ти | су-шу |
па-па | ти-ти | су-су | |
ба-па | ти-ты | шу-шу | |
ба-ба | ты-ты | шу-су |
Задание 3
Узнавание и различение слов близких по звуковому составу.
Учитель произносит пары слов и предлагает ученику внимательно послушать и поднять руку, если услышит одинаковые слова.
Речевой материал:
день – тень
палка –палка
балка – палка
балка - балка
Задание 4
Различение правильно и не правильно произносимых слов.
Учитель просит ученика хлопать в ладоши только тогда, когда слово будет названо правильно.
Речевой материал: Суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Йасладуська, раскйадушка, раскладуска, раскладушка, ласкрадушка, раскладушка.
Задание 5
Отбор слов, которые звучат, похоже.
Учитель просит ученика соединить картинки, названия которых звучат, похоже. Речевой материал: лук, жук, мышка, мишка, дом, ком, бинт, винт.
Задание 6
Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.
Учитель предлагает ученику сказать «да», если заданный звук присутствует в слове, а также «нет», если звук отсутствует в слове.
Речевой материал: флаг, балалайка, груша, гриб, ключ, топор, игла.
Задание 7
Отбор картинок на заданный звук.
Учитель предлагает показать картинки с заданным звуком.
Речевой материал: молоток, вишня, комар, ворона, еж, карандаш, мак.
Задание 8
Выделение слова с заданным звуком из фразы.
Учитель предлагает ученику назвать слово, в котором есть заданный звук: Речевой материал: (м) Маша ела кашу. (з) На полянке заяц.
Мальчик пьет молоко. У Зои розовый бант.
(п) Мама варит суп. (ж) Ира увидела жука.
Паша нарисовал пальму. В лесу живут медвежата.
(ш) Маша купила ленту.
У Лены большой шар.
Задание 9
Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов.
Учитель просит ученика повторить за ним звуковые, слоговые ряды и ряды слов
Речевой материал: ауио оуиа па-ба та-да-та га-ка-га
ма-мя ны-ни-ны ви-вы-ви пух - мех - мох
кот - кит —ток дом - дам — дым бак - бык — бок
копка - кепка – папка
II этап: Обследование анализа состава предложения.
Задание 1
Определение количества слов в предложении.
Учитель предлагает детям посчитать количество слов в предложении.
Речевой материал: Листья падают на землю. Зимой идет снег.
Задание 2
Определение последовательности слов в предложении.
Учитель просит ученика назвать первое, второе и третье слово в предложении. Речевой материал: Кошка крепко спит. Осенью идут дожди.
Задание 3
Определение места слов в предложении.
Учитель просит ученика назвать слова, которые стоят вначале и в конце предложения.
Речевой материал: Мама моет посуду. Дети читают книгу.
III этап: Обследование cлогового анализа и синтеза.
Задание 1
Определение количества слогов в слове.
Учитель произносит слова, а ученик должен посчитать количество слогов в слове. Речевой материал: рак, стол, кошка, ворона.
Задание 2
Отбор картинок с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает ученику картинки, из которых он должен отобрать только те, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).
Речевой материал: молоток, вишня, комар, ворона, еж, карандаш, мак.
Задание 3
Произнесение слитно слов, предложений, сказанных по слогам.
Учитель произносит слово или предложение по слогам, ученик должен повторить его слитно.
Речевой материал: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, те-ле-фон, бу-ма-га. На-сту-пи-ла зи-ма. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.
Задание 4
Составление слов из слогов.
Учитель раскладывает перед учеником слоги в неправильной последовательности и просит составить из них слова.
Речевой материал: КИ, РУ; ЗА, РО; РА, ГО; ШИ, НА, МА.
IV этап: Обследование фонематического анализа.
Задание 1
Выделение звука из состава слова.
Учитель предлагает ученику определить, есть ли звук (м) в предложенных словах. Речевой материал: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.
Задание 2
Выделение звука, стоящего в начале слова (гласного, согласного).
Учитель просит назвать ученика первый звук в слове.
Речевой материал: астра, удочка, осень, мухомор, соловей, труба, кран.
Задание 3
Выделение звука, стоящего в конце слова (гласного, согласного).
Учитель просит назвать ученика последний звук в слове.
Речевой материал: мак, карандаш, дом, аист, палец, танкист, радуга.
Задание 4
Выделение звука, стоящего в середине слова (гласного, согласного).
