Диагностика фонематических нарушений у умственно отсталых школьников.
методическая разработка (2 класс) на тему

Нягина Елена Юрьевна

Диагностика фонематических нарушений у умственно отсталых школьников.

I этап: Обследование фонематического восприятия.

 

 

Задание 1

Различение изолированных звуков.

Учитель проговаривает звуки парами и просит ученика хлопками реагировать на одинаковые звуки.

Речевой материал:

ы-и

ц-ч

ж-ж

 

и-и

Ц-Ц

ж-з

 

и-ы

ч-ч

3-3

 

ы-ы

ч-ц

з-ж

Задание 2

Различение слогов со сходными звуками.

 

Учитель произносит пары слогов и просит

ученика хлопнуть, когда тот услышит  одинаковые слоги.

 

Речевой материал:

па-ба

ты-ти

су-шу

 

па-па

ти-ти

су-су

 

ба-па

ти-ты

шу-шу

 

ба-ба

ты-ты

шу-су

 

 

 

Задание 3

Узнавание и различение слов близких по звуковому составу.

Учитель произносит пары слов и предлагает ученику внимательно послушать и поднять руку, если услышит одинаковые слова.

Речевой материал:         

день – тень

палка –палка

балка – палка

балка - балка

Задание 4

Различение правильно и не правильно произносимых слов.

Учитель просит ученика хлопать в ладоши только тогда, когда слово будет названо правильно.

Речевой материал:  Суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Йасладуська, раскйадушка, раскладуска, раскладушка, ласкрадушка, раскладушка.

Задание 5

Отбор слов, которые звучат, похоже.

Учитель просит ученика соединить картинки, названия которых звучат, похоже. Речевой материал: лук, жук, мышка, мишка, дом, ком, бинт, винт.

Задание 6

Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

Учитель предлагает ученику сказать «да», если заданный звук присутствует в слове, а также «нет», если звук отсутствует в слове.                                                                                          

Речевой материал: флаг, балалайка, груша, гриб, ключ, топор, игла.

Задание 7

Отбор картинок на заданный звук.

Учитель предлагает показать картинки с заданным звуком.

Речевой материал: молоток, вишня, комар, ворона, еж, карандаш, мак.

Задание 8

Выделение слова с заданным звуком из фразы.

Учитель предлагает ученику назвать слово, в котором есть заданный звук: Речевой материал: (м) Маша ела кашу.                                                                                         (з) На полянке заяц.

                           Мальчик пьет молоко.                           У Зои розовый бант.

                     (п) Мама варит суп.                                (ж) Ира увидела жука.

                          Паша нарисовал пальму.                              В лесу живут медвежата.

(ш) Маша купила ленту.

У Лены большой шар.

Задание 9

Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов.

Учитель просит ученика повторить за ним звуковые, слоговые ряды и ряды слов

Речевой материал: ауио  оуиа   па-ба  та-да-та  га-ка-га

ма-мя      ны-ни-ны      ви-вы-ви                                                        пух - мех - мох

кот - кит —ток        дом - дам — дым                            бак - бык — бок

копка - кепка – папка

 

II этап: Обследование анализа состава предложения.

Задание 1

Определение количества слов в предложении.

Учитель предлагает детям посчитать количество слов в предложении.

Речевой материал: Листья падают на землю. Зимой идет снег.

Задание 2

Определение последовательности слов в предложении.

Учитель просит ученика назвать первое, второе и третье слово в предложении. Речевой материал: Кошка крепко спит. Осенью идут дожди.

Задание 3

Определение места слов в предложении.

Учитель просит ученика назвать слова, которые стоят вначале и в конце предложения.

Речевой материал: Мама моет посуду. Дети читают книгу.

 

III этап: Обследование cлогового анализа и синтеза.

 

Задание 1

Определение количества слогов в слове.

Учитель произносит слова, а ученик должен посчитать количество слогов в слове. Речевой материал: рак, стол, кошка, ворона.

Задание 2

Отбор картинок с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает ученику картинки, из которых он должен отобрать только те, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).

Речевой материал: молоток, вишня, комар, ворона, еж, карандаш, мак.

Задание 3

Произнесение слитно слов, предложений, сказанных по слогам.

Учитель произносит слово или предложение по слогам, ученик должен повторить его слитно.

Речевой материал: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, те-ле-фон, бу-ма-га. На-сту-пи-ла зи-ма. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.

 

Задание 4

Составление слов из слогов.

Учитель раскладывает перед учеником слоги в неправильной последовательности и просит составить из них слова.

Речевой материал: КИ, РУ; ЗА, РО; РА, ГО; ШИ, НА, МА.

IV этап: Обследование фонематического анализа.

Задание 1

Выделение звука из состава слова.

Учитель предлагает ученику определить, есть ли звук (м) в предложенных словах. Речевой материал: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.

Задание 2

Выделение звука, стоящего в начале слова (гласного, согласного).

Учитель просит назвать ученика первый звук в слове.

Речевой материал: астра, удочка, осень, мухомор, соловей, труба, кран.

Задание 3

Выделение звука, стоящего в конце слова (гласного, согласного).

Учитель просит назвать ученика последний звук в слове.

Речевой материал: мак, карандаш, дом, аист, палец, танкист, радуга.

Задание 4

Выделение звука, стоящего в середине слова (гласного, согласного).

Учитель просит назвать ученика звук в середине слова.

Речевой материал: рак, дом, лук, сом, сыр; лампа, белка.

 

 

Задание 5

Определение количества (гласных и согласных) звуков в слове.

Учитель предлагает посчитать количество гласных и согласных звуков в односложном слове.

Речевой материал: нос, дом, кот.

Задание 6

Выделение одинаковых звуков в двух названных словах.

Учитель просит назвать ученика звуки, которые есть и в том и в другом слове. Речевой материал: лопата, самолет, стакан, мишка, метла, корова.

Задание 7

Определение места звука в слове.

Учитель спрашивает ученика, где слышится звук (р): в начале, в конце или в середине слова.

Речевой материал: ракета, арбуз, самовар, паркет, рак, двор.

Задание 8

Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Учитель просит ученика посчитать, сколько звуков в слове.

Речевой материал: дым, кот, сок, шапка, кошка.

Задание 9

Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Учитель просит ученика определить, какой по счету звук (р) в словах.

Речевой материал: рыба, трава, пароход, рак, арка.

После этого просит назвать соседей звука (ш) в словах.

Речевой материал: кошка, ушки, смешно.

Задание 10

Определение последовательности звуков в слове.

Учитель просит ученика назвать первый, второй и третий звук в слове.

Речевой материал: мак, дом, сом.

V этап: Обследование фонематического синтеза.

Задание 1

Составление слов из заданного количества звуков.

Учитель произносит отдельно каждый звук слова, а потом просит ученика отгадать, что за слово он сказал.

Речевой материал: К,О,Т  М,А,К  Р,У,К,А  3,И,М,А  Ш,А,П,К,А

Задание 2

Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Учитель предлагает детям буквы, данные в нарушенной последовательности, и просит ученика составить из них слово.

Речевой материал: У,М,Ш  А,Р,К     З,О,Р,А      И,Ш,А,Н

 

 

VI этап: Обследование фонематических представлений.

 

 

Задание 1

Подбор слов определенной тематики на заданный звук.

Учитель предлагает ученику придумать слова так, чтобы они начинались на заданный звук.

Речевой материал:

Одежда

к

Овощ    п

 

Дерево

     д

Время года    о

 

Фрукт

б

Гриб     с

 

 

 

Задание 2

Называние слов, в которых есть заданный звук.

Учитель просит ученика назвать слова, в которых есть звук (ш).

Задание 3

Подбор слов на заданный звук с указанием его места в слове (начало, конец, середина).

Учитель просит ученика назвать слово так, чтобы заданный звук был бы, например, в середине слова (начале, конце).

Речевой материал: Звуки (т), (р), (с), (к).

Задание 4

Подбор слов, которые должны начинаться на тот же звук, что и названное.

Учитель называет слово, а ученик должен определить с какого звука начинается это слово и придумать свое на этот же звук.

Речевой материал: Стол - Сумка              Полка- ...                                                                       Шапка- ...

Зима - Зебра               Каша- ...                                     Лужа-…

Задаиие 5

Составление схемы к односложным словам.

Учитель предлагает ученику составить схему к слову.

Речевой материал: кот, дом, шар, рак.                   

Задание 6

Отбор картинок к данной схеме.

Учитель предлагает ребенку картинки и просит отобрать те, которые подходят к данной схеме.

Речевой материал: схема: синий кружок, красный кружок, синий кружок.

картинки: мак, рыба, слон, дом, осы, нос.

Задание 7

Придумывание слов на заданное количество звуков.

Учитель просит ученика назвать слова, в которых 3 эвука, 4звука.

Задание 8

Отбор картинок, в названии которых определенное количество звуков. Учитель просит ученика отобрать картинки, в названии которых 3 звука.

Речевой материал: сом, кот, стул, ноты, лимон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_neyu.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика фонематических нарушений у умственно отсталых школьников.

I этап: Обследование фонематического восприятия.