Учитель просит назвать ученика звук в середине слова.
Речевой материал: рак, дом, лук, сом, сыр; лампа, белка.
Задание 5
Определение количества (гласных и согласных) звуков в слове.
Учитель предлагает посчитать количество гласных и согласных звуков в односложном слове.
Речевой материал: нос, дом, кот.
Задание 6
Выделение одинаковых звуков в двух названных словах.
Учитель просит назвать ученика звуки, которые есть и в том и в другом слове. Речевой материал: лопата, самолет, стакан, мишка, метла, корова.
Задание 7
Определение места звука в слове.
Учитель спрашивает ученика, где слышится звук (р): в начале, в конце или в середине слова.
Речевой материал: ракета, арбуз, самовар, паркет, рак, двор.
Задание 8
Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
Учитель просит ученика посчитать, сколько звуков в слове.
Речевой материал: дым, кот, сок, шапка, кошка.
Задание 9
Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).
Учитель просит ученика определить, какой по счету звук (р) в словах.
Речевой материал: рыба, трава, пароход, рак, арка.
После этого просит назвать соседей звука (ш) в словах.
Речевой материал: кошка, ушки, смешно.
Задание 10
Определение последовательности звуков в слове.
Учитель просит ученика назвать первый, второй и третий звук в слове.
Речевой материал: мак, дом, сом.
V этап: Обследование фонематического синтеза.
Задание 1
Составление слов из заданного количества звуков.
Учитель произносит отдельно каждый звук слова, а потом просит ученика отгадать, что за слово он сказал.
Речевой материал: К,О,Т М,А,К Р,У,К,А 3,И,М,А Ш,А,П,К,А
Задание 2
Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Учитель предлагает детям буквы, данные в нарушенной последовательности, и просит ученика составить из них слово.
Речевой материал: У,М,Ш А,Р,К З,О,Р,А И,Ш,А,Н
VI этап: Обследование фонематических представлений.
Задание 1
Подбор слов определенной тематики на заданный звук.
Учитель предлагает ученику придумать слова так, чтобы они начинались на заданный звук.
Речевой материал: | Одежда | к | Овощ п |
Дерево | д | Время года о | |
Фрукт | б | Гриб с |
Задание 2
Называние слов, в которых есть заданный звук.
Учитель просит ученика назвать слова, в которых есть звук (ш).
Задание 3
Подбор слов на заданный звук с указанием его места в слове (начало, конец, середина).
Учитель просит ученика назвать слово так, чтобы заданный звук был бы, например, в середине слова (начале, конце).
Речевой материал: Звуки (т), (р), (с), (к).
Задание 4
Подбор слов, которые должны начинаться на тот же звук, что и названное.
Учитель называет слово, а ученик должен определить с какого звука начинается это слово и придумать свое на этот же звук.
Речевой материал: Стол - Сумка Полка- ... Шапка- ...
Зима - Зебра Каша- ... Лужа-…
Задаиие 5
Составление схемы к односложным словам.
Учитель предлагает ученику составить схему к слову.
Речевой материал: кот, дом, шар, рак.
Задание 6
Отбор картинок к данной схеме.
Учитель предлагает ребенку картинки и просит отобрать те, которые подходят к данной схеме.
Речевой материал: схема: синий кружок, красный кружок, синий кружок.
картинки: мак, рыба, слон, дом, осы, нос.
Задание 7
Придумывание слов на заданное количество звуков.
Учитель просит ученика назвать слова, в которых 3 эвука, 4звука.
Задание 8
Отбор картинок, в названии которых определенное количество звуков. Учитель просит ученика отобрать картинки, в названии которых 3 звука.
Речевой материал: сом, кот, стул, ноты, лимон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат. ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....
Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)
Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...
Характеристика нарушений речи у умственно отсталых школьников
Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятел...
Применение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений у умственно отсталых школьников
В статье рассмотрены особенности нарушения речи у умственно отсталых детей; Главные достоинства Су Джок терапии; Приемы Су Джок терапии....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) и НОДА
программа коррекционно-развивающих занятий 1-4 класс...
"Возрастные особенности школьников с интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость)и их влияние на здоровье и поведение." (1-4 класс)
Мытье рук - занятие очевидное, но не все так просто.Итак, несколько вопросов про одно из самых регулярных занятий в нашей жизни. Когда следует мыть руки? После прихода с улицы, п...