Задание 1

Различение изолированных звуков.

Учитель проговаривает звуки парами и просит ученика хлопками реагировать на одинаковые звуки.

Речевой материал:

ы-и

ц-ч

ж-ж

и-и

Ц-Ц

ж-з

и-ы

ч-ч

3-3

ы-ы

ч-ц

з-ж

Задание 2

Различение слогов со сходными звуками.

Учитель произносит пары слогов и просит

ученика хлопнуть, когда тот услышит  одинаковые слоги.

Речевой материал:

па-ба

ты-ти

су-шу

па-па

ти-ти

су-су

ба-па

ти-ты

шу-шу

ба-ба

ты-ты

шу-су

Задание 3

Узнавание и различение слов близких по звуковому составу.

Учитель произносит пары слов и предлагает ученику внимательно послушать и поднять руку, если услышит одинаковые слова.

Речевой материал:        

день – тень

палка –палка

балка – палка

балка - балка

Задание 4

Различение правильно и не правильно произносимых слов.

Учитель просит ученика хлопать в ладоши только тогда, когда слово будет названо правильно.

Речевой материал:  Суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Йасладуська, раскйадушка, раскладуска, раскладушка, ласкрадушка, раскладушка.

Задание 5

Отбор слов, которые звучат, похоже.

Учитель просит ученика соединить картинки, названия которых звучат, похоже. Речевой материал: лук, жук, мышка, мишка, дом, ком, бинт, винт.

Задание 6

Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

Учитель предлагает ученику сказать «да», если заданный звук присутствует в слове, а также «нет», если звук отсутствует в слове.        

Речевой материал: флаг, балалайка, груша, гриб, ключ, топор, игла.

Задание 7

Отбор картинок на заданный звук.

Учитель предлагает показать картинки с заданным звуком.

Речевой материал: молоток, вишня, комар, ворона, еж, карандаш, мак.

Задание 8

Выделение слова с заданным звуком из фразы.

Учитель предлагает ученику назвать слово, в котором есть заданный звук: Речевой материал: (м) Маша ела кашу.        (з) На полянке заяц.

                           Мальчик пьет молоко.                           У Зои розовый бант.

                     (п) Мама варит суп.        (ж) Ира увидела жука.

                          Паша нарисовал пальму.                              В лесу живут медвежата.

(ш) Маша купила ленту.

У Лены большой шар.

Задание 9

Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов.

Учитель просит ученика повторить за ним звуковые, слоговые ряды и ряды слов

Речевой материал: ауио  оуиа   па-ба  та-да-та  га-ка-га

ма-мя      ны-ни-ны      ви-вы-ви        пух - мех - мох

кот - кит —ток        дом - дам — дым        бак - бык — бок

копка - кепка – папка

II этап: Обследование анализа состава предложения.

Задание 1

Определение количества слов в предложении.

Учитель предлагает детям посчитать количество слов в предложении.

Речевой материал: Листья падают на землю. Зимой идет снег.

Задание 2

Определение последовательности слов в предложении.

Учитель просит ученика назвать первое, второе и третье слово в предложении. Речевой материал: Кошка крепко спит. Осенью идут дожди.

Задание 3

Определение места слов в предложении.

Учитель просит ученика назвать слова, которые стоят вначале и в конце предложения.

Речевой материал: Мама моет посуду. Дети читают книгу.

III этап: Обследование cлогового анализа и синтеза.

Задание 1

Определение количества слогов в слове.

Учитель произносит слова, а ученик должен посчитать количество слогов в слове. Речевой материал: рак, стол, кошка, ворона.

Задание 2

Отбор картинок с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает ученику картинки, из которых он должен отобрать только те, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).

Речевой материал: молоток, вишня, комар, ворона, еж, карандаш, мак.

Задание 3

Произнесение слитно слов, предложений, сказанных по слогам.

Учитель произносит слово или предложение по слогам, ученик должен повторить его слитно.

Речевой материал: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, те-ле-фон, бу-ма-га. На-сту-пи-ла зи-ма. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.

Задание 4

Составление слов из слогов.

Учитель раскладывает перед учеником слоги в неправильной последовательности и просит составить из них слова.

Речевой материал: КИ, РУ; ЗА, РО; РА, ГО; ШИ, НА, МА.

IV этап: Обследование фонематического анализа.

Задание 1

Выделение звука из состава слова.

Учитель предлагает ученику определить, есть ли звук (м) в предложенных словах. Речевой материал: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.

Задание 2

Выделение звука, стоящего в начале слова (гласного, согласного).

Учитель просит назвать ученика первый звук в слове.

Речевой материал: астра, удочка, осень, мухомор, соловей, труба, кран.

Задание 3

Выделение звука, стоящего в конце слова (гласного, согласного).

Учитель просит назвать ученика последний звук в слове.

Речевой материал: мак, карандаш, дом, аист, палец, танкист, радуга.

Задание 4

Выделение звука, стоящего в середине слова (гласного, согласного).

Учитель просит назвать ученика звук в середине слова.

Речевой материал: рак, дом, лук, сом, сыр; лампа, белка.

Задание 5

Определение количества (гласных и согласных) звуков в слове.

Учитель предлагает посчитать количество гласных и согласных звуков в односложном слове.

Речевой материал: нос, дом, кот.

Задание 6

Выделение одинаковых звуков в двух названных словах.

Учитель просит назвать ученика звуки, которые есть и в том и в другом слове. Речевой материал: лопата, самолет, стакан, мишка, метла, корова.

Задание 7

Определение места звука в слове.

Учитель спрашивает ученика, где слышится звук (р): в начале, в конце или в середине слова.

Речевой материал: ракета, арбуз, самовар, паркет, рак, двор.

Задание 8

Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Учитель просит ученика посчитать, сколько звуков в слове.

Речевой материал: дым, кот, сок, шапка, кошка.

Задание 9

Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Учитель просит ученика определить, какой по счету звук (р) в словах.

Речевой материал: рыба, трава, пароход, рак, арка.

После этого просит назвать соседей звука (ш) в словах.

Речевой материал: кошка, ушки, смешно.

Задание 10

Определение последовательности звуков в слове.

Учитель просит ученика назвать первый, второй и третий звук в слове.

Речевой материал: мак, дом, сом.

V этап: Обследование фонематического синтеза.

Задание 1

Составление слов из заданного количества звуков.

Учитель произносит отдельно каждый звук слова, а потом просит ученика отгадать, что за слово он сказал.

Речевой материал: К,О,Т  М,А,К  Р,У,К,А  3,И,М,А  Ш,А,П,К,А 

Задание 2

Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Учитель предлагает детям буквы, данные в нарушенной последовательности, и просит ученика составить из них слово.

Речевой материал: У,М,Ш  А,Р,К     З,О,Р,А      И,Ш,А,Н

VI этап: Обследование фонематических представлений.

Задание 1

Подбор слов определенной тематики на заданный звук.

Учитель предлагает ученику придумать слова так, чтобы они начинались на заданный звук.

Речевой материал:

Одежда

к

Овощ    п

Дерево

     д

Время года    о

Фрукт

б

Гриб     с

Задание 2

Называние слов, в которых есть заданный звук.

Учитель просит ученика назвать слова, в которых есть звук (ш).

Задание 3

Подбор слов на заданный звук с указанием его места в слове (начало, конец, середина).

Учитель просит ученика назвать слово так, чтобы заданный звук был бы, например, в середине слова (начале, конце).

Речевой материал: Звуки (т), (р), (с), (к).

Задание 4

Подбор слов, которые должны начинаться на тот же звук, что и названное.

Учитель называет слово, а ученик должен определить с какого звука начинается это слово и придумать свое на этот же звук.

Речевой материал: Стол - Сумка        Полка- ...        Шапка- ...

Зима - Зебра        Каша- ...        Лужа-…

Задаиие 5

Составление схемы к односложным словам.

Учитель предлагает ученику составить схему к слову.

Речевой материал: кот, дом, шар, рак.         

Задание 6

Отбор картинок к данной схеме.

Учитель предлагает ребенку картинки и просит отобрать те, которые подходят к данной схеме.

Речевой материал: схема: синий кружок, красный кружок, синий кружок.

картинки: мак, рыба, слон, дом, осы, нос.

Задание 7

Придумывание слов на заданное количество звуков.

Учитель просит ученика назвать слова, в которых 3 эвука, 4звука.

Задание 8

Отбор картинок, в названии которых определенное количество звуков. Учитель просит ученика отобрать картинки, в названии которых 3 звука.

Речевой материал: сом, кот, стул, ноты, лимон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат.     ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

Характеристика нарушений речи у умственно отсталых школьников

Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятел...

Применение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений у умственно отсталых школьников

В статье рассмотрены особенности нарушения речи у умственно отсталых детей; Главные достоинства Су Джок терапии; Приемы Су  Джок терапии....

"Возрастные особенности школьников с интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость)и их влияние на здоровье и поведение." (1-4 класс)

Мытье рук   - занятие очевидное, но не все так просто.Итак, несколько вопросов про одно из самых регулярных занятий в нашей жизни. Когда следует мыть руки? После прихода с улицы, п